ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА В РАННЕМ ДЕТСТВЕ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Формирование личности ребенка очень сложный процесс, в котором главную роль играет семья. Именно в семье закладываются основы общения, которые ребенок в будущем будет развивать. Семья может выступать в качестве положительного и отрицательного фактора. Положительная сторона фактора заключается в том, что никто, кроме самых близких людей для ребенка - матери, отца, бабушки, дедушки, брата и сестры, не любит и не заботится о нем так, как его родные.[ 8 ]

Дети - отражение взрослых.они во всем подражают своим родителям, поэтому, очень важно, чтобы семья контролировала свое поведение. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек, оставлять ребенка наедине с самим собой. Именно в семье основывается тот фундамент, который помогает ребенку стать личностью. В семье он получает жизненный опыт, учится вести себя правильно в тех или иных ситуациях.[ 6 ]

Важнейшим фактором, формирующим личность ребенка, является в первую очередь родительская любовь. Ребенок лишенный любви, внимания, заботы может стать замкнутым, неуверенным в себе, с апатичным взглядом на жизнь. Возьмем к примеру детей из "детских домов". Они сохраняют бессмысленный, безразличный взгляд на жизнь, чувствуют себя не нужными, воспринимают любую информацию или ситуацию пессимистично. Как правило, становление личности у таких детей происходит позже, чем у детей, которые получают достаточное количество внимания, заботы, любви и ласки. Поэтому - безусловная любовь к ребенку - та почва, на которой вырастает как прекрасный цветок целостная личность. Семья - это та среда, которая влияет на формирование личности ребенка, на его душевное и духовное благополучие.

Термин личность имеет глубокий смысл, и применяется во многих сферах научной деятельности (психология, философия, социология и т.д.). Личность - это человек, носитель каких-либо свойств, результат процесса воспитания и самовоспитания. Как сказал А. Н. Леонтьев "личностью не рождаются, а становятся". Личность-это человек, осознающий свою уникальность, индивидуальность и неповторимость. Личность-это совокупность выработанных привычек и предпочтений, особенности человека, определяющие повседневное поведение. Стоит обратить внимание на высказывания известных педагогов о личности ребенка: "ребенок - личность. Его нужно уважать, наказания недопустимы".[ 9 ]Выдающийся русский ученый, невропатолог, психиатр, организатор науки Владимир Михайлович Бехтерев писал о вреде чрезмерной строгости родителей по отношению к детям. Он утверждал, что при чрезмерной строгости родителей, ребенок испытывает чувство страха, а страх - это самый негативный фактор для ребенка. В.М. Бехтерев считал, что страх угнетает впечатлительность ребенка и не дает ему проявлять инициативу, а так же правильно воспринимать происходящее.он утверждал, что крайне важным как в том, так и в другом случае не пользоваться формой приказания, а влиять на чувство ребенка и действовать убеждением, представляя ребенку в доступной для него форме.

Самое большое влияние на ребенка оказывает семья. Ни один из социальных институтов не может сравниться с семьей. [ 5 c.112 ] Воспитание - одна из сложнейших работ, выпавших на долю человека. В любой, даже самой дружной семье иногда возникают конфликты. Причина возникновения конфликтов - разные взгляды на жизнь. Например, ребенок, достигая трех лет, когда происходит становление личности, пытается все делать самостоятельно, без помощи родителей. Таким образом, ребенок вытесняет из своего круга взрослых, отказывается от их помощи и всегда произносит "Я сам!" ребенок хочет самостоятельно выходить на прогулку, переходить дорогу, идти в магазин, а родители волнуются за него и не позволяют делать все самостоятельно. На этом стыке и возникают разногласия, ребенок начинает показывать свой характер, проявляет принципиальность. В таких ситуациях не все родители поступают правильно. Ни в коем случае нельзя поднимать руку на ребенка, насилие ребенка строго запрещено! Это лишь только обострит ситуацию и даже повлияет на дальнейшее развитие ребенка. Рукоприкладство очень негативно влияет на психику детей, поэтому, как бы сложно не было родителям, они должны контролировать свои эмоции. Чтобы поступить правильно в такой ситуации, следует перейти в игровую деятельность. Нужно найти такой вариант, который подходит и взрослому и ребенку.

