1.Осиротевшая неполная семья - образуется в результате смерти одного из родителей. Потеря близкого человека- это страшный удар для всей семьи, особенно для ребёнка. Родственники в таких ситуациях поддерживают связь по линии погибшего, и стараются любыми способами помочь и поддержать семью.
2.Неполная разведенная семья - семья в которой родители по какой-то причине на захотели или не смогли жить вместе. Ребенок, выросший в такой семье, получает психологическую травму, у ребёнка появляется неуверенность, чувства неполноценности, страха, стыда. Поэтому дети надеются на то, что их семья снова воссоединится, и они станут жить вместе.
3.Внебрачная семья (мать-одиночка) имеет свои особенности. Из–за каких либо причин женщина решает родить ребёнка вне брака. Причин много, например желание скрыть одиночество, стать матерью и т.д. не часто случается, что у одинокой женщины рождается незапланированный ребёнок.
Каждый тип неполной семьи имеет свои особенности, связанные с характером внутрисемейных отношений, что не может не сказаться на развитии психики ребенка и формировании его личностных качеств.(1 стр 107)
Проблемы, возникающие в неполных семьях.
В последнее время значительно снизился уровень социальной защиты. Женщина, воспитывающая ребёнка без мужа сама должна нести ответственность за благополучие своей семьи. Особенно тяжело неполным семьям, в которых растёт ребёнок - инвалид или дети с физическими или нервно - психическими отклонениями в развитии. Если ребенок - инвалид нуждается в постоянном присмотре и уходе, то женщина не может устроится на работу, им приходится жить на пенсию по инвалидности ребенка и детское пособие.(8) Большинство женщин считают что, воспитание и уход за детьми это самое главное, отодвигая на второй план профессиональный успех и карьеру. Но тем ни менее, материальное благополучие и нередко занятость на двух работах не дают матери возможность заняться воспитанием и уходом за ребенком, и он предоставлен самому себе. Отсутствие одного родителя сказывается на воспитании детей. Мальчики в материнской семье не видит примера мужского поведения в семье, что в будущем скажется на его представлении о ролевых функциях мужчины, мужа, отца. Так же и у девочек, искажает их представления о ролевых функциях женщины, жены, матери. В неполных семьях дети лишены примера взаимоотношений мужчины и женщины в семье, что негативно сказывается на их подготовленность к будущей семейной жизни.(1 стр 129) Одному родителю сложно конролировать ребёнка и влиять на его поведение. Для того чтобы прокормить семью, приходится много работать, и не остается время для полноценного воспитания детей. Рост неполных семей непосредственно связан со сферой брачно-семейных отношений:
- изменение моральных норм в области взаимоотношений полов;
- распространение добрачных связей;
- изменение традиционных ролей (семейных) мужчины и женщины;
- утрата семьей своей производственной функции;
- неподготовленность молодежи к браку;
- завышенные требования по отношению к брачному партнеру;
- алкоголизм и наркомания. (8).
Статистические исследования свидетельствуют, что в силу названных причин дети из неполных семей, по сравнению со сверстниками из полных семей, имеют более низкую школьную успеваемость, более склонны к невротическим нарушениям и противоправному поведению. Но это не значит что неполные семьи являются неблагополучной в воспитательном плане. Проста вероятность возникновении проблемы в неполных семьях велик чем в полных, но это не говорит о том, что они обязательно возникнут. (4) Таким образом, неполная семья, хотя и сталкивается с рядом трудностей, но тем не менее обладает достаточным потенциалом для полноценного воспитания детей. (8) Семья - является социальной ячейкой общества, семья удовлетворяет ряд его важнейших потребностей, в том числе и в воспроизводстве населения. В то же время она удовлетворяет личностные потребности каждого своего члена, а также общесемейные потребности. Из этого и вытекают основные функции семьи: репродуктивная, экономическая, воспитательная, коммуникативная, организации досуга и отдыха. Между ними существует тесная взаимосвязь.
