ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СТАНОВЛЕНИЕ ЛИЧНОСТИ УЧИТЕЛЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В мире профессий специальность учителя занимает особое место. С помощью учителя формируется требуемый обществом «тип личности» подрастающие поколения приобщаются к тем богатствам, которые выработало человечество, учатся постигать себя, готовятся к будущему творчески созидательному индивидуальному способу общественной жизнедеятельности и активно включаются в социальную практическую жизнь. Поэтому, когда мы говорим , что в социальном формировании индивида школа играет решающую роль , то имеем в виду прежде всего педагогическую деятельность , направленную на воспитание и обучение подрастающих поколений. Особенность деятельности педагога заключается в том , что лучшим орудием воспитания является он сам. Поэтому, как бы ни были развиты профессиональные качества, какими бы знаниями и умениями ни обладал педагог, подлинным воспитателем становится тот, кто способен оказывать позитивное нравственное влияние на развивающуюся личность. [1] Учитель личность, организующая и реализующая учебно- воспитательный процесс школы; человек, имеющий специальную подготовку и профессионально занимающийся педагогической деяьельностью. Функция современного педагога – помогать воспитанникам, приспособиться к меняющейся социокультурной ситуации современного общества. Современное воспитание подрастающего поколения должно строиться именно на гуманизме, а не на культивировании силы, нетерпимости к людям других взглядов, иных национальностей и вероисповедания. Современное общество предъявляет повышенные требования к педагогу любого образовательного учреждения. Школа требует , чтобы в дошкольном учреждении осуществлялась полноценная подготовка ребёнка к процессу обучения и воспитания. Родители воспитанников дошкольного учреждения хотят, чтобы педагог изучал индивидуальные особенности детей и соответственно строил процесс воспитания.

Педагог чтобы отвечать современным повышенным требованиям, должен постоянно пополнять знания, работать со значительным напряжением сил, обладать развитым чувством ответственности за свои действия. Главная функция учителя - управление процессами обучения, воспитания, развития и формирования.[2] Деятельность учителя обычно называют преподаванием. Однако этот термин не охватывает всех направлений и содержания работы учителя по организации учебного процесса и управления ими. Важной составной частью педагогической деятельности учителя является также большая внеурочная работа, включающая профессионально-педагогическое самообразование, овладение новейшими достижениями науки и передовым педагогическим опытом, собственные методические поиски, анализ результатов учебного процесса в целом, ежедневную подготовку к урокам. Главный объект профессионально-педагогической деятельности учителя – ученик, а ее предмет – формирование духовного мира школьника. Целенаправленному воздействию на становление его личности прямо или косвенно подчинены все профессиональные функции учителя. Наиболее полно они воплощаются в учебном процессе. Таким образом, организация учебного процесса и его реализация являются основными направлениями профессионально-педагогической деятельности учителя. Учебный процесс занимает ведущее место в системе всей учебно-воспитательной работы.[3].

Личность – это сложное социально-психологическое образование, состоящее из ряда взаимосвязанных и взаимопроникающих подструктур. Содержание ведущей подструктуры личности составляет её социальная направленность, система её ведущих отношений и потребностей, её мотивов, взглядов, идеалов. Вторая подструктура включает в себя всё , что входит в содержание опыта индивида: знания, умения, актуальные способности, общая культура и развитость. Третью подструктуру образуют особенности познавательных, эмоциональных и волевых процессов личности как основа её общих способностей. Таким образом, первую и наиболее важную группу требований к личности педагога составляют требования к нему как к представителю социалистического общества и исполнителю важнейшего социального заказа: он формирует личности, и формирует их не иначе как своей личностью. Воспитатель сам должен быть воспитан. ( К. Маркс.). Здесь речь идёт об идейно-политических и нравственно-педагогических качествах учителя. В том числе об интересах и потребностях, об убеждениях и мотивах поведения, об идеалах, об овладении основами профессионально-педагогической этики. Вторая группа требований к личности педагога касается его индивидуального опыта - профессиональной подготовленности. При этом качественная характеристика профессиональной подготовленности учителя зависит не от количества усвоенных им знаний и умений, а от развитости у него эмоционально-мотивационной сферы, процессов педагогического творческого мышления, от сформированности педагогически значимых волевых привычек, т.е. от уровня общего психического развития. Третью группу требований к личности будущего учителя составляют проблемы развития психических процессов. Центральной проблемой интеллектуального самовоспитания будущего учителя является развитие у него качеств педагогического мышления. При этом проявляются такие процедуры мышления, как анализ конкретных педагогических ситуаций, определение педагогических проблем в данных конкретных условиях, выработка вариантов решения задач и т.д. [4]. В психолого-педагогической литературе понятие «компетентность» получило широкое распространение сравнительно недавно. Наряду с понятием «компетентность», используется и понятие «компетенция». Авторы толкового словаря под редакцией Д.Н. Ушакова впервые пытались доказать различия между понятиями «компетентность» и «компетенция» Компетентность- осведомленность, авторитетность; Компетенция- круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом.

По мнению Т.М. Сорокиной, по профессиональной компетентностью учителя понимается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению педагогической деятельности. В литературе существует много различных авторских позиций по поводу структуры профессиональной компетентности педагога. Наиболее простым представляется подход Т.М. Коджаспировой, которая профессиональную компетентность педагога представляет в виде групп педагогических умений, которыми должен овладеть будущий учитель .

Выделяют десять групп умений:

Первая группа:

  • Умение увидеть в педагогической ситуации проблему и сформулировать её в виде педагогических задач, при постановке педагогической задачи ориентироваться на ученика как на активного участника учебно - воспитательного процесса;

  • Умение конкретизировать педагогические задачи, принимать оптимальное решение в любой создавщейся ситуации, предвидеть близкие и отдалённые результаты решения подобных задач.

Вторая группа:

  • Работа с содержанием учебного материала.

  • Способность к педагогическому истолкования информации:

  • Формирование у школьников учебных и социальных умений и навыков, осуществление межпредметных связей;

  • Изучение состояния психических функций учащихся, учёт учебных возможностей школьников, предвидение типичных затруднений учащихся;

  • Умение исходить из мотивации учащихся при планировании и организации учебно – воспитательного процесса;

  • Умение использовать сочетание форм обучения и воспитания, учитывать затраты сил и времени учащихся и учителя

Третья группа:

  • Умение соотносить затруднения учащихся с недочётами в своей работе.

Четвёртая группа:

  • Умение поставить разнообразные коммуникативные задачи, из которых самые главные – создание условий психологической безопасности в общении и реализации внутренних резервов партнёра по общению.

Пятая группа:

  • Умение понять позицию другого в общении, проявить интерес к его личности, ориентация на развитие личности ученика;

  • Способность истолковывать и читать его внутреннее состояние по нюансам поведения, владение средствами невербального общения (мимика, жесты);

  • Умение встать на точку зрения ученика и создать атмосферу доверия в общении с другим человеком;

  • Владение приёмами риторики;

  • Использование организующих воздействий по сравнению с оценивающими и особенно дисциплинирующими;

  • Преобладание демократического стиля в процессе преподавания, умение с юмором отнестись к отдельным аспектам педагогической ситуации.

Шестая группа:

  • Умение удерживать устойчивую профессиональную позицию педагога, понимающего значимость своей профессии, т.е. реализация и развитие педагогических способностей;

  • Умение управлять своим эмоциональным состоянием, придавая ему конструктивный, а не разрушительный характер;

  • Осознание собственных положительных возможностей и возможностей учащихся, способствующее упрочению своей позитивной Я - концепции.

Седьмая группа:

  • Осознание перспективы собственного профессионального развития, определение индивидуального стиля максимальное использование природных интеллектуальных данных.

Восьмая группа:

  • Умение определять знания, полученные учащимися в период учебного года;

  • Умение определять состояние деятельности и навыков, ви дов самоконтроля и самооценки в учебной деятельности в начале и в конце года;

  • Умение выявить отдельные показатели обучаемости; умение стимулировать готовность к самообучению и непрерывному образованию.

Девятая группа:

  • Оценивание учителем воспитательности и воспитуемости школьников;

  • Умение распознавать по поведению учащихся согласованность нравственных норм и убеждений школьников;

Десятая группа:

  • Интегральная способность учителя оценить свой труд в целом;

  • Умение увидеть причинно – следственные связи между его задачами, целями, способностями, средствами, условиями, результатами.[5].

Медиаобразование в современном мире рассматривается как процесс развития личности с помощью и на материале средств массовой коммуникации (медиа) с целью формирования культуры общения с медиа, творческих, коммуникативных способностей критического мышления, умений полноценного восприятия, интерпретации.

Медиаобразованность – объективная, всеобщая, принципиально новая характеристика личности учителя, представляющая собой сложное социально – психологическое образование, содержащее в себе элементы общего, в которых отражена связь личности с окружающей действительностью, и индивидуальностью, в котором проявляется своеобразие данной личности, включающее в себя жизненный опыт, специфику сознания, чувств, поведения .

Результативность формирования медиаобразованности педагогов определяется следующими критериями:

  1. Медиазнаниями

  2. Медиаумениями

  3. Ценностным отношением к медиаобразованию.

Медиаобразовательные технологии позволяют развивать профессиональные компетенции, творческий и интеллектуальный потенциал педагога.

Литература:

1.Профессия учитель. Под редакцией В.Г.Онушкина, Ю.Н. Кулюткина, С.Г. Вершловского. Москва « педагогика» 1987 год.

2..Р.П.Скульский. Учиться быть учителем.

3.С.Б. Елканов. Учебное пособие. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя.

4.Журнал «Учитель в школе».№2. 2012 год.

5.Журнал «Учитель в школе» №5. 2011 год.

Просмотров работы: 1208