СТРЕСС КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТРЕСС КАК ПРЕДМЕТ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Каждый человек в своей жизни в той или иной степени испытывает стресс. Причины стрессового состояния варьируют в зависимости от выполняемой деятельности, эмоциональных переживаний, рабочих нагрузок, низкой самооценки и т.д.

В переводе с английскогоstress– это нагрузка, напряжение, состояние повышенного напряжения.

Стресс представляет собой ответную реакцию организма человека на перенапряжение, негативные эмоции или просто на монотонную суету. Возникает это состояние в определенных ситуациях, которые характеризуются как трудные и неподвластные.

Во время стресса, организм человека вырабатывает гормон адреналин, который заставляет искать выход из той или иной ситуации. В небольших количествах стресс необходим всем, так как он заставляет думать, искать выход из проблемы, давая человеку некий стимул для преодоления препятствий. Говоря об отрицательной стороне этого состояния, увеличение стрессов приводит к потере сил, общей слабости организма и низкой работоспособности.

На основе оказываемых влияний на организм человека, различают две разновидности стресса – эустресс и дистресс. Эустресс оказывает положительное влияние, мобилизует его, улучшает внимание, реакции, психическую деятельность, повышает адаптационные возможности организма.Дистресс –этo патологическая разновидность стресс-синдрома, который оказывает отрицательное влияние на организм, психическую деятельность и поведение человека вплоть до полной их дезорганизации.

Проблема стресса весьма актуальна в наше время. Недаром стресс называют «болезнью двадцать первого века». На сегодняшний день число людей испытывающих стресс увеличилось. Ежедневно, можно наблюдать ситуации, когда люди в повседневной суете, рабочей нагрузке бывают утомлены и вялы, не замечают всего происходящего вокруг ни, по статистике 93% россиян испытывают стресс на рабочем месте. Прежде всего, это связано с условиями жизнедеятельности, воздействием внешней среды и ответной реакции организма, а реакция в большинстве случаев негативная.

О проблемах стресса российский психофизиолог Ю. И. Александров пишет: «стресс стал одним из самых модных медико-психологических диагнозов. Этот диагноз ставится человеку, когда у него в личной жизни, в быту или на производстве возникают какие-либо проблемы, которые приводят к ухудшению его психического и физического здоровья»[1].Это обусловлено тем, что число причин, неблагоприятно влияющих на состояние человека, увеличилось.

Сложно перечислить все причины стрессовых расстройств, но ученые предлагают следующую систематизацию основных причин стресса:

  1. Патологические наследственные факторы;

  2. Особенности личности;

  3. Возраст (юношеский, поздний );

  4. Особые периоды жизни (беременность, послеродовой период, климактерическое состояние);

  5. Тяжелые телесные заболевания;

  6. Негативные потрясения, «удары судьбы» (смерть или тяжелая болезнь близких, развод, финансовый крах, потеря работы и т.д.);

  7. Стихийные бедствия, катастрофы;

  8. Неспособность или потеря доверительного общения с близким окружением;

  9. Низкий уровень или отсутствие социальной поддержки;

  10. Физические и эмоциональные перегрузки на работе.

Изучением стресса и всех аспектов, касающихся этого состояния организма, занимались такие ученые, как Ганс Селье, Р. Лазарус, Ю.В. Щербатых, Р. Ланьера, Фолкмен, Павлов и другие. Они внесли значительный вклад в развитие этой области науки.

Особое внимание следует уделить Гансу Селье, так как именно он является основоположником учения о стрессе. Концепция стресса впервые была сформулирована им в 1936 г. Он еe разработал, проверил в экспериментах на животных и сделал попытку построить новую единую теорию медицины. Предпосылкой возникновения и широкого распространения учения о стрессе стала возросшая актуальность проблемы защиты человека от воздействия неблагоприятных факторов внешней среды.

Стресс многолик в своих проявлениях. Он может спровоцировать начало практически любого заболевания. Поэтому в настоящее время растет потребность в расширении наших знаний о стрессе и способах его предотвращения и преодоления.

Стресс, как указывал Г. Селье, "является не только злом, не только бедой, но является и великим благом, ибо без стрессов различного характера наша жизнь была бы похожа на какое-то бесцветное прозябание". Стресс, по мнению Г. Селье: это не только повреждения и болезни, "но и важнейший инструмент тренировки и закаливания, ибо стресс помогает повышению сопротивляемости организма, тренирует его защитные механизмы". В этом, естественно, состоит положительная роль стресса, его важное социальное значение. Стрeсс является нашим верным союзником в непрекращающейся адаптации организма к любым изменениям в окружающей нас среде. При изучении механизмов стресса Г. Селье выявил роль гормонов в стрессорных реакциях и тем самым установил их участие в неэндокринных заболеваниях. Эксперименты на животных показали, что изменения внутренних органов, вызванные инъекцией вытяжек из желез, аналогичны изменениям, отмеченным при инфекциях, травмах, кровотечениях, нервном возбуждении, при воздействии холода и жары и многих других раздражителей. Эта реакция была впервые описана Г. Селье в 1936 г. как "синдром, вызываемый различными вредными агентами", впоследствии получивший известность как общий адаптационный синдром, или синдром биологического стрeсса. Г. Селье развитие стресса во времени разделил на три стадии:

1) реакция тревоги;

2) стадия резистентности;

3) стадия истощения.

После того как Ганс Селье сформулировал понятие синдрома биологического стресса, были выявлены ранее неизвестные биохимические и структурные изменения организма в ответ на неспецифический стресс. Врачи особое внимание обращали на биохимические сдвиги в организме и на нервные реакции. По мнению Г. Селье, важную роль в реакциях стресса играют гормоны. Гениальность Г. Селье, по мнению большинства ученых, заключается в том, что он сформулировал новую концепцию, позволяющую в разрозненных и пестрых результатах воздействия разнообразных агентов увидеть частные проявления целостного синдрома. В окончательном виде Г. Селье дал определение стресса в своей книге "Стрeсс бездистресса". Он пишет: "стрeсс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование"[8]. У человека с его высокоразвитой нервной системой эмоциональные раздражители - одни из самых распространенных стрессоров, результат воздействия которых обычно наблюдается у пациентов психотерапевтов и психиатров. Можно с уверенностью утверждать, что стрeсс связан с приятными и неприятными переживаниями. Физиологический стресс наиболее слаб в минуты спокойствия, но никогда не равен нулю. Полная свобода от стресса означает смерть.

Феномен стресса, открытый Гансом Селье, получил широкое распространение как в науке, так и за ее пределами. Часто этот термин применяется для обозначения целого ряда физиологических и психических состояний человека в трудных условиях.

Появление понятия «стресс» в психологии связано с именем Р. Лазаруса, Р. Ланьера, Фолкмена. В дальнейшем стресс становится важной психологической категорией.

Анализируя психические проявления синдрома, описанного Г. Селье, учеными было введено понятие психологического (эмоционального) стресса.

Многолетние исследования в области психологического стресса подтвердили общность физиологических изменений, возникающих при физиологическом и психическом стрессе, и, в то же время, позволили говорить о некоторых важных различиях в механизмах их формирования. Если физиологический стресс возникает в связи с непосредственным физическим воздействием, то при психологическом стрессе влияние психических стрессоров опосредуется через сложные психические процессы. Эти процессы обеспечивают оценку стимула и сопоставление его с предыдущим опытом. Стимул приобретает характер стрессора, тогда, когда в результате его психологической переработки возникает ощущение угрозы. Обычно это происходит в случае, если психологическая оценка обнаруживает очевидное несоответствие между требованиями среды и потребностями субъекта, его психическими и физическими ресурсами, необходимыми для удовлетворения данных потребностей. Субъективное отношение к стимулу, зависящее от неповторимого индивидуального опыта, личностных особенностей, характера когнитивных процессов и психического состояния, представляет собой важный психологический механизм, определяющий особенности и уровень стресса [11].

Психологический стрeсс может проявляться в изменениях различных функциональных систем организма, а интенсивность нарушений может варьировать от небольшого изменения эмоционального настроения до таких серьезных заболеваний, как язва желудка или инфаркт миокарда.Прежде всего, психологов интересуют всякого рода нарушения психического здоровья, которые имеют в своем основании психические факторы. Различают несколько способов классификации стрессорных реакций, но в основном психологи их подразделяют на поведенческие, интеллектуальные, эмоциональные и физиологические проявления стресса. Подобная классификация реакций организма была применена при изучении состояния тревожности, которая часто сопутствует психологическому стрессу. Так, Д. Натт выделяет четыре компонента, играющих важную роль при формировании состояния тревожности: настроение (например, волнение);когнитивную сферу (неприятные воспоминания, построение негативных прогнозов);физиологические проявления (тахикардия, потоотделение, тремор);поведенческие реакции.

Практически ежедневно человек сталкивается с различными компонентами тревожности. Жизнь без стресса невозможна. Сопровождая человека везде и всюду, стресс мешает успешной реализации определенных действий, а иногда наоборот стимулирует на выполнение тех или иных задач. Возможно, жизнь без стресса действительно была бы скучной, но дабы не наносить вред своей нервной системе и организму в целом, человек должен выработать стрессоустойчивость. Сделать это можно придерживаясь определенных правил и методик, которых на сегодняшний день очень много.

Список литературы:

[1] Александров Ю.И. Психофизиология СПб 2006, с 326

[2] Бодров В.А. Психологический стресс: развитие учения и современное состояние проблемы. М. Инт-т. Психологии РАН 1995, с 128-135

[3] Герасимов И.В. Стресс: психологические основы и методы снятия Журнал«Психология, социология и педагогика» Февраль, 2013

[4] Гиссен Л.Д. Время стрессов Москва 1990, с 8-20

[5] Китаев-Смык Л.А. Психология стрессаМ.: Наука, 1983 с 165

[6] Кленова М.А., Захарова Ю.С. Индивидуально-психологические особенности склонности к стрессуЖурнал«Психология, социология и педагогика» Апрель, 2015

[7] Кузнецова, Петровская, Рязанцева «Психология стресса и эмоционального выгорания» 2012, с 112-124

[8] Селье Г. «Стресс без дистресса» - Прогресс 1982

[9]Шадриков В.Д., От индивида к индивидуальности Когито-Центр 2010, с 212

[10] Щербатых Ю.В. Психология страха. М.: Эксмо-пресс, 1999 с 416

[11] Щербатых Ю.В. «Психология стресса и методы коррекции» Питер СПБ 2012 с 234

[12] Щербатых Ю.В. «Психология стресса» М.: Эксмо, 2006. - 304 с.

[13] http://www.no-stress.ru/stress/methods.html

[14] http://www.xapaktep.net/virtues/business/stressresistance/desc.php

[15] https://moshnov.wordpress.com/2010/06/19/stress/

Просмотров работы: 2314