РОЛЬ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ В ТРЕБОВАНИЯХ ФГОСТ МИНОБРНАУКИ РФ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ В ТРЕБОВАНИЯХ ФГОСТ МИНОБРНАУКИ РФ

Газимагомедова Д.М., Цахаева А.А.
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Масштабность и мощность воздействия разрушающих факторов на психику людей выдвигает необходимость обеспечения развития личности в современных условиях на уровень общенациональной проблемы. Современная система образования, достигшая определенного познавательного прогресса, духовной и интеллектуальной культуры, вызвала глубокие преобразования в личностных сферах субъекта этих изменений - ученика. В структуре компетентностей ФГОСТ Минобрнауки РФ прописано, что студент по окончании изучения курса должен быть способен использовать в профессиональной деятельности основные законы развития современной социальной и культурной среды (ОК-1); «готов использовать знание нормативных документов и знание предметной области в культурно-просветительской работе (ОПК-7)» готов применять в профессиональной деятельности основные международные и отечественные документы о правах ребенка и правах инвалидов (ОПК-11).

Указано на необходимость «усиления воспитательной функции образова­ния по формированию гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, к Родине, семье, окружающей приро­де». Одной из причин появления этого закона являлось то, что молодое формирующееся Российское общество вывило на политическую арену много конструктивного, но вместе с тем и немало псевдополитических лидеров, декларирующих общечеловеческие ценности, но преследующих свои узкокорыстные цели, для достижения которых используют молодежь. Свидетельством этому являются проявление расовой ненависти местного населения к приезжим в разных уголках России, где участвуют в основном подростки. Рост урбанизации, разрушение патриархальных устоев, развитие информационных технологий, спутникового телевидения, всемирной сети Интернет обрушили шквал разнородной информации, не контролируемой воспитателями. Дикие формы рынка, использующие детский труд в теневой экономике, как следствие - трансформации жизненных целей, где превалирует нажива любой ценой, сделали подростка потребителем материальных благ, где право отодвигается на второй план как препона к достижению намеченной цели.

Современное общество ставит перед подростком новые проблемные ситуации, создает новые трудности - его социальные и психологические механизмы развития подвергнуты новым испытаниям и необходимо адекватно реагировать на эти изменения.

Встречающиеся в обществе разночтения правовых норм поведения, возможность сосуществования двойной морали значимых взрослых– для себя и для других, влекут за собой деформации личности, за которыми следуют поведенческие девиации, затрудняющих социализацию и социально-психологическую их адаптацию. Особенно сильный трансформирующий удар приходится на подростков как на самый сложный этап онтогенеза. В связи с этим психолого-педагогическая наука ставит ряд новых специально-научных вопросов, которые приобретают большое значение для решения кардинальных проблем нашего времени: гармонизация отношений в системе "подросток - взрослый", "ребёнок-родитель", "ученик-учитель"; пути избегания противоречий и трудностей взаимовлияний школьника со средой; требования детального изучения факторов и механизмов развития правового сознания и самосознания как психологической защиты от возможных девиаций. Изучению этих вопросов посвящено настоящее исследование, в котором мы предлагаем новую модель психологического формирования правового самосознания подростка в условиях Дагестана, уникальной горной республики на Северном Кавказе, многоязычной, объединившей культуру сотни этнических групп, вероисповедующих основные мировые религии: ислам, христианство, иудаизм. В республике, где есть светские законы и законы (адаты) традиций горцев, часто взаимоисключающиеся, несколько размыто общественное правовое сознание.

Усиливает актуальность нашего исследования и тот факт, что в период роста национального самосознания, самоопределения малых народов Северного Кавказа необходимо изучение и описание не только "психологического портрета" этноса, но и причины межэтнических, межличностных, внутриличностных конфликтов этих народов, приводящие к девиации личности. Необходим поиск путей выхода из конфликтных ситуаций, механизмов нейтрализующих его, а они скрыты в паттернах сознания, определяющих уровень демонстрации личностных структур. Это определяет необходимость постоянно разрабатывать и внедрять в практику научно-целевые установки и методические рекомендации, предназначенные для повышения уровня правовой культуры в школе, в обществе. Многие авторы согласны, что правовое самосознание личности является предпосылкой формирования нормативного поведения (М.И.Бобнева, Н.Н. Снежкова). Однако не всегда наличие правового самосознания является фактором, необходимым для нормальной деятельности личности. Так, на первый взгляд "законопослушный" человек может быть не свободен в проявлении своей самостоятельности, творческой индивидуальности. Такой человек пропитан духом конформизма, он не способен к широкому дифференцированию интеллектуальной, нравственной, духовной жизни. Мало знать как надо себя вести, необходимо и в экстремальной ситуации проявлять правовые нормы в поведении, иметь прочные убеждения, правовые поведенческие стандарты и стойкие установки. В таких личностях существует сложный, противоречивый комплекс устойчивых негативных диссонансов, настроений и переживаний, адаптация к которым социально принижает личность, служит предпосылкой ее нравственного разрушения.

Под факторами формирования правового самосознания нами понимается совокупность условий и обстоятельств, которые определяют темпы, результат, уровень и устойчивость демонстрации правовых норм в поведении. В свою очередь под уровнем сформированности правового самосознания нами понимается глубина этого процесса, а устойчивость характеризуется степенью ее прочности и длительности, поддержанием поведения на том или ином уровне, а так же отношением, углублением и развитием данного процесса. Личность в своем поведении, реализующем правовые установки и ценности, руководствуется представлением о праве, как об инструменте для удовлетворения своих потребностей, и при этом столкновение потенциала индивидуальной потребности и правовых ценностей, рамки которых определяются требованиями нормы права, становится в обществе необычайно частым и индивидным, вместо того, чтобы стать объективным и общественным. Большинство членов общества при возникновении несогласия с общественной нормой, безусловно, предпочитают не вступать в открытый конфликт с законом, проявляя конформность, основанной на страхе перед наказанием, что рано или поздно приводит к внуриличностным конфликтам. Следовательно, следующим фактором развития правового самосознания может выступать активная жизненная позиция человека по отношению к нарушениям права. Значимость одного и того же фактора изменяется, т.е. система факторов динамична, а все факторы, включающиеся в процесс формирования правосамосознания, действуют не изолированно друг от друга, а как единое целое, как система взаимосвязей и взаимообусловленных обстоятельств.

