СЕМАНТИКА И СЕМИОТИКА РУССКОЯЗЫЧНЫХ ГЛАГОЛОВ, ОТРАЖАЮЩИХ МОТИВАЦИЮ К ДЕЙСТВИЮ В ОБРАЗНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СЕМАНТИКА И СЕМИОТИКА РУССКОЯЗЫЧНЫХ ГЛАГОЛОВ, ОТРАЖАЮЩИХ МОТИВАЦИЮ К ДЕЙСТВИЮ В ОБРАЗНЫХ КОНСТРУКЦИЯХ ГРАФИЧЕСКОГО ДИЗАЙНА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 Семантика и семиотика русскоязычных глаголов, отражающих мотивацию к действию в образных конструкциях графического дизайна

Аннотация. В статье рассматривается учебный социальный проект «Мотивационные глаголы», выполненный в виде короткого анимационного ролика. Объясняется актуальность, намечены контуры реализации проекта.

Ключевые слова: семиотика, семантика, ассоциативно-семиотический метод; мотивационный плакат, мотивационные глаголы, визуализация данных.

Целью статьи является попытка проанализировать влияние образных конструкций в совокупности с текстовой составляющей на восприятие человека.

В рассмотрении данного вопроса нам поможет наука - семиотика. Советский культуролог Лотман Ю.М. под семиотикой представляет науку о коммуникативных системах и знаках, используемых в процессе общения. Одним из аспектов семиотики ученый выявлял семантику, которая занимается смысловым изучением единиц языка.

В современном мире люди каждый день получают громадную информационную дозу. Не всегда полученная информация актуальна и позитивно настроена. Важно мотивировать человека на благоприятное отношение к окружающему миру, социуму.

В настоящее время визуализация данных в некоторых аспектах жизни преобладает над текстовой средой. Человек привык воспринимать информацию глазами. Поэтому использование упрощенных графических конструкций – знаков может помочь в мотивационных аспектах.

Ученые предполагают, что изобразительное искусство первобытного человека возникло на основе многократного повторения природных форм. Обводя увиденные на земле или на стене пещеры тень предмета, фигуры человека или животного, отпечаток ноги на земле, первобытный человек получал вначале абрис или силуэт этого предмета, а затем вносил уточнения [4].

Графические варианты передачи информации появились раньше языковых способов. Следовательно, при правильном использовании образных конструкций в графическом дизайне мы можем добиться эффекта влияния на человека.

Но для достижения желаемого результата иногда недостаточно одной графики. В основе культуры информационного общества лежит возможность выбора нескольких вариантов кодирования, передачи, восприятия и творческой переработки информации. В систему кодирования включены все возможности средств коммуникации [1].

Поэтому нужно соединить визуализацию данных с текстовой средой. Для данного проекта были выбраны русскоязычные глаголы повелительного наклонения. Это наклонение призывает к действию, выражает волеизъявление (просьбу, совет или приказ). Для работы были выбраны следующие глаголы: любите, творите, изучайте, мечтайте, излучайте, двигайтесь, стремитесь. Они просты для восприятия и позитивно ориентированы.

Важнейшей категорией понимания художественного текста является образ, возникающий в результате запечатления объекта в сознании, выступающем в качестве воспринимающей духовной инстанции. Образ есть претворение первичного бытия в бытие вторичное, отраженное и заключенное в чувственно доступную форму [6]. Важно использовать такую образную конструкцию, чтобы она была общепринята и понятна. Для поиска нужных знаков можно воспользоваться ассоциативно-семиотическим методом. То есть, составить пары или ряды образов, возникающих при произношении конкретного слова. Например: любовь – сердце, мужчина и женщина; изучение – книги, пробирки, телескоп.

Когда проект готов, следует задуматься, в каком виде преподнести его конечному потребителю. Ведь у каждого возрастного периода есть свои предпочтения и особенности. При этом проект должен быть востребован и узнаваем. Следовательно, пользователь может обращаться к продукту в любое время, в любой допустимой последовательности и в любое время возобновить или прекратить использование продукта. Из этого следует, что медиа-дизайнер, проектирующий в цифровой среде и для цифровой среды, должен иметь иные представления о пространстве и сценарности [3].

Для детей дошкольного возраста данная информация может быть представлена в виде кубиков, небольшой книги на пружинах, каждая страница которой будет олицетворять один из предлагаемых глаголов, короткометражного мультфильма.

Для школьного возраста это могут быть обложки тетрадей, закладки, наклейки. Для подросткового возраста можно сделать заставки перед играми на электронных устройствах или же непосредственно саму игру.

Для взрослой аудитории это могут быть плакаты, анимационные ролики, прокручиваемые в общественных местах, арт-объекты в парках.

Тема мотивационных плакатов с использованием русскоязычных глаголов не нова. В Советское и постсоветское время мы можем найти большое количество аналогов, но многие из них были направлены не на позитивное мышление, а на нормы поведения общественной, трудовой и бытовой культуры.

Не будет должного эффекта от данного проекта, если создать только один какой-то продукт для одной возрастной группы. Всё должно быть в комплексе, чтобы человек, переходя из одной возрастной группы в другую, не терял мотивации к позитивному мышлению.

Вывод. Мы рассмотрели семантику и семиотику в графических конструкциях с глаголами действия в повелительном наклонении.

Визуализация данных и использование коротких текстовых конструкций являются мощным и эффективным средством подачи информации в руках графического дизайнера. Поэтому важно уметь работать не только с образными графическими конструкциями или не только с текстом.

Для дизайнеров поставлена задача: разработать систему возрастных мотивационных глаголов. Данный проект может стать масштабным, причем не только в нашей стране.

Литература

  1. Желондиевская Л.В. Гипертекст графического дизайна. //Вестник ОГУ № 9 (128), 2011. – С. 54-57.

  2. Лотман Ю. М. Статьи по семиотике культуры и искусства. – СПб.: Академический проект, 2002. – 544 с.

  3. Полеухин А.А. Развитие коммуникативного дизайна. – Статья.//Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – Выпуск № 115, 2009. – С. 289-299.

  4. Сокольникова H.M. Методика обучения изобразительному искусству. – Учебник для студ. учреждений высшего проф. образования — М.: Издательский центр «Академия», 2013. — 336 с.

  5. Ткалич С.К. «Основы исследовательской деятельности». Курс лекций и практика. – Институт искусств: МПГУ. Осенний семестр 2015.

  6. Ткалич С.К., Коновалова А.В. Дивергентно-семиотическая структура научного дизайна в педагогике искусства. Статья.// Международный журнал «СИМВОЛЫ НАУКИ». ISSN 2410-700X. РФ, Уфа. 2015. – С. 196-200. режим доступа: [email protected]

  7. Фазылзянова Г.И. Художественный текст как объект понимания. – Статья.//Вестник ТГУ, выпуск 7 (63), 2008. – С. 411–422.

Просмотров работы: 665