ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННЫХ КАЧЕСТВ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Король А.С. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Нравственное воспитание учащихся являются первостепенной задачей современной образовательной системы, и представляет собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества. Школа является основным звеном в системе воспитания подрастающего поколения.

Особое внимание необходимо уделять нравственному воспитанию младшего школьника, так как в этом возрасте ребенок восприимчив к усвоению моральных знаний, которые являются регулятором духовно-ориентированного поведения, его мотивов. От того, как будет воспитан младший школьник в нравственном отношении, зависит не только его дальнейшее успешное обучение в школе, но и формирование жизненной позиции.

Любая система успешно функционирует и развивается при соблюдении определённых условий. Следовательно, формирование у младших школьников нравственных качеств будет происходить более эффективно при создании педагогических условий.

Мы под педагогическими условиями понимаем совокупность объективных возможностей содержания, форм, методов, педагогических приемов, направленных на достижение поставленной цели.

Существующая практика работы в школе показали, что формирование нравственных качеств младших школьников в процессе образования реализуется следующими педагогическими условиями, если:

1) учащиеся получают знания о нравственных категориях из литературных произведений;

2) школьники включены в оценку своего поведения с позиции нравственных категорий.

Рассмотрим более подробно.

Первым педагогическим условием является получение учащимися знаний о нравственных категориях из литературных произведений. Данное педагогическое условие предполагает подбор различных методов, создание ситуаций, направленных на формирование полноты, прочности, осознанности знаний учащимися о нравственных категориях, нравственном поведении людей из литературных источников. Чтение художественных произведений в начальных классах является одним из главных источников формирования нравственных качеств детей. Художественное произведение как образное отражение действительности влияет на мысли, чувства, воображение детей, оказывает воздействие на их поведение.

В результате мы выделили 4 группы нравственных категорий, представленные авторами литературных произведений:

- героизм, отвага, верность;

- долг, ответственность;

- единство, коллективизм, забота;

- совесть, сопереживание.

Р.Г. Измайлова отмечает, что в процессе работы над художественным произведением младший школьник осваивает основные нравственно-этические ценности, получает навык анализа положительных и отрицательных действий героев, что способствует формированию нравственного сознания и этического вкуса ребенка [1, с. 68].

Работа над литературным произведением в соответствии с новым ФГОС НОО включает в себя три основных этапа:

1. Работа с текстом до чтения (предвосхищение, предугадывание) – учащиеся по названию произведения и биографии автора высказывают свои предположения, о чем пойдет речь в тексте, кто будет героями, добрые они или злые. На этом этапе необходимо заинтересовать ученика, эмоционально настроить (рассказ учителя, словарная работа, работа с иллюстрациями и т.п.); определить цели урока, обозначить проблему. Учитель может по высказываниям детей определить, на какие нравственные поступки они ориентируются; какие нравственные качества личности уже сформированы.

2. Работа с текстом во время чтения – познакомить детей с текстом произведения можно разными способами: текст читает учитель или сами учащиеся, прослушивание аудиозаписи. По ходу чтения учащиеся могут вести диалог с автором (задают вопросы, на которые еще не знают ответа), учитель может прочитать отрывок из произведения и дать задание учащимся продолжить. Работа с произведением позволяет учителю помочь детям в определении нравственной ситуации, предложенной автором в произведении, то есть увидеть хорошие и плохие поступки героев, выяснить кто прав и почему, ребенок может сделать свой нравственный выбор и обосновать его.

3. Работа с текстом после чтения – сравниваются позиции детей с авторс-кой, определяется эмоциональный настрой учащихся после прочитанного произведения, отношение к героям их поступкам. Можно также использовать разные творческие задания, игры, проводить этические беседы, попросить детей разделить текста на части и озаглавить их, выборочное чтение и др.

Вторым педагогическим условием является включение учащихся в оценку своего поведения с позиции нравственных категорий. При чтении того или иного произведения на уроке задача учителя – помочь школьнику осмыслить содержание прочитанного, чувства, переданные автором, вызвать читательские эмоции, объективно оценить поведение героев произведения. Продуктивным методом работы в этом случае является использование:

- творческих пересказов, то есть пересказ текста с изменением действующего лица, его черт характера, замена одного из героев или его «удаление» из произведения и т.п. Эта работа позволяет вывести школьников на эмоциональный уровень, благодаря чему ученики стараются лучше учиться, совершать хорошие поступки.

- мини-сочинений. Темы, которые могут заставить младшего школьника задуматься о нравственных качествах: «Что такое нравственность?», «Нравственный человек это?», «Нужна ли нравственность?», «Каким человеком я хочу стать». Школьники могут рассуждать о том, хотят ли они в будущем стать нравственными людьми и что для этого им нужно сделать. Благодаря такому мини-сочинению, можно проследить, как ребенок понял, кто такой нравственный человек, какими качествами он обладает, как школьник оценивает поведение нравственного и безнравственного человека. Большая часть младших школьников отмечает, что хотят быть добрыми, вежливыми, смелыми, защищать свою родину, помогать младшим и старшим, заботиться о родителях, а главное – быть честными, потому что только честный человек может найти свое место в обществе других людей.

В результате планомерного проведения такой работы дети постепенно учатся выбирать из множества альтернативных решений то, которое наиболее приемлемо для него в данной ситуации и воспринимается им как нравственное.

Литература:

1. Измайлова, Р. Г. Реализация идей ФГОС на уроках литературного чтения / Р. Г. Измайлова // Начальная школа. – 2014. – № 1. – С. 67-71.

Просмотров работы: 1312