Классическими постулатами отечественных психологов (Л.А. Запорожец, В. И. Слободчиков, Д.И. Фельдштейн, Г. А. Цукерман) стала идея того, что одна из важнейших особенностей подросткового возраста – развитие различных видов сознания: нравственных представлений, понятий, убеждений, системы оценочных суждений и норм, которыми подросток начинает руководствоваться в поведении. Если, будучи младшим школьником, он действовал чаще всего либо по непосредственному указанию старших (учителей и родителей), либо под влиянием случайных и импульсивных побуждений, то теперь для него основное значение приобретают собственные принципы поведения, собственные взгляды и убеждения. В сознании уже сложились паттерны нормативности и привлекательности поведения. Подросток понимает, что такое хорошо и что такое плохо. Возникает система самооценивания, что влечёт за собой формирование самосознания и потребности осознать себя как личность, полноценного члена общества. У подростка возникает интерес к себе, своей внутренне жизни, качествам собственной личности, потребность и самооценке, сопоставлении себя с другими людьми. Он начинает всматриваться в самого себя, стремиться познать сильные и слабые стороны своей личности. С развитием сознания, с ростом интереса к нравственным качествам людей и к их взаимоотношениям у подростков возникает идеальный образ поведения с конкретными людьми (Б.Н.Алмазов, Л.А. Грищенко, И.А.Невский). Поведенческий идеал подростков – это исключительно эмоционально окрашенный образ, становящийся, но и своеобразным внутренним критерием самооценки, регулятором собственного поведения. Все это создает ту внутреннюю среду подростка, которая обеспечивает ему возможность стать самостоятельным и самому в большей или меньшей степени управлять развитием. Потребность правового самосознания возникает в жизни, практической деятельности, определяется растущими требованиями к своим соответствиям.

Анализ современных представлений о психологии подростков, демонстрирующих девиации в поведении, показал связь с психической патологией (А.Е.Личко), правовым нигилизмом (Н.И. Матузов, Р.Н. Павельев), употреблением наркотических средств (А.В. Сухарев), зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи (Л.С. Алексеева), с социальной запущенностью (Ю.А. Клейберг), а так же факт успешной психокоррекции (А.А.Кроник, Н.Ю.Максимова, Г.К. Селевко, Ю.Ю. Черво). Логично предположить, что если подростки с девиациями в поведении поддаются психокоррекции и прослеживается динамика от «негатива к позитиву», то подростковый возраст является сензитивным для формирования правового самосознания.

Таким образом, можно выделить механизмы формирования правового самосознания как условия реализации нормативного поведения в условиях вооруженных конфликтов:

  • Личный позитивный опыт, создающий аттитюды норм;

  • Самоконтроль, внутренняя саморегуляция, на основе внутренней позиции;

  • Пластичность в принятии решений, сообразная с общечеловеческими ценностями;

  • Критическое и креативное мышление, дающее отпор насаждению чуждого мировоззрения и нивелированию общечеловеческих ценностей;

  • Ценностное отношение к нормам и правилам, принятым в данном обществе;

  • Коммуникативная компетентность, определяющая индивидуальную стратегию поведения.

Анализ основных теоретических подходов позволил определить, что правовое самосознание представляет собой активное продуктивное приспособление социальных и психологических характеристик к актуальным параметрам норм общества, результаты которого ведут к позитивным оценкам его членов и зависят от начала его планомерного популяризирования, от этапа онтогенетического развития.

Литература:

  1. Алексеева Л.С. Зависимость отклоняющегося поведения несовершеннолетних от типа неблагополучной семьи//Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. – М., 1980. – С. 45-58.

  2. Алмазов Б.Н., Грищенко Л.А. Определение степени антиобщественной направленности девиантных подростков. Акмеология. Научно-практический журнал.- М., 1996.-№2

  3. Клейберг Ю.А. Социальная работа и коррекция девиантного поведения подростков. – Кемерово: Кузбасс вузиздат, 1996.

  4. Кроник А.А. Субъективная картина жизненного пути как предметпсихологического исследования, диагностика и коррекция. Автореф.докторской дисс. - М., 1994.

  5. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. – Л.: Медицина, 1983.

  6. Матузов Н.И. Правовой нигилизм и правовой идеализм как две стороны «одной медали» //Правоведение 1994, .№2

  7. Максимова Н.Ю. Коррекция девиантного поведения подростков в условиях новой ситуации развития. - М., 2006. - 84 с.

  8. Невский И.А. Особенности подростков с девиантным поведением. – М. МОПУ, 2015, 43 с.

  9. Павельев Р.Н. Нигилизм как специфическая форма деструктивности: социально-философский анализ. Автореф. дис. ... канд. фил. наук. Воронеж.1998. С. 16.

  10. Селевко Г.К., Черво Ю.Ю. Программа педагогической коррекции трудновоспитуемых подростков.-М.:ЦСП РАО, 1997.-48 с.

  11. Сухарев А.В. О возможности замещения психологической потребности в алкоголе у подростков // Психологические проблемы антиалкогольного воспитания детей, подростков и юношества. М., АПН СССР, 1987. с. 106–116. 1 п.л.

Просмотров работы: 736