КРАТКИЙ ОБЗОР: ТЕХНИКА «ПАСТЕЛЬ» И ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КРАТКИЙ ОБЗОР: ТЕХНИКА «ПАСТЕЛЬ» И ХРОНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация. Краткий обзор посвящён технике «пастель». Художники, работающие в этой технике, привлекают сегодня внимание многих коллекционеров. Поклонники художественного искусства отдают предпочтение работам, выполненным вручную в технике пастель. Это связано с тем, что повсеместное увлечение компьютерной живописью стало вытеснять ручные работы, ценные качеством передачи фактуры, направленного света, теней.  

Ключевые слова: пастель, сангина, графика, композиция, комбинаторика света и фактуры.

Исследовательская деятельность студента приобретает особую ценность, если техники живописной и графической работы рассматривать как шедевр мировой культуры, как раритет и «национально-культурный маркер» искусства конкретной территории. Более того, сегодня важно формировать для графических дизайнеров инфо-альбом «Графическое наследие России» [4,5].

Инфраструктура пространственных данных, включающих координаты локальных ареалов этнохудожественных и графических маркеров России, сегодня является важнейшим вектором исследований. Государственная политика социально-экономического развития регионов не сможет быть качественно и максимально реализованной в индустрии туризма, культуры, корпоративного обучения без использования национально-культурных маркеров в проектировании и модернизации объектов. Например, Армения известна не только исключительно красивыми природными ландшафтами, но и шедеврами архитектурных памятников, где запечатлена духовность и эстетическая культура народа. В них отчетливо прочитывается национальный магнетический код, который объединяет жителей Армении.

Мы обратимся к исключительно трепетной манере рисования пастелью. Пастель – это редкая и удивительная художественная техника, которую часто называют «падчерицей графики и живописи». Называют люди несведущие, хотя среди них, к сожалению, встречаются и журналисты, и даже искусствоведы. А вот художники, работающие с пастелью, скорее скажут, что она – любимое дитя, унаследовавшее от своих именитых родителей их лучшие качества.

История пастели как самодостаточного материала в живописи насчитывает около 400 лет. В начале 16 века она заняла прочное место в практике живописцев и рисовальщиков. Возникновение техники пастели относят ко второй половине 15 века. Кому принадлежит изобретение этого рода живописи - неизвестно, но один из редчайших ранних листов с использованием пастели принадлежит Леонардо да Винчи. В галерее Лувра (Париж) хранится пастельный портрет старушки монахини, рисованный художником Дюмутье (отцом) в 1615 году.

После Леонардо почти все великие художники, в разной степени, отдали ей должное (собственно, сангина, сепия, соус – та же пастель). Возможно, первобытный человек, изобразивший оленя на стене пещеры, тоже отчасти сродни художнику-пастелисту. Пастель – это тот самый минеральный пигмент, который является первоосновой всех известных натуральных красок. Просто для удобства он связан клеем.

Древний китайский трактат «Слово о живописи из сада с горчичное зерно», создававшийся в течение нескольких столетий, открывает нам тайны приготовления лучших красок: «Из малахита нужно готовить зеленую пасту, коралл даёт оранжевую, перламутр – белую, гранат – красную, жемчуг – светло-серую пасту. Основных цветов 5 – 7, а все изменения этих цветов сосчитать невозможно» [2].

Итак, пастель влияниям времени не подвержена. Она не выгорает на солнце, не темнеет и не трескается, не боится температурных перепадов. Пожалуй, ее единственный недостаток – не терпит прикосновений: на холсте или бумаге она не «застывает», а продолжает «жить». Поэтому пастельные работы требуют хранения под стеклом. На наш взгляд, это такая маленькая жертва, когда любишь.

В нынешних музеях под стеклом приходится хранить практически все шедевры, в том числе, написанные маслом [3]. В составе такой пастели присутствует чистый пигмент, небольшое количество клея и разбеливатель, он добавляется для того, чтобы получить различные оттенки каждого цвета.

Пастельные краски получили такое название от слова а пастелло, что означает метод рисования одновременно черным итальянским карандашом и красной сангиной, порой с подкраской другими цветными карандашами, употреблявшийся итальянскими художниками 16–го века для рисования. В 18 веке пастель и пастельная методика получает признание как независимая техника и обретает большую известность во Франции. Известны французские художники-пастелисты: Буше, Морис Кантен де ля Тур, Шарден, Грез, Лиотар, Делакруа. Самым известным художником, который предпочитал рисовать пастелью, признан итальянец Розальба Кариера [1].

В России технику пастели использовали в своих работах Репин, Серов, Кустодиев, Петров-Водкин. Большинство художников последних трех столетий в своих работах обязательно использовали технику, осваивали пастельный метод рисования натуры. В настоящее время художники довольно часто применяют пастель, она привлекает их своей неповторимой свежестью, плавностью красок и ласковой бархатной фактурой.

Пастель бывает трёх типов — «сухая», масляная и восковая. Масляная пастель производится из пигмента с льняным маслом путем прессовки. Аналогично производится «сухая» пастель, за тем исключением, что не используется масло. Основу замеса восковой пастели составляют воск высшего качества и пигменты.

Масляная пастель считается материалом учебным, в то время как её сухой аналог используется как в учебных целях, так и в чисто художественных. В технике «сухой» пастели широко используется приём «растушёвки», что придаёт эффект мягких переходов и нежности цвета [3].

Художник-педагог Гаврилов Д. пишет: «Начинающим я не рекомендую сразу браться за этот материал. Сперва следует научиться основам академического рисунка и живописи. Ценный опыт начинающие художники получают, работая сначала мягкими материалами. При работе пастелью поначалу следует ограничивать количество используемых мелков. Например, отложить мелки основных цветов для работы в отдельную коробочку. Это позволяет добиваться большей цельности работы» [1]. Работы, выполненные в технике «пастель», становятся предметом восторга у современного зрителя, как и 400 лет назад.

Литература

  1. Гаврилов Д.В. (выпускник художественно-графического факультета МПГУ). Техника пастели. Курс лекций. Электронный ресурс. Режим доступа: http://[email protected].

  2. Китайский трактат. Обзор трактата "Слово о живописи из Cада c горчичное зерно». Интернет-ресурс. Режим доступа: http://dveimperii.ru.

  3. Малиновский К.В. История коллекционирования живописи в Санкт-Петербурге в XVIII веке. — СПб.: Издательство «Крига», 2012. — С. 536. – Режим доступа: ISBN 978-5-901805-49-7.

  4. Ткалич С.К. Основы исследовательской деятельности в дизайне. Курс лекций и практикум. Осенний семестр 2015. Кафедра дизайна. – Институт искусств МПГУ.

  5. Ткалич С.К. Научно-исследовательская и творческая деятельность дизайнеров на примере создания профессионального софт-продукта «Графическое наследие России». Пособие для педагогов. – М., 2012. – 160 с. Диплом и Золотая Медаль ВДНХ. 2015 год.

  6. Фазылзянова Г.И. Художественный текст как объект понимания. – Статья.//Вестник ТГУ, выпуск 7 (63), 2008. – С. 411-422.

Просмотров работы: 736