УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УСЛОВИЯ ЭФФЕКТИВНОГО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Шамсудинова Р.Г. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Модернизация системы образования в Российской Федерации потребовала разработки новых подходов к задачам и содержанию образования, а так же изменения парадигмы воспитания учащегося в направлении личностно-ориентированного образования. Все это позволяет рассмотреть общность «учитель-ученик» как единую развивающуюся систему и обозначить средства, с помощью которых можно активизировать развитию данной системы и всех субъектов, входящих в указанную систему, в частности, развитию их самосознания.

Психолого-педагогическая практика, в свою очередь, убедительно требует разработки адекватных методов, приемов, технологий, направленных на повышение уровня самосознания как основного условия развития ученика и учителя, их становления как субъектов саморазвития.

Поиск соответствующих современному уровню развития науки педагогических технологий ориентирует на предпочтение такого материала, который оказался бы наиболее тесно связан с содержанием внутреннего мира, подлежащего преобразованию субъектом в целях саморазвития.

В настоящее время проявился очевидный социальный запрос на создание образовательной среды, понимаемой как сложный интегративный процесс, включающий в себя компоненты взаимодействия учителей и учащихся, воспитателей и воспитуемых, ориентированный на личность как важнейшую ценность. Особое психолого-педагогическое значение имеет образовательная среда в пространстве развивающего образования.

Одним из ведущих институтоввоспитания подрастающего поколения в условиях современной России являются общеобразовательные учреждения. Школьное образование ввиду его общественности является ведущим фактором, формирующим общественное самосознание. Отвечая новейшим требованиям современного демократического общества, школа должна стать ведущей органической составляющей процесса формирования толерантных отношений на раннем этапе становления личности. Поэтому, одним из векторов воспитательно-образовательного процесса должна быть разработка концептуальной базы гуманистического воспитания детей на всех этапах школьного обучения.

Основываясь на задачах, определенных Концепцией модернизации российского образования на период до 2010, необходимо отметить, что российскому государству нужны современно образованные, высоко моральные, деятельные люди, способные принимать взвешенные и ответственные решения в ситуации выбора, предусматривая их возможные последствия, способные к различным видам общественных взаимодействий, основываясь на принципах построения толерантного общества.

На основании вышеизложенного особую актуальность приобретает проблема развития самостоятельной деятельности младших школьников в процессе образования.

Очевидно, что одной из основных задач обучения, стоящих перед школой в современных условиях, является непрерывное повышение уровня познавательной самостоятельности. При этом первостепенное значение имеет успешное решение этой проблемы уже на начальном этапе обучения школьника.

Теоретическое обоснование указанного механизма, по нашему мнению, должно начинаться с выявления условