ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМА ВОСПИТАНИЯ КУЛЬТУРЫ ПОВЕДЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Невская А.И. 1, Кондрашова Е.Н. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Социально-экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о будущем России, о ее молодежи. В настоящее время смяты нравственные ориентиры, подрастающее поколение можно обвинять в бездуховности, безверии, агрессивности.

Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Поступивший в школу ребенок автоматически занимает совершенно новое место в системе отношений людей: у него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью.

Л. Толкачева считает, что учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и усвоению этих знаний [9, с. 63].

Учась способам письма, счета, чтения и т.д., ребенок ориентирует себя на самоизменение – он овладевает необходимыми, присущими окружающей его культуре способами служебных и умственных действий. Самое существенное в учебной деятельности – это рефлексия, отслеживание новых достижений и происшедших изменений: «Не умел – умею», «Не мог – могу», «Был – стал», – ключевые оценки результата углубленной рефлексии своих достижений и изменений.

В этом возрасте появляется также масса психолого-социальных новообразований. Число факторов, влияющих на самооценку, заметно расширяется. У детей в возрасте от 7 до 12 лет продолжает формироваться стремление на все иметь свою точку зрения. У них также появляются суждения о собственной социальной значимости – самооценка. И в то же время, младший школьный возраст это оптимальный период активного обучения социальному поведению, искусству общения между детьми разного пола, усвоение коммуникативных, речевых умений, способов различения социальных ситуаций.

У учеников младших классов развиваются элементы социальных чувств, формируются навыки общественного поведения (коллективизм, ответственность за поступки, товарищество, взаимопомощь и др.) Возникают коллективные связи, формируется общественное мнение. Младший школьный возраст предоставляет большие возможности для формирования нравственных качеств и положительных черт личности [3].

По-прежнему много времени дети уделяют игре. В ней развиваются чувства сотрудничества и соперничества, приобретают личностный смысл такие понятия, как справедливость и несправедливость, предубеждение, равенство, лидерство, подчинение, преданность, предательство [3, с. 56].

Главным мерилом, определяющим положение ребенка в группе сверстников, отмечает Р. С. Немов, становится оценка учителя, успехи в учебе. Именно он может помочь ребенку в его психологическом и социальном становлении. В этот период учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психическое состояние не только в классе, на уровне и в общении со сверстниками, его влияние простирается и на отношения в семье [7, с. 126].

Ребенок начинает ощущать, осознавать себя личностью. Овладение комплексом нравственных требований и умений способствует его личному развитию.

С поступлением в школу ребенок открывает для себя новое место в социальном пространстве человеческих отношений. У него появляются постоянные обязанности, связанные с учебной деятельностью. Близкие взрослые, учитель, даже посторонние люди общаются с ребенком не только как с уникальным человеком, но и как с человеком, взявшим на себя обязательство учиться, как все дети в его возрасте.

В этом возрасте существенным достижением в развитии личности ребенка выступает преобладание мотива «Я должен» над мотивом «Я хочу». Младший школьник приспосабливает себя к стандартным условиям. Помимо усвоения специальных умственных действий ребенок под руководством учителя начинает овладевать содержанием основных форм человеческого сознания (науки, искусства, морали и др.) и учится действовать в соответствии с традициями и новыми социальными ожиданиями людей.

Учебная деятельность требует от ребенка новых достижений в развитии речи, внимании, памяти, воображения и мышления; создает новые условия для личностного развития ребенка. Начало учебной деятельности по-новому определяет отношение ребенка с взрослыми и сверстниками. Реально имеется две сферы социальных отношений: «ребенок – взрослый» и «ребенок – дети». Эти сферы взаимодействуют друг с другом через иерархические связи.

