Педагог чтобы отвечать современным повышенным требованиям, должен постоянно пополнять знания, работать со значительным напряжением сил, обладать развитым чувством ответственности за свои действия. Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития и формирования.[2] Деятельность учителя обычно называют преподаванием. Однако этот термин не охватывает всех направлений и содержания работы учителя по организации учебного процесса и управления ими. Важной составной частью педагогической деятельности учителя является также большая внеурочная работа, включающая профессионально-педагогическое самообразование, овладение новейшими достижениями науки и передовым педагогическим опытом, собственные методические поиски, анализ результатов учебного процесса в целом, ежедневную подготовку к урокам. Главный объект профессионально-педагогической деятельности учителя – ученик, а ее предмет – формирование духовного мира школьника. Целенаправленному воздействию на становление его личности прямо или косвенно подчинены все профессиональные функции учителя. Наиболее полно они воплощаются в учебном процессе. Таким образом, организация учебного процесса и его реализация являются основными направлениями профессионально-педагогической деятельности учителя. Учебный процесс занимает ведущее место в системе всей учебно-воспитательной работы.[3].
Личность – это сложное социально-психологическое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур. Содержание ведущей подструктуры личности составляет её социальная направленность, система её ведущих отношений и потребностей, её мотивов, взглядов, идеалов. Вторая подструктура включает в себя всё , что входит в содержание опыта индивида: знания, умения, актуальные способности, общая культура и развитость. Третью подструктуру образуют особенности познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности как основа её общих способностей. Таким образом, первую и наиболее важную группу требований к личности педагога составляют требования к нему как к представителю социалистического общества и исполнителю важнейшего социального заказа: он формирует личности, и формирует их не иначе как своей личностью. Воспитатель сам должен быть воспитан. ( К. Маркс.). Здесь речь идёт об идейно-политических и нравственно-педагогических качествах учителя. В том числе об интересах и потребностях, об убеждениях и мотивах поведения, об идеалах, об овладении основами профессионально-педагогической этики. Вторая группа требований к личности педагога касается его индивидуального опыта - профессиональной подготовленности. При этом качественная характеристика профессиональной подготовленности учителя зависит не от количества усвоенных им знаний и умений, а от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творческого мышления, от сформированности педагогически значимых волевых привычек, т.е. от уровня общего психического развития. Третью группу требований к личности будущего учителя составляют проблемы развития психических процессов. Центральной проблемой интеллектуального самовоспитания будущего учителя является развитие у него качеств педагогического мышления. При этом проявляются такие процедуры мышления, как анализ конкретных педагогических ситуаций, определение педагогических проблем в данных конкретных условиях, выработка вариантов решения задач и т.д. [4]. В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция». Авторы толкового словаря под редакцией Д.Н. Ушакова впервые пытались доказать различия между понятиями «компетентность» и «компетенция» Компетентность- осведомленность, авторитетность; Компетенция- круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.
По мнению Т.М. Сорокиной, по профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. В литературе существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. Наиболее простым представляется подход Т.М. Коджаспировой, которая профессиональную компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть будущий учитель .
Выделяют десять групп умений:
Первая группа:
Умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать её в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебно - воспитательного процесса;
Умение конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавщейся ситуации, предвидеть близкие и отдалённые результаты решения подобных задач.
Вторая группа:
Работа с содержанием учебного материала.
Способность к педагогическому истолкования информации:
Формирование у школьников учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей;
Изучение состояния психических функций учащихся, учёт учебных возможностей школьников, предвидение типичных затруднений учащихся;
Умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно – воспитательного процесса;
Умение использовать сочетание форм обучения и воспитания, учитывать затраты сил и времени учащихся и учителя
Третья группа:
Умение соотносить затруднения учащихся с недочётами в своей работе.
Четвёртая группа:
Умение поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные – создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнёра по общению.
Пятая группа:
Умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;
Способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);
Умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком;
Владение приёмами риторики;
Использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;
Преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.
Шестая группа:
Умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, т.е. реализация и развитие педагогических способностей;
Умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер;
Осознание собственных положительных возможностей и возможностей учащихся, способствующее упрочению своей позитивной Я - концепции.
Седьмая группа:
Осознание перспективы собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля максимальное использование природных интеллектуальных данных.
Восьмая группа:
Умение определять знания, полученные учащимися в период учебного года;
Умение определять состояние деятельности и навыков, ви дов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года;
Умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.
Девятая группа:
Оценивание учителем воспитательности и воспитуемости школьников;
Умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников;
Десятая группа:
Интегральная способность учителя оценить свой труд в целом;
Умение увидеть причинно – следственные связи между его задачами, целями, способностями, средствами, условиями, результатами.[5].
Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации.
Медиаобразованность – объективная, всеобщая, принципиально новая характеристика личности учителя, представляющая собой сложное социально – психологическое образование, содержащее в себе элементы общего, в которых отражена связь личности с окружающей действительностью, и индивидуальностью, в котором проявляется своеобразие данной личности, включающее в себя жизненный опыт, специфику сознания, чувств, поведения .
Результативность формирования медиаобразованности педагогов определяется следующими критериями:
Медиазнаниями
Медиаумениями
Ценностным отношением к медиаобразованию.
Медиаобразовательные технологии позволяют развивать профессиональные компетенции, творческий и интеллектуальный потенциал педагога.
Литература:
1.Профессия учитель. Под редакцией В.Г.Онушкина, Ю.Н. Кулюткина, С.Г. Вершловского. Москва « педагогика» 1987 год.
2..Р.П.Скульский. Учиться быть учителем.
3.С.Б. Елканов. Учебное пособие. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.
4.Журнал «Учитель в школе».№2. 2012 год.
5.Журнал «Учитель в школе» №5. 2011 год.