МОДА И АНТИМОДА – ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ИЛИ ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОГО ЯВЛЕНИЯ? - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МОДА И АНТИМОДА – ПРОТИВОПОЛОЖНОСТИ ИЛИ ДВЕ СТОРОНЫ ОДНОГО ЯВЛЕНИЯ?

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В нашем мире все устроено по принципу противоположностей: свет и тень, день и ночь, любовь и ненависть. Не избежала этого и мода. Мода, как временное господство определённого стиля в какой-либо сфере жизни или культуры, является отражением реакции человека на его социальный и культурный статус, экономическое положение в частности и социальное бытие, в общем, в определенный период времени.

Нестабильность мира конца XX – начала XI веков, сменяющие друг в друга экономические и социальные кризисы, напряженная политическая ситуация – все это не могло ни сказаться на взаимоотношении человека и моды. «Костюм кризиса» не только отражает, но и решает свойственные моде социальные и коммуникативные задачи эпохи глобализации, несущей с собой уйму нерешенных проблем и постановку новых. Соответственно, антимода – это протест моде. В ней выражается ироническое отношение к социальной реальности, а порой, и неприкрытая агрессия.

Социум вынуждает нас примерять маски: честного политика, усердного работника, законопослушного гражданина, хорошего семьянина. В связи с этим, времени на реальное самовыражение не хватает. И люди используют одежду, то есть моду как своеобразный способ конструирования социальной реальности. Вот здесь мы и сталкиваемся с таким явлением как антимода. Кричащие, яркие цвета в одежде, головные уборы странной формы, разнообразные аксессуары и другие вещи – порой шокирующие «почтенную публику», а порой даже с восторгом ей принимаемые.

Явление антимоды появилось достаточно давно. Ещё во времена Великой французской революции различные партийные кружки создавали отличительный от общепринятого стиль в одежде. Одними из представителей такой антимоды были якобинцы. Вместо роскошных одежд, которые носили придворные, они облачались в матросские штаны и куртки, надевали красные колпаки и грубые ботинки. Тем самым якобинцы выражали свой протест обществу, вырывались из рамок принятых правил и норм в моде.

Также ярким примером противостояния моде могут служить хиппи, панки, скинхеды, рэперы, готы и другие. В основном, самовыражение через одежду свойственно представителям молодежных субкультур. Возможно, прослеживается возрастная психолого-социальная детерминанта. Субкультура привлекательна, в основном, для молодых людей, которые не могут найти способ проявить себя в обществе из-за ограничивающих их определенных рамок. Именно поэтому молодежь одевается в невероятно странные одежды, перекрашивает свои волосы во все цвета радуги и «украшает» свои тела самыми маргинальными способами: от татуировок до пирсинга.

Конечно, не только в субкультурных движениях присутствует антимода. Многим известен антигламурный стиль в одежде Гранж. Особенностью этого стиля является смешивание различных модных направлений. Гранж возник под влиянием нового направления в рок-музыке. Неопрятная, мешковатая или великоватая одежда, безразличие к внешнему виду – все это еще один способ показать истинного себя окружающим. Как пишет в одной из своих статей «Макияж словно сделан на бегу, акцента на глаза нет совсем, а помада «размазана» вокруг губ. Роль шляпки играют странные предметы: зонт, абажур, кухонная губка для посуды или просто полиэтиленовый пакет. Нарочитые позы, в которых застывают модели, далеки от стремления понравиться и очаровать» [2]. Как отмечают многие авторы, так называемая «антимода» символизирует не только кризисные состояния в экономике, но и депрессивное самочувствие населения [3].

Кризис, социальная нестабильность изменяют потребности людей, способы самовыражения. Люди уже не оглядываются на общепринятые модные тенденции. Отклик на каждый переломный момент в моде в качестве ее посредника при репрезентации личностного «Я» в глобализирующемся мире есть полное ее отрицание. «…Кризис заставляет людей за-думаться о том, какова их роль в модном процессе и хотят ли они вообще принимать в нём участие» [3].

Психологи утверждают, что внешнее самовыражение делает нас счастливее. Добавляя в свой образ индивидуальности, мы как бы раскрываем себя через одежду. В наше время трудно удивить окружающих своим внешним видом, но все же… «элементы стилизации и иронии, соединение разных, зачастую дисгармонирующих мотивов характеризуют эстетику эпохи» [4]. Покупая в магазине вещь, придерживаясь моды, но всё же выбирая то, что каждому по душе, мы репрезентируем себя, открывая социуму мир своих ценностей и предпочтений.

Среди нас немало тех, кто поддается абсолютному влиянию антимоды, но почти каждый, конструируя свой внешний образ и не желая следовать общепринятым правилам и нормам, привносит в антимоду свою долю протеста. И здесь мы встречаемся с очередным противоречием эпохи. «Любые явления, проявляющиеся или имеющие потенциал проявиться в костюме, политические, социальные, культурные, субкультурные и контркультурные, очень быстро встраиваются в модный механизм и становятся коммерцией» [3]. Антимода превращаеся в свой антипод – моду, а то, что было вчера модным символизирует маргинальность и приверженность к традициям.

В заключении, перефразировав К. Эванса можно утверждать, что антимода – это средство, которое «патологизирует современную культуру» и отображает черты «отчуждения и нигилизма» в современном мире. [1]

Список источников

  1. Evans C.Fashion at the edge: spectacle, modernity and deathliness. New Haven: Yale University Press, 2003. P. 308. 4

  2. Бушуева С. С. «Neo New Look»: историзм в тенденциях современной моды // Труды Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств. 2013. Т. 198. С. 98-102. 1

  3. Герасимова Ю.Л., Соснина Н.О. Мода и кризис // В сборнике: Проблемы и перспективы развития лёгкой промышленности и сферы услуг Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ФГБОУ ВПО "Омский государственный институт сервиса". Омск, 2015. С. 20. 3

  4. Стил В. Антимода: 1970-е годы// Теория моды. Одежда. Тело. Культура. М.: НЛО, 2006. №1, осень. С. 77. 2

Просмотров работы: 1067