ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ТРУДНОСТИ ОБЩЕНИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Проблема общения относится к базовым категориям психологической науки. В процессе разговора осуществляется взаимный обмен видами деятельности, их способами и результатами, представлениями, идеями, установками, интересами, чувствами и др. В процессе диалога индивидов, происходит обмен информацией, опытом, знаниями и т.д. Таким образом, обмен информацией выступает как специфическая форма взаимодействия с другими людьми, как взаимодействие субъектов.

Для того чтобы получился разговор необходимо, по крайней мере, два человека, каждый из которых выступает именно как субъект. В диалоговом общении сходятся два понятия, две точки зрения, два равноценных голоса.

Большая заслуга в разработке концепции диалогового общения, в котором заложено рациональное зерно социально-психологического тренинга принадлежит В. А. Сухомлинскому. В его понимании диалоговое общение предполагает собой равенство позиций воспитанника и воспитуемого (учителя и ученика). Равенство этих позиций выражается в признании активной роли ученика, при котором деятельности ученика и учителя равноправны, равнозначны, а познание мира происходит через самосознание личности ученика, через его самопознание, самовыражение, самовоспитание.[1. стр. 15-16.]

Когда мы описываем и даём определение, что такое общение, то за основное понятие берём мотив, а конкретнее «мотив-цель». Когда рассматривается даже самый простой вариант взаимодействия между индивидами, неизбежно обнаруживается, что каждый из них, вступая в общение, имеет свой мотив. Немотивированной также как и нецеленаправленной деятельности не существует.

На это обратил внимание В.М. Ломов: «Мотивы и цель образуют своего рода вектор деятельности, определяющий её направление, а также величину усилий ,развиваемых субъектом при её выполнении. Этот вектор выступает в роли системообразующего фактор, который организует всю систему психических процессов и состояний, формирующихся входе деятельности». [5стр.19]

Когда индивиды разговаривают друг с другом, то у них проявляются разные психические изменения, такие как: злость волнение, страх и т.д. Таким образом, стоя на позициях общей психологии, можно не только исследовать типичные для всех нормальных людей феномены общения, закономерности и механизмы его протекания, но и выявлять трудности его общения. Те состояния психических процессов и свойств личности, которые объединяясь имеют своим следствием взаимодействие людей, не отвечающие своим критериям психологически оптимального решения.

На наш взгляд, психологически оптимальным общением является тот разговор в котором осуществляются цели участвующих в нём людей в соответствии с мотивами, обуславливающими эти цели, и с помощью таких способов, которые не вызывают у партнёров чувства неудовлетворения. Психологически оптимальным может быть и взаимодействие, в котором партнёрам удаётся сохранить желаемую для каждого из них субъективную дистанцию.

Как мы знаем общение – это взаимодействие двух и более людей, то субъективные трудности при его протекании могут быть порождены одним из участников этого общения или может сразу всеми участниками. А причиной, в основном, является частичное или полное не достижение цели, неудовлетворение побуждающего мотива или же неполучение желаемого результата в той деятельности, которое общение обслуживало. Трудности разговора могут быть рассмотрены с различных отраслей психологии: общей, социальной, юридической и медицинской, психологии труда.

Конкретными препятствиями, причинами непонимания индивидов в процессе передачи друг другу какой либо информации являются: неадекватная оценка партнёра, непонимание характера, нереальные цели, неверное представление своих собственных возможностей.

И.П.Шкуратова в своих исследованиях отмечает, что при изучении исследования существует опасность сведения их многообразия только к неудобствам, связанным с плохим владением техникой взаимодействия или к сложностям, возникающим из-за слабого развития социально перцептивных функций. В действительности же эта проблема приобретает глобальный характер и охватывает фактически все аспекты общения. Так же по данным И.П. Шкуратовой, роль системообразующего фактора для всех проявлений интересующих нас трудностей выполняют цели общения, поскольку эти трудности – это тоже помехи на пути к достижению поставленных человеком целей.[2.стр. 127.]

Характер рассматриваемых нами трудностей во многом зависит от содержания или направленности мотивации, её влияние проявляется в нарушении какой-либо из функций общения, таких как: перцептивной, коммуникативной и т.д. Существует также особый вид трудностей, который состоит в невозможности реализации значимых для личности мотивов с людьми из своего окружения. Эта категория трудностей не всеми осознаётся, так как требует достаточно развитой рефлексии, но переживается, выражаясь в жалобах на отсутствие понимания со стороны партнёров. Трудности в общении могут возникать также из-за принадлежности его участников к разным возрастным группам. Следствием этого является несходство их жизненного опыта, что накладывает отпечаток не только накладывает отпечаток не только на имеющийся у них образ мира – природу, общество, человека, отношение к ним, но и на конкретное поведение в основных жизненных ситуациях.