Известно, что эмоциональное состояние ребенка, в первую очередь, тесно связано с семьей. Семья представляет собой фундамент для настоящих и будущих отношений ребенка с людьми. Семья определяет душевное состояние ребенка, его реакции на происходящее. Семья является важнейшим условием нормального развития, она дает ребенку модели надежного и стабильного мира с возможностью постоянной привязанности.одним из факторов влияния семьи на эмоциональное развитие ребенка является стиль воспитания. до настоящего времени в психической науке не существует единого мнения по проблеме классификации родительских стилей. Но, при всем разнообразии подходов, в разных классификациях принято выделять гармоничный или дисгармоничныестили семейного воспитания.

Гармоничныйстиль семейного воспитания отличается: взаимным принятием, эмпатией; высоким уровнем удовлетворения потребностей ребенка; признанием его права на выбор самостоятельного пути развития; равноправием; признанием самоценности ребенка; изменением систем воспитания в соответствии с возрастом ребенка.

Дисгармоничныестили воспитания весьма разнообразны, но всем им в ой или иной степени свойственны: недостаточный уровень принятия ребенка, проявление эмоционального отвержения, отсутствие взаимности, низкий уровень сплоченности родителей, высокий уровень противоречивости, непоследовательности в отношениях родителей с детьми, завышение требований к ребенку, неконструктивный характер контроля.

Д. Баумринд рассматривает четыре стиля воспитания:

1)авторитетный

2)авторитарный

3)либеральный

4)индифферентный

Данные стили воспитания базируются на двух критериях: степень эмоциональной близости, теплоты родителей к ребенку, и степень контроля за его поведением.

При авторитетномстиле воспитания родители проявляют к ребенку теплое отношение и высокий уровень контроля с признанием и поощрением развития его автономии. У авторитетных родителей реализуется демократический стиль общения с детьми, они готовы к изменению требований и правил с учетом растущей компетентности детей. Этот стиль воспитания характеризует гибкий подход в воспитании.родители мотивируя свои поступки и требования, прислушиваются к мнению детей, уважают их позицию, развивают самостоятельность суждений.

авторитарный стиль воспитания характеризуется холодными отношениями, отвержением и высоким уровнем контроля.авторитарный стиль воспитания реализуется через строгость, требовательность, безапелляционность, командно-директивный стиль общения родителей с детьми. угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля.

Либеральный стиль воспитания выражается в теплых отношениях, низком уровне контроля. Либеральный стиль предполагает всепрощенчество, терпимость в отношениях с детьми. Требования и правила в данном стиле практически отсутствуют, уровень руководства недостаточен. Источником является чрезмерная родительская любовь.

Индифферентный стиль воспитания проявляется в холодном отношении родителей и низком уровне контроля в форме игнорирования интересов и потребностей ребенка. При индифферентном стиле проявляются низкая вовлеченность родителей в процесс воспитания, дистантность в отношениях с ребенком. [ 3. 78-81c.]

Гарбузов выделил три стиля дисгармоничного воспитания:

Первый стиль - непринятие; эмоциональное отвержение - непринятие индивидуальных особенностей ребенка, попытки "улучшения", "врожденного типа" реагирования, сочетающиеся с жестким контролем, регламентацией всей жизни ребенка. В отдельных случаях непринятие может проявляться в крайней форме - реального отказа от ребенка, помещения его в интернат, психиатрическую больницу и т.д. Подобное отношение может отмечаться у одиноких матерей, в семьях, где ребенок родился "случайно" или"не вовремя", в период бытовой неустроенности и супружеских конфликтов. Наряду с жестким контролем воспитание эмоциональное отвержение может сочетаться с недостатком контроля, равнодушием к распорядку жизни ребенка, полным попустительством. Первый стиль воспитания, фактически повторяет рассмотренный выше авторитарный стиль.

