ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Сулейманова А.Н. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном отечественном образо­вании обращают на себя внимание две тенденции. Тенденция первая — абстракт­ная универсализация, что ведет к сближению национальных образовательных си­стем и по содержанию, и по санкциям, и по организации. Тенденция вторая — движение в сторону сохранения и разви­тия национальных основ образования, возрождения традиций как средоточия духовных ценностей.

Признание того, что тайна роста чело­века, его духовного становления не может быть понята вне религиозных установок культурного сознания, является необходи­мой теоретической предпосылкой педаго­гического процесса. "К духовному росту, — писал В.В.Зеньковский, — нельзя прийти через развитие психических сил — интел­лекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием ду­шевной периферии" [2]. Принцип целостности в воспитании, выдвинутый еще древними греками, предполагает все­стороннее развитие человека, реализа­цию всех его сил — интеллектуальных, нравственных, эстетических. Но необхо­димо помнить "иерархическую взаимосвя­занность всех этих сторон в личности, их инструментальное значение в развитии основного начала в личностно-духовной жизни" [2].

При всех различиях понимания духов­ности и духовного, связанных с традици­ями светской и религиозной мысли, об­щим для них является признание ее выс­шим уровнем самореализации личности, на котором основными мотивационными регуляторами ее жизнедеятельности ста­новятся "вечные" идеалы. Духовное ста­новление предполагает выход за пределы эгоцентризма и подключение к созида­тельной энергии надындивидуальных об­щностей, ориентацию на широкий спектр трансцендентных духовных цен­ностей, направленность на познание уни­версальной связи вещей и всех явлений и целесообразную деятельность внутри этой связи.

Здесь возникает естественный вопрос о критериях подлинно духовных ценно­стей. Их специфика необъяснима в рамках распространенной концепции субъектно-объектных отношений. Ценность имеет сложную многоуровневую структу­ру и выражает наиболее общие типы вза­имодействия между субъектами любого уровня (от личности до общества в це­лом). Межсубъектные отношения опосре­дованы нормой и идеалом, которые взаи­мосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Духовные ценности наиболее адек­ватно проявляются в религии, искусстве, нравственности.

Главная особенность ценностных отношений, прежде всего в том, что они включают в себя не только должное (норму), но и желаемое, связанное с доб­ровольным свободным выбором, душев­ным стремлением. Они выражают такие отношения между людьми, которые соби­рают их в общность любого уровня: се­мью, коллектив, нацию, государство. От­сюда следуют основные свойства ценно­стей, определяющие их роль и функции в обществе: внутренняя свобода челове­ческого самоопределения; социальная "^значимость материального носителя, имеющего ценностную основу; невозмож­ность логического доказательства нали­чия или отсутствия отношений ценност­ного уровня [3]. Благодаря этим призна­кам общечеловеческие ценности образу­ют в структуре социального субъекта (личности, народа) духовный стержень. Именно ценностные отношения опреде­ляют глубинные основы народной жизни.

Все общечеловеческие ценности в рус­ском сознании преломляются по-своему. Для русского духа, в отличие от западно­го мировоззрения, нет полутонов, сред­них линий, для него вера и безверие одинаково безмерны, а душа открыта, отзывчива и чиста.

Современная попытка преобразовать жизнь в России базируется на идее про­гресса, понимаемого как движение чело­вечества по единому пути и в одном на­правлении — пути формирования "есте­ственного права" человека на эгоизм, "войны против всех" (Т.Гоббс). Анализ преобразований, происходящих в рос­сийском обществе, показывает, что в их основе лежит четкая система ценностей, вполне понятных для Европы, но истори­чески чуждых российской цивилизации. Жизнь народов вариативна и обусловле­на целой совокупностью факторов: при­родно-климатическим и географическим положением, социально-хозяйственными условиями, конфессиональной принад­лежностью, возрастом этноса и др. Уста­новление общего миропорядка, единого образа жизни, стандартизированной сис­темы нравственных ценностей невозмож­но. России нужен свой путь, соответству­ющий менталитету народа, его нрав­ственным ориентациям и установкам.

Сфера образования как основа миро­воззрения, национального самосознания и гражданского воспитания является ис­точником духовного, нравственного, ин­теллектуального, культурного и профес­сионального развития отдельной лично­сти и этноса в целом. Системный кри­зис, охвативший все наше общество, осо­бенно губителен для молодого поколе­ния. Поиск конструктивных вариантов ^выхода из сложившейся ситуации связан ус ответом на вопрос: есть ли у нас прин­ципы национального образования, могут ли они быть сформулированы сегодня или в ближайшее время? Можно выде­лить три основополагающие идеи — со­борности, национального долга, русского космизма. Они имеют колоссальный вос­питательный потенциал, определяют приоритетные пути духовного становле­ния личности. Нам предстоит утвердить и реализовать в общественной жизни и системе образования принцип совместно­го освоения религиозной и светской культуры. Определяющее начало отече­ственной школы, ее почва, живой корень — русское православие. С ним связаны тра­диции подлинного образования в Рос­сии, так как "выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии..." [1]. Современное сознание с трудом восприни­мает эту мысль.

Однако ядром, стержнем отечественной новой школы является русская культура в широком значении. Чтобы преобразовать наше общество, нужно обеспечить взаимодействие совре­менной науки и русского православия. Без интеграции православной веры и светского знания не преодолеть духовно­го кризиса в нашем обществе.

Они коренятся в религиозной сфере человеческого сознания. Именно религия отвечает на вопросы о добре и зле, о добродетелях и пороках, о смысле жизни и человеке. Нравственные поня­тия тяготеют к евангельскому идеалу. Во-церковление дает точку опоры этому природному тяготению.

Кризисное положение общества и школы является следствием многослож­ных причин, важнейшие из которых: ду­ховная ослабленность народа и обедне­ние его творческого потенциала. Налицо нехватка самобытных, дальновидных лю­дей, обладающих развитым интеллектом, духовной силой.

В сегодняшней России на фоне свобо­ды слова личность подавляется так же, как и в тоталитарные времена. Едино­мыслие ежедневно насаждается средства­ми массовой информации. Качественное отличие нынешнего периода развития цивилизации состоит в том, что впервые объектом человеческой деятельности ста­ло формирование и изменение сознания. Информационные источники отрица­тельно действуют на ум, чувства, вообра­жение подрастающего поколения. Резуль­таты манипулирования сознанием — по­давление логического мышления, ослаб­ление самостоятельности, повышение внушаемости. В такой ситуации образова­нию необходимо оградить молодежь от разрушительного влияния СМИ.

Основной целью образовательных учреждений долгое время считалась передача учащимся знаний, умений и навы­ков. Школа не придает проблеме ум­ственного воспитания должного значе­ния. Усиливается существенное противо­речие между постоянно возрастающим объемом знаний и ограниченным време­нем обучения. Решение данной пробле­мы связано с рациональной организаци­ей умственной деятельности школьни­ков, способствующей развитию их про­дуктивного мышления. Время требует ак­тивизации творческого потенциала лич­ности.

Наш народ богато одарен от природы художественно, интеллектуально, религи­озно. Но за всю историю его существова­ния у него не было школы полноценного умственного воспитания. Отсюда — суще­ствование двух полюсов. На одном из них — величайшая мудрость, породившая не только великую гуманитарную культу­ру, но и культуру точных наук и техни­ческих свершений, на другом — много "умственно неквалифицированной массы" (И.П.Павлов). Россия, блистая гениями во всех сферах духовной культуры, никог­да не имела достойного качества жизни, не обладала совершенной технологией труда, обустроенностью быта. Разрыв между уровнем развития культуры и уровнем цивилизации накладывал свой отпечаток на интеллектуальный и духовный облик личности.

В России вопросам умственного раз­вития уделялось гораздо меньше внима­ния, чем духовным и нравственным ас­пектам человеческой деятельности. Рус­ский народ на протяжении всей своей истории не имел школы научного обра­зования, в основе которой — поиск исти­ны. Сегодня самая неотложная нацио­нальная потребность — это повышение интеллектуального потенциала и умствен­ной "квалификации" людей.

Согласно международным исследованиям, Россия занимает 52-е место в мире по уровню естественнонаучных знаний школьников. Качественный анализ ре­зультатов показывает низкую способ­ность детей самостоятельно мыслить. Проблема умственного воспитания школьников все еще остается нерешен­ной. Более того, реальный учебный про­цесс противоречит объективным законам познания. Знания учениками усваивают­ся в "готовом" виде, что не сообразуется с законами психического развития.

Задача обучения состоит в том, чтобы сделать человека не только образован­нее, но и умнее. Необходимо научить де­тей самостоятельно ставить вопросы, ис­кать ответы на них. Используя все имею­щиеся педагогические средства, нужно работать над повышением культуры ума школьников. Современная школа должна стать вопрошающей. Время умственного иждивенчества, легковерности прошло. Ныне перед Россией возникли сложней­шие вопросы, на которые нет ответа ни у тех, кто учит, ни у тех, кто учится. Вы­ход один: вместе искать истину

Будущее отечественного образования неразрывно связано с направленностью на духовное, нравственное и интеллекту­альное развитие учащихся в свете нацио­нальных идеалов. Полноценное умствен­ное воспитание, приоритет духовных ценностей, легитимность религиозного мировоззрения, опора на великую рус­скую культуру — ведущие ориентиры современной российской школы.

Литература:

1.Гоголь Н.В. Предсмертные записки // Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992.

2.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.

3.Человек и духовно-культурные основы воз­рождения России / Под ред. Г.П. Выжлецова, В.Т. Пуляева, В.Н. Сагатовского. СПб., 1996.

Просмотров работы: 1733