В сфере «ребенок – взрослый» и «ребенок – родители» возникают новые отношения «ребенок – учитель», поднимающие ребенка на уровень общественных требований к его поведению. В учителе для ребенка воплощаются нормативные требования с большей определенностью, чем в семье, ‑ ведь в первичных условиях общения ребенку трудно выделить себя и достаточно точно оценить характер своего поведения. Только учитель, неукоснительно предъявляющий требования к ребенку, оценивая его поведение, создает условия для социализации поведения ребенка, приведения его к стандартизации в системе социального пространства ‑ обязанностей и прав. В начальной школе дети принимают новые условия, предъявляемые им учителем, и стараются неукоснительно следовать правилам.

Учитель становится для ребенка фигурой, определяющей его психологическое состояние не только в классе, на уроке и в общении с одноклассниками, его влияние простирается и на отношения в семье.

Таким образом, семья, учитель и сверстники помогают младшему школьнику освоить предъявляемые требования учебной деятельности и принять эти требования как неизбежное и необходимое.

Начало обучения в школе позволяет ребенку занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности, в которой создаются благоприятные условия не только для формирования общеучебных умений, но и для формирования личности в целом, умения жить в детском сообществе, строить в нём продуктивные отношения.

Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качеств личности, которая будет влиять на формирование культуры поведения.

Цель школы – разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности учащихся, использовать их для более полного и свободного развития личности [6].

Сегодняшняя жизнь показывает, что воспитание культуры поведения ведется не на должном уровне, зачастую бессистемно. Видимо, поэтому сегодняшние школьники грубы и развязны, невежливы и распущены, нередко нарушают общественный порядок. И мы склонны думать, что происходит это не оттого, что такие плохие наши дети, а от элементарного незнания правил, от равнодушия взрослых, которые предпочитают чаще всего не видеть и не слышать (пока самих не касается) грубости, брани, неопрятности, хамства…

Школа является важнейшим социальным инструментом и поэтому не должна занимать позицию выжидания. Педагоги должны стать тем ядром, вокруг которого будут сплачиваться духовные силы общества, так пишет Т. В. Суворова [8, c. 75].

Учитель несет ответственность за детей, поэтому он должен контролировать: стиль общения с учащимися; образовательно-воспитательную среду; педагогическую психологию; самого себя.

По словам Н. Трофимовой, настоящий педагог должен оценивать свои успехи успехами учеников. Важно не то, что делает учитель, а то, как он работает, и как понимают его ученики. И здесь на первый план выдвигаются профессиональное мастерство учителя, его методики обучения и воспитания и использование новых педагогических технологий.

Процесс социально-ориентированного обучения и воспитания влияет на состояние и внутренней и внешней мотивации, изменяет самосознание, формирует когнитивные оценочные осознавания себя и своего собственного поведения. Необходимо дать ребенку возможность осознать свою «социальную значимость», духовную красоту и благородство поступков, и школьная «обязаловка» как в сказке, превратится в процесс коллективного поиска, коллективного творчества и становления личности ребенка.

В широком плане в понятие культуры поведения входят все области внешней и внутренней культуры человека, этикет, правильное поведение в общественных местах, культура быта, гигиена [10].

Целенаправленная систематическая работа по воспитанию навыков и привычек культурного поведения начинается с приходом детей в школу. Это необходимо потому, что не во всех семьях родители являются образом культуры, она не «впитывается» с молоком матери, ее часто надо воспитывать и формировать вопреки повседневному опыту ребенка. Именно в начальной школе начинается работа по воспитанию аккуратности и опрятности, вежливости и точности, прививаются хорошие манеры, умение культурно вести себя. Если элементарные нормы культурного поведения не привиты детям с ранних лет, то учителю приходится восполнять этот пробел – указывает А. И. Марьянова [5].

Тем не менее, в школу дети приходят с определенными навыками по культуре поведения. В школе учащиеся вступают во взаимодействие со сверстниками, учителями, родителями других учеников. Это деловые отношения, поэтому от учащихся требуется: умение сотрудничать, заботиться друг о друге, помогать, работать в коллективе, уважать, внимательно слушать, не обижать слабых, прощать, принимать одноклассников (и самого себя) такими, какие они есть.