Второй стиль дисгармоничного воспитания коротко выражается в тревожно-мнительной концентрации родителей на состоянии здоровья ребенка, его социальном статусе среди товарищей, и особенно в школе, ожидание успехов в учебе и т.д.. Такие родители стремятся к многопрофильному обучению и развитию ребенка (иностранные языки, рисование, музыка, фигурное катание, технические и спортивные кружки и т.д.), однако вовсе не учитывают или недооценивают реальные психофизические особенности и ограничения ребенка.

Третий стиль дисгармоничного воспитания - эгоцентрическое воспитание - культивирование внимания всех членов семьи на ребенке, иногда в ущерб другим детям или членам семьи.

Так, например, авторитарный стиль вызывает у детей чувство страха, незащищенности, что приводит детей к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии.родительские требования вызывают либо протес и агрессивность, либо обычную апатию и пассивность.

Воспитание в строгих условиях, но при противоречивых требованиях к детям может вызвать у них неврастению.

При безразличном, враждебном, недоверчивом отношении родителей к своим детям у детей формируется негативное отношение к себе.если со стороны близких людей ребенок не находит положительного эмоционального отклика, то настроение у него портится настроение, он становится раздраженным, печальным или назойливым, с частыми вспышками гнева или приступами страха.

Воспитание по типу чрезмерного внимания и удовлетворения потребностей ребенка может привести к развитию повышенной чувствительности и эмоциональности.

К гармоничным стилям воспитания можно отнести только авторитетный стиль воспитания. Полное внутренне принятие родителями своего ребенка, последовательные и ясные требования, уважение индивидуальности ребенка.[4 c.53-55]

Непосредственно, становление личности ребенка, проходит через сложный, психологический и эмоциональный процесс, который назван "Кризис трех лет". Это непростой период, в котором родители должны внести большие усилия для положительного формирования личности ребенка. В раннем возрасте формируются предпосылки для развития личности. Детям раннего возраста свойственны непосредственность, импульсивность поведения, их эмоциональное состояние очень не устойчиво. Поведение ребенка во многом зависит от личных обстоятельств. К трем годам у ребенка проявляется собственное желание не совпадающее с желанием родителей.резко возросшее к стремлению самостоятельности и независимости от взрослого приводит к осложнению отношения ребенка и взрослого. Такой период называют кризисом трех лет.если взрослый не перестроит свое отношение к ребенку, не организует сотрудничество и будет демонстрировать свое превосходство, то у ребенка возникает негативное поведение, характерное для трех лет. его симптомы описал Выгодский и назвал кризисом отношений: негативизм, упрямство, строптивость, своенравие, симптом обесценивания взрослого дисквалификация, ревность по отношению к младшим и старшим, реакция психотического и негатического характера. Кризис трех лет явление приходящее, но связанное с ним новообразование, отделение себя от окружающих, сравнение себя с другими людьми важный шаг психического развития. Очень важно, чтобы родители понимали ребенка, шли на компромисс, а не спорили с ним. Чтобы кризис трех лет прошел без осложнений следует прислушиваться к следующим советам:

1) Не пытайтесь переломить ребенка. Примите его взросление как можно раньше.

2) Не ущемляйте права и гордость ребенка

3)Дайте ему возможность самому определять, что для него важно в данный момент, а что нет. Но при этом установите границы дозволенного. Игры на дороге или со спичками – естественно строго запрещаются

4)Поручайте своему малышу «взрослые» обязанности. Не делайте все вместо него. Пусть потом придется все переделать – позвольте малышу проявить свои способности, ведь именно так он приобретает уверенность в себе.

5)Дайте ребенку право выбора. В вашем с ним общении должен преобладать не приказ, а просьба.

6)Не конфликтуйте с ребенком, опускаясь до его уровня.если в ход идут обзывания в ваш адрес – нужны строгие ограничения. Интонацией, мимикой или действиями вы просто обязаны показать малышу, что это вас огорчает.

7)Воспользуйтесь в трудную минуту методом ролевой игры.ребенок очень легко переключается на что-то интересное и новое, забывая о причине истерики.

С помощью этих простых советов, можно более мягче пройти этот сложный эмоциональный процесс. [ 7 ].

