Признание того, что тайна роста человека, его духовного становления не может быть понята вне религиозных установок культурного сознания, является необходимой теоретической предпосылкой педагогического процесса. "К духовному росту, — писал В.В.Зеньковский, — нельзя прийти через развитие психических сил — интеллекта, воли или чувств, хотя духовная жизнь и опосредуется этим развитием душевной периферии" [2]. Принцип целостности в воспитании, выдвинутый еще древними греками, предполагает всестороннее развитие человека, реализацию всех его сил — интеллектуальных, нравственных, эстетических. Но необходимо помнить "иерархическую взаимосвязанность всех этих сторон в личности, их инструментальное значение в развитии основного начала в личностно-духовной жизни" [2].
При всех различиях понимания духовности и духовного, связанных с традициями светской и религиозной мысли, общим для них является признание ее высшим уровнем самореализации личности, на котором основными мотивационными регуляторами ее жизнедеятельности становятся "вечные" идеалы. Духовное становление предполагает выход за пределы эгоцентризма и подключение к созидательной энергии надындивидуальных общностей, ориентацию на широкий спектр трансцендентных духовных ценностей, направленность на познание универсальной связи вещей и всех явлений и целесообразную деятельность внутри этой связи.
Здесь возникает естественный вопрос о критериях подлинно духовных ценностей. Их специфика необъяснима в рамках распространенной концепции субъектно-объектных отношений. Ценность имеет сложную многоуровневую структуру и выражает наиболее общие типы взаимодействия между субъектами любого уровня (от личности до общества в целом). Межсубъектные отношения опосредованы нормой и идеалом, которые взаимосвязаны и взаимообусловливают друг друга. Духовные ценности наиболее адекватно проявляются в религии, искусстве, нравственности.
Главная особенность ценностных отношений, прежде всего в том, что они включают в себя не только должное (норму), но и желаемое, связанное с добровольным свободным выбором, душевным стремлением. Они выражают такие отношения между людьми, которые собирают их в общность любого уровня: семью, коллектив, нацию, государство. Отсюда следуют основные свойства ценностей, определяющие их роль и функции в обществе: внутренняя свобода человеческого самоопределения; социальная "^значимость материального носителя, имеющего ценностную основу; невозможность логического доказательства наличия или отсутствия отношений ценностного уровня [3]. Благодаря этим признакам общечеловеческие ценности образуют в структуре социального субъекта (личности, народа) духовный стержень. Именно ценностные отношения определяют глубинные основы народной жизни.
Все общечеловеческие ценности в русском сознании преломляются по-своему. Для русского духа, в отличие от западного мировоззрения, нет полутонов, средних линий, для него вера и безверие одинаково безмерны, а душа открыта, отзывчива и чиста.
Современная попытка преобразовать жизнь в России базируется на идее прогресса, понимаемого как движение человечества по единому пути и в одном направлении — пути формирования "естественного права" человека на эгоизм, "войны против всех" (Т.Гоббс). Анализ преобразований, происходящих в российском обществе, показывает, что в их основе лежит четкая система ценностей, вполне понятных для Европы, но исторически чуждых российской цивилизации. Жизнь народов вариативна и обусловлена целой совокупностью факторов: природно-климатическим и географическим положением, социально-хозяйственными условиями, конфессиональной принадлежностью, возрастом этноса и др. Установление общего миропорядка, единого образа жизни, стандартизированной системы нравственных ценностей невозможно. России нужен свой путь, соответствующий менталитету народа, его нравственным ориентациям и установкам.
Сфера образования как основа мировоззрения, национального самосознания и гражданского воспитания является источником духовного, нравственного, интеллектуального, культурного и профессионального развития отдельной личности и этноса в целом. Системный кризис, охвативший все наше общество, особенно губителен для молодого поколения. Поиск конструктивных вариантов ^выхода из сложившейся ситуации связан ус ответом на вопрос: есть ли у нас принципы национального образования, могут ли они быть сформулированы сегодня или в ближайшее время? Можно выделить три основополагающие идеи — соборности, национального долга, русского космизма. Они имеют колоссальный воспитательный потенциал, определяют приоритетные пути духовного становления личности. Нам предстоит утвердить и реализовать в общественной жизни и системе образования принцип совместного освоения религиозной и светской культуры. Определяющее начало отечественной школы, ее почва, живой корень — русское православие. С ним связаны традиции подлинного образования в России, так как "выше того не выдумать, что уже есть в Евангелии..." [1]. Современное сознание с трудом воспринимает эту мысль.
Однако ядром, стержнем отечественной новой школы является русская культура в широком значении. Чтобы преобразовать наше общество, нужно обеспечить взаимодействие современной науки и русского православия. Без интеграции православной веры и светского знания не преодолеть духовного кризиса в нашем обществе.
Они коренятся в религиозной сфере человеческого сознания. Именно религия отвечает на вопросы о добре и зле, о добродетелях и пороках, о смысле жизни и человеке. Нравственные понятия тяготеют к евангельскому идеалу. Во-церковление дает точку опоры этому природному тяготению.
Кризисное положение общества и школы является следствием многосложных причин, важнейшие из которых: духовная ослабленность народа и обеднение его творческого потенциала. Налицо нехватка самобытных, дальновидных людей, обладающих развитым интеллектом, духовной силой.
В сегодняшней России на фоне свободы слова личность подавляется так же, как и в тоталитарные времена. Единомыслие ежедневно насаждается средствами массовой информации. Качественное отличие нынешнего периода развития цивилизации состоит в том, что впервые объектом человеческой деятельности стало формирование и изменение сознания. Информационные источники отрицательно действуют на ум, чувства, воображение подрастающего поколения. Результаты манипулирования сознанием — подавление логического мышления, ослабление самостоятельности, повышение внушаемости. В такой ситуации образованию необходимо оградить молодежь от разрушительного влияния СМИ.
Основной целью образовательных учреждений долгое время считалась передача учащимся знаний, умений и навыков. Школа не придает проблеме умственного воспитания должного значения. Усиливается существенное противоречие между постоянно возрастающим объемом знаний и ограниченным временем обучения. Решение данной проблемы связано с рациональной организацией умственной деятельности школьников, способствующей развитию их продуктивного мышления. Время требует активизации творческого потенциала личности.
Наш народ богато одарен от природы художественно, интеллектуально, религиозно. Но за всю историю его существования у него не было школы полноценного умственного воспитания. Отсюда — существование двух полюсов. На одном из них — величайшая мудрость, породившая не только великую гуманитарную культуру, но и культуру точных наук и технических свершений, на другом — много "умственно неквалифицированной массы" (И.П.Павлов). Россия, блистая гениями во всех сферах духовной культуры, никогда не имела достойного качества жизни, не обладала совершенной технологией труда, обустроенностью быта. Разрыв между уровнем развития культуры и уровнем цивилизации накладывал свой отпечаток на интеллектуальный и духовный облик личности.
В России вопросам умственного развития уделялось гораздо меньше внимания, чем духовным и нравственным аспектам человеческой деятельности. Русский народ на протяжении всей своей истории не имел школы научного образования, в основе которой — поиск истины. Сегодня самая неотложная национальная потребность — это повышение интеллектуального потенциала и умственной "квалификации" людей.
Согласно международным исследованиям, Россия занимает 52-е место в мире по уровню естественнонаучных знаний школьников. Качественный анализ результатов показывает низкую способность детей самостоятельно мыслить. Проблема умственного воспитания школьников все еще остается нерешенной. Более того, реальный учебный процесс противоречит объективным законам познания. Знания учениками усваиваются в "готовом" виде, что не сообразуется с законами психического развития.
Задача обучения состоит в том, чтобы сделать человека не только образованнее, но и умнее. Необходимо научить детей самостоятельно ставить вопросы, искать ответы на них. Используя все имеющиеся педагогические средства, нужно работать над повышением культуры ума школьников. Современная школа должна стать вопрошающей. Время умственного иждивенчества, легковерности прошло. Ныне перед Россией возникли сложнейшие вопросы, на которые нет ответа ни у тех, кто учит, ни у тех, кто учится. Выход один: вместе искать истину
Будущее отечественного образования неразрывно связано с направленностью на духовное, нравственное и интеллектуальное развитие учащихся в свете национальных идеалов. Полноценное умственное воспитание, приоритет духовных ценностей, легитимность религиозного мировоззрения, опора на великую русскую культуру — ведущие ориентиры современной российской школы.
Литература:
1.Гоголь Н.В. Предсмертные записки // Гоголь Н.В. Духовная проза. М., 1992.
2.Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. М., 1993.
3.Человек и духовно-культурные основы возрождения России / Под ред. Г.П. Выжлецова, В.Т. Пуляева, В.Н. Сагатовского. СПб., 1996.