Репродуктивная функция семьи, главной задачей которого является рождение детей, продолжение человеческого рода. В эту функцию входят так же элементы других функций, так как для семьи главным является не только количество, но и качество воспроизводства населения. Экономическая функция семьи состоит в том, что семья ведет свое хозяйство, имеет свой бюджет, организует потребительскую деятельность участвует в общественном производстве, восстанавливает истраченные на производстве силы своих взрослых членов. Воспитательная функция имеет большое значение, так, как в семье воспитываются и взрослые, и дети. Она имеет имеет три аспекта. Первый аспект - формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям накопленного обществом социального опыта. Второй аспект – постоянное воспитательное воздействие семейного коллектива на каждого своего члена в течение всей его жизни. Третий аспект – повседневное воздействие детей на взрослых членов семьи, побуждающее их заниматься самовоспитанием. Успех выполнения этой функции зависит от воспитательного потенциала семьи. Коммуникативная функция-это посредничество семьи в контакте своих членов со средствами массовой информации (телевидение, радио, периодическая печать), литературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее/восприятия; организация внутрисемейного общения. Если семья уделяет выполнению этой функции достаточное внимание, то это заметно усиливает ее воспитательный потенциал. Нередко с коммуникативной функцией связывают деятельность по созданию психологического климата семьи.(8) Основные моменты формирования личности ребенка в неполной семье. Проявления эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано с рядом неблагоприятных событий в детстве. Семейный конфликты, недостаток любви, смерть одного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний негативно влияет на психическое развитие ребёнка. Поэтому необходимо, чтобы в семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку самых близких для него людей – родителей. Отсутствие в семье отца, может способствовать появлению отклонений в психическом развитии ребенка. Как считают психологи, дефицит мужского влияния в неполных семьях проявляется в следующем:
1. нарушается гармоничное развитие интеллектуальной сферы, страдают математические, пространственные, аналитические способности ребенка за счет развития способностей вербальных;
2. процесс половой идентификации мальчиков и девочек менее четкий
3. ребёнок не может нормально общаться с представителями противоположного пола;
4. ребёнок становится более привязанным к матери, поскольку отсутствует член семьи, который мог бы «оторвать» ребенка от матери, вывести его в более широкий мир. (8)
Смерть отца сказывается не только на его психическом состоянии, а так же на школьных успехах в том случае, если момент несчастья пришелся на первые школьные годы. Согласно исследовательским данным чем чаще мальчик бывает с отцом, тем лучше он учится, и эта зависимость отмечается даже при равных способностях. Отец, активный, деловой, подтянутый, нацеленный на успех, вызывает у сына стремление соответствовать этому образу.(1 стр 116) Ещё одной важной психологической проблемой, связанной с воспитанием ребенка в неполной семье, является нарушение половой идентичности, несформированность навыков поло-ролевого поведения. Медики и психологи считают, что утрата или несформированность чувства пола порождает глубокие изменения всей личности человека. У такого человека наблюдается ощутимая потеря своего Я, нарушается вся система его отношений с другими людьми. У мальчиков, воспитанных только матерью, можно наблюдать либо развитие женских черт характера, таких, как словесная агрессивность, предпочтение игр и занятий, традиционно свойственных девочкам, либо, напротив, развитие мужественности, для которой характерно сочетание преувеличенно мужского поведения с зависимым характером. В развитии девочки отец играет также важную роль. Для и ее он мужчина № 1, его черты, особенности поведения, нюансы взаимоотношений с ним запоминаются (порой бессознательно) и становятся образцом, к которому впоследствии будут притягиваться (или от которого будут отталкиваться) все типы и формы отношений будущей женщины с мужчинами.(1 стр 136) Таким образом, осознание ребенком своей половой принадлежности и приобретения психических особенностей и поведения, характерных для представителей определенного пола, во многом зависит от полноты состава семьи и от того, насколько сильно влияние матери или отца на формирование у ребенка жизненных и ценностных установок. Именно в условиях семейного воспитания дети получают первый опыт личного поведения, эмоционального реагирования на различные ситуации, переживания и проявления различных чувств, учатся познавать окружающий природный и социальный мир, организовывать свой быт, эффективно участвовать в межличностном и межполовом общении. (1 стр 138) Если мать воспитывает ребенка одна, то неизбежны трудности и ошибки воспитания ребёнка, потому, что отсутствие отца система отношений «мать — ребенок» значительно усложняется. Результатом отсутствия полноценного материнского воспитания в неполных семьях может стать деформация личности ребенка уже в раннем детстве. На основании многих фактов психологи пришли к выводу, то стиль родительского поведения непроизвольно запечатлевается в психике ребенка, именно поэтому большинство родителей воспитывают своих детей так, как их самих воспитывали в детстве. (3 стр 18) Таким образом, роль родителей очень важна и отражается на формировании личности ребенка уже в раннем детстве. Отсутствие одного из родителей приводит к нарушениям психического (умственного) развития ребенка, снижению его социальной активности, деформации личности и нарушению процесса поло-ролевой идентификации, а также разного рода отклонениям в поведении и в состоянии психического здоровья. Биография ребёнка очень коротка и бедна событиями, но история души богата переживаниями. Все несправедливость, все обиды, любая жестокость-всё это запечатлевается в душе маленького человека, всю свою дальнейшую жизнь он будет находиться под впечатлением событий далёкого детства. И только от взрослых зависит, чтобы эти детские воспоминания был если и не радостными, то хотя бы не горестным. Ребёнок доверчиво и открыто смотрит в будущее, будучи уверенным что взрослые люди подарят ему всё, что необходимо. Ребёнок не виноват, если взрослые дают слишком мало или слишком много. Дети продолжают любить своих родителей, идеализируют их, мечтают о возращении в семью. От семейного воспитания в детские и юношеские годы во многом зависит вся будущая жизнь взрослого человека. Необходимо уделять ребёнку достаточное количество времени для полноценного психического и физического развития.
Литература:
1. Целуйко В.М. Психология неблагополучной семьи.- М., 2003.
2. А.Л Корпенко. Воспитание школьников №2 2013 год.
3. Х.Г. Юсупова. Начальная школа №7 2009.
4. Воспитание детей в неполной семье. М., 1985 – С.5.
5. Л.И Буянов. Ребёнок из неблагополучной семьи.
6. http://xreferat.com/77/5613-1-nepolnaya-sem-ya-kak-faktor-social-no-psihologicheskogo-neblagopoluchiya-rebenka.html
7. http://www.prosto-mariya.ru/nepolnaya_semya_202.html
8. http://otherreferats.allbest.ru/psychology/00068189_0.html