Развитие самосознания в раннем детстве связано с осознанием своих действий, желаний, потребностей, что приводит к изменению отношения ребенка к людям, предметам и к самому себе. У детей расширяется и усложняется взаимоотношение с окружающими людьми. Это дает возможность более глубоко осознать себя, оценить достоинства и недостатки как свои собственные, так и у окружающих.

Самооценка ребенка зависит от того, как его оценивают взрослые, а именно, в первую очередь родители.

если родители очень часто критикуют ребенка, указывают на его ошибки, не дают ребенку самостоятельно развиваться как личность, не дают веру в себя, то, как правило, у ребенка возникает отрицательная самооценка. Он не уверен в себе, боится проявить инициативу, не верит в свои способности.

В противоположном же случае, когда родители перехваливают ребенка, говорят только о нем и преувеличивают, у ребенка возникает завышенная самооценка, что не очень то и хорошо. При завышенной самооценке ребенок слишком многое берет на себя, даже то, что на самом деле не в силах сделать. Поэтому очень важно, чтобы родители имели четкую грань по отношению к ребенку, нашли "золотую середину", могли как похвалить ребенка, так и поругать. Только тогда из ребенка получится уверенная в себе личность.

Не мало важное значение в самооценке ребенка играют и сверстники. Обычно сверстники оценивают друг друга по следующим критериям: трудолюбие, аккуратность, умение думать, дружно играть, богатая фантазия.

Помимо сверстников не менее важную роль играют другие взрослые люди.если окружающие люди относятся к ребенку ласково, то ребенок испытывает эмоциональное благополучие, чувство защищенности и уверенности, которая способствует нормальной самооценке малыша.[ 1 c.25]

Одним из первых исследователей, занимавшихся изучением проблемы Я, следует назвать Уильяма Джемса, который выделяет две формы самооценки: самодовольство и недовольство собой. Синонимы самодовольства - это гордость, высокомерие, суетность, самопочитание, тщеславие. Для недовольства собой так же можно подобрать синонимы: скромность, униженность, смущение, неуверенность, отчаяние и т.д. Эти два противоположных класса чувствований являются, по мнению Джемса, непосредственными, первичными дарами природы.

В качестве техники для диагностики самооценки была использована модифицированная методика Дембо-рубинштейн. В точном соответствии с данной модификацией испытуемому предъявлялся буклет с набором из 14 шкал, представляющих собой вертикально ориентированные отрезки прямой длиной 12см с едва заметной точкой по середине во избежание ошибок глазомера. В правом верхнем углу бланка обозначалось название шкалы. В задачу обследуемых входило локализовать себя на шкале в соответствии со своим представлением о степени выраженности у себя того или иного качества по сравнению со "всеми людьми на планете".[ 2 c.224]

Список литературы:

1) Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. / Ун-т Рос.акад. образования, 1999 - С. 25.

2) Журнал Мир психологии. Сидоров К.Р.самооценка в психологии: журнал для студетов высших учебных заведений.М.:академия, 2006г.-С. 224.

3)В. С. Мухина Возрастная психология:учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: академия, 1999,78-81 с.

4) Журнал Дошкольник. Листик Е.М.влияние стиля воспитания на эмоциональное развитие детей дошкольного возраста:журнал для студетов высших учебных заведений.М.:академия, №6 2014г., 53-55с.

5)Журнал Дошкольное воспитание.Е.Князев. Владимир Бехтерев: создание института человека: журнал для студетов высших учебных заведений.М.:академия, №6 2013г -С.112.

6) http://www.virtualacade HYPERLINK "http://www.virtualacademy.ru/news/view/607/"my.ru/news/view/607/

7) http://malutka.net/krizis-3-let-u-detei

8) http://www.cpms-smol.ru/parents/172-s HYPERLINK "http://www.cpms-smol.ru/parents/172-semya-glavnii-institut-vospitaniya"emya-glavnii-institut-vospitaniya

9) http://www.ds1524.ru/sovetu/defekt/defekt.htm

Просмотров работы: 1586