Некоторые считают, что трудность общения связана с возрастным различием. Это иллюстрирует фрагмент психологического очерка А. Вавинского «Ветер отрочества». Автор в своей книге пишет: «Легко ли взрослому человеку понять подростка? Наверное, не всегда. Вообще понять, что другой человек есть другой человек – это очень не просто, несмотря на кажущуюся очевидность и даже элементарность этой мысли. Да что другой человек?! Я думаю, что, будь физически возможно устроить встречу 30-летнего человека с самим собой в 16-летнем возрасте, «у них» в беседе возникли бы немалые сложности. В иные моменты, допускаю, это было бы о разном на языке своего возраста. [3]

В трудностях, связанных с возрастом общающихся, надо обязательно видеть и изучать общее, особенное и единичное, относящееся непосредственно к психологическим характеристикам каждой возрастной группы и делать поправку на то, где и почему они возникают у ребёнка, подростка, юноши, девочки, девушки, мальчика, юноши, взрослой женщины и мужчины, у пожилых и стариков. А особое внимание надо обращать на зависимости между типичным для каждого возраста уровнем развития психических процессов и свойств личности и такими специфическими для взаимодействующих людей характеристиками, как способности к эмпатии, децентрации, рефлексии, идентификации к постижению другого человека с помощью интуиции.

С позиции педагогической психологии выделяются иные трудности общения. Они разделены на три группы:

-- Информационная;

-- Регуляторная;

-- Аффективная.

Раскроем каждую из них по порядку.

Информационные трудности проявляются в неумении сообщить что-либо, выразить своё мнение, уточнить, добавить, продолжить ответ, завершить мысль, дать начало предложению и т.д.

Регуляторные связаны с неумением стимулировать активность воспитанников.

Трудности реализации аффективных функций проявляются в неумении одобрять высказывания учащихся, соглашаться с ними, подчёркивать правильность языкового оформления, безошибочность высказываний и т.д.

Если у педагога дефицит этих знаний, то общение с ним приобретает форму формальных контактов, а у воспитанников происходит деформация развития эмоциональной сферы. Исследования М.П. Араловой и Л. И. Рюмшиной показали, что неудовлетворение взрослыми важнейшей базовой потребности в личностно - доверительном общении – одна из причин эмоциональной несбалансированности откликов детей на обращение к ним окружающих, появление у них склонности к агрессивному, деструктивному поведению. В таком же направлении действует и семья, если она обделяет ребёнка общением на интимно-ласковом, интимно-доверительном уровне.

В общении перед нами всегда малая группа, члены которой по своим общим жизненным установкам, по положению, которое каждому из них хотелось бы занимать в группе, по пониманию роли партнёра в их совместном взаимодействии и по обращению с ним могут стоять и часто стоят на диаметрально противоположных позициях.

В структуре совместной управленческой деятельности наиболее рельефно выступают три группы трудностей общения, возникающих в результате этого нарушения.

В первую группу входят трудности, связанные с процессом вхождения личности в группу. Они характеризуются следующими признаками: непринятие другого человека, внутренняя скованность, несдержанность и т.д.

Ко второй группе можно отнести трудности общения которые связанны с развитием отношений, групповых процессов, с группообразованием и сохранением группового единства.

А уже в третью группу относят людей с трудностями, связанными с отсутствием, несформированностью средств групповой деятельности, а именно тех людей, которые не умеют выразить свои мысли.

К трудностям, имеющим социально-психологическое происхождение, относятся возникающие между взаимодействующими людьми барьеры, связанные с различной социальной и этнической принадлежностью общающихся лиц, их принадлежностью во враждующих группировках или группах, значительно различающихся по своей направленности.

Особую форму трудностей при общении имеют люди, страдающие логоневрозами. Их лечением занималась в лаборатории Ю.Б. Некрасова. Она создала свою методику и с помощью неё успешно лечила таких людей. У них капитально меняется отношение к самим себе, изменяется на положительное и отрицательное к окружающим их людям.

Психологические трудности общения больных людей связаны и с преморбидными особенностями личности, с зафиксированными невротическими защитами. И те, и другие достаточно ригидны, в большей части не осознаются, и пока существуют трудности их клинического выявления. Есть свои специфические у больных с другими нарушениями в психике, а так же страдающими различными соматическими заболеваниями.

Проблемы общения они всегда были и есть. Естественно с ними надо бороться, их нужно преодолевать. Для этого существуют различные методики, тренинги и т.д.

Литература:

  1. Батаршев А.В. Диагностика способности к общению. М.,1998.- С. 15-16

  2. Бодолев А.А. Психология общения .М.,2000 С. 127

  3. Васинский А. Ветер отрочества // Неделя. М.,1976. № 11/835. С. 14

  4. Накохова Р.Р. Социальная психология. Психология общения. М., 2013.- С. 14

  5. Сергеева О. Психология. Как научиться разбираться в людях. М., 2010. -С.19

Просмотров работы: 2077