Важнейшей задачей воспитания является перевод поступков в привычки. Педагогические требования к воспитанию привычек основаны на единстве и взаимосвязи поведения и сознания школьника.

Большое значение в выработке нравственных привычек поведения имеет общая атмосфера учебного заведения. Формируемые способы поведения, поддерживаемые традициями, законами коллектива, легче осваиваются детьми.

Одним из наиболее действенных методов воспитания является пример. В качестве примера для младших школьников могут выступать родители, братья и сестры, образы героев, знатных людей. Важное условие повышения воспитательной силы примера – единство слова и дела. В словах, поступках и действиях не должно быть расхождения. Отнюдь не случайно народная мудрость гласит: «Слова зовут, а примеры влекут».

В своё время Я.А. Коменский говорил: «Легко идти за правильно идущим». Совершенно верно говорит В. Кумарин, что младшие школьники в своем стремлении стать взрослыми берут в качестве образца для подражания пример старших, уважаемых людей. Склонность к подражанию объясняется многими причинами.

Вот лишь некоторые из них:

1) у ребенка еще беден жизненный опыт;

2) нет устойчивых привычек поведения.

Склонность детей к подражанию нередко создает опасность заимствования дурных привычек. Детей иногда привлекают нарушители школьного порядка, их грубость, резкость, дерзость.

Отсутствие системы в воспитании вызывает сбой в поведении ребенка. В школе учитель требует одно, дома родители – другое, взрослые, которые окружают детей на улице, в транспорте, в общественных местах, предъявляют нередко противоположные требования. Поэтому замечания или требования взрослых часто относятся детьми только к одному, данному, моменту и легко забываются. Другая причина недостатка в воспитании коренится в том, что взрослые, к сожалению, придают слишком большое значение словесным формам воздействия, сводя почти всю работу к перечислению, разъяснению правил; при этом забывая о положительном влиянии примера и практической деятельности [4, c. 238].

К. Д. Ушинский писал, что нельзя ограничиваться тем, что ребенок подражает и копирует. Надо добиваться того, чтобы каждая личность развивалась своеобразно, как особая, неповторимая индивидуальность. Это возможно, когда пример стимулирует развитие сознательности, творческую активность. И на уроке, и во внеклассной работе трудно переоценить воспитательную роль самой личности учителя, его убежденности, его культуры. Учителя копируют его ученики. Вот почему поведение учителя, его подход к каждому явлению, так или иначе, влияют на всех учеников… [1, c. 204].

Можно смело сказать, что если учитель авторитетен, то у многих людей навсегда остаются в памяти и характере следы этого учителя. Поэтому важно, чтобы учитель смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире. Десятки глаз смотрят на него, и нет ничего более внимательного, более зоркого, более восприимчивого в отношении разных нюансов психической жизни человека, никто так не уловит все тонкости, как детский глаз.

Если элементарные нормы культурного поведения, не привиты детям с ранних лет, то позже приходится восполнять этот пробел и нередко проводить более тяжелую работу: перевоспитывать школьников, в которых укоренились негативные привычки. Отсутствие элементарных привычек у детей затрудняет работу над воспитанием у них более тонких и сложных проявлений культурного поведения: такта, деликатности, непринужденности, изящества манер и т.д. Культура поведения тесно связана с внутренней культурой человека, требованиями эстетики, с общепринятыми тенденциями и обычаями. Внутренняя культура во многом определяет внешнее поведение человека, но и внешняя сторона поведения влияет на внутреннюю культуру – заставляет человека быть выдержанным, внутренне собранным, уметь владеть собой. Небрежность во внешнем виде, грубость, невнимательность, бестактность постепенно формируют соответствующие негативные качества личности. Поэтому с раннего возраста необходимо вооружить детей знаниями правил культурного поведения, привычками их выполнения. Личный опыт общения ребенка еще очень беден, ребенок часто может быть неучтивый лишь в силу незнания того, когда, где и как надо поступить. Нередко дети усваивают правила хорошего тона по подражанию, наблюдая за поведением родителей, взрослых, которые являются для них авторитетом. Однако осознание ребенком своего поведения, своих действий – необходимое условие формирования общественно полезных навыков и привычек моральных норм поведения. Только за то поведение человек может совершенно сознательно отвечать перед обществом, коллективом, другими людьми, значение которого он может понять и оценить с точки зрения общественной пользы и необходимости. Надо отметить, что у многих школьников заметное отставание навыков и привычек культурного поведения от знания соответствующих правил. Поэтому в работе с учащимися надо обращать внимание, прежде всего, на выработку навыков и привычек поведения. Достигается это систематическим приучением школьников к выполнению правил. Д. Ж. Валеев указывает, что для этого необходима такая организация жизни в школе, чтобы ученики постоянно накапливали опыт правильных моральных отношений [2, c. 198].

Суворова Т. В. говорит о том, что культура поведения во многих случаях тесно связана и с нормами нравственности. Так, в основе многих конкретных правил вежливости, внимательности, такта, точности лежит моральный принцип нашего общества: гуманизм, коллективизм, дружба, товарищество, ответственность за свои поступки и поведения. Ребенок постепенно начинает осознавать и оценивать необходимость выполнения правил с точки зрения нравственности. Единство знания, навыки и привычки способствует приобретению устойчивого поведения, формированию определенных качеств личности. Всегда быть вежливым, обязательным, точным - значит приобрести такие качества, как вежливость, точность, обязательность. Осознание ребенком своего поведения происходит постепенно под руководством учителя, под влиянием общественного мнения коллектива [8].

Таким образом, мы можем сделать вывод, что культура поведения младших школьников, это интегральное качество личности, характеризующееся мотивационной направленностью личности младшего школьника на выполнение правил поведения, системой знаний ученика о культуре поведения, адекватной оценкой своего поведения и поведения окружающих, а также поведением, соответствующим знаниям и оценкам,доступным детям данного возраста.

Литература

  1. Бельский, В. Ю. К. Д. Ушинский о национальном характере воспитания / Бельский В. Ю. // Социально-гуманитарные знания - 2003 - N 6. - С. 203-213.

  2. Валеев, Д.Ж. О моделях этического поведения в различных сферах человеческой деятельности / Д.Ж.Валеев // Социально-гуманитарные знания. – 2002. - №2. – С.196-207.

  3. Возрастная и педагогическая психология / М. В. Гамезо. – М. : Просвещение, 1984. – 256 с.

  4. Кумарин, В. Аксиомы Коменского, или Строгий наказ гения научной педагогики всем реформаторам и модернизаторам школьного образования / Кумарин В. // Народное образование - 2001 - N8.-С.237-241., c. 238].

  5. Марьянова, А. И. Нравственное воспитание: содержание и формы / А. И. Марьянова // Начальная школа. – 2007. - №7. – С.21-29.

  6. Начальная школа ХХI века. Проблемы и перспективы развития // Начальное образование. – 2007. - №2. – С. 3-6.

  7. Немов, Р. С. Психология. В трех книгах. Кн. 1.: Общие основы психологии / Р. С. Немов – М.: Владос, 2000. – 381с.

  8. Суворова, Т. В Особенности формирования личности в современной системе образования / Т.В.Суворова // Вестник Университета Российской Академии Образования. – 2006. - №4. – С.74-76.

  9. Толкачёва, Л. Всех выше должно стоять образование нравственное / Л. Толкачева // Сельская школа. - 2002. - № 1. – С.62-64.

  10. Трофимова, Н. Новая социальная ситуация и школьное образование / Наталья Трофимова // Народное образование. – 2006. - №9. – С.192-195.

Просмотров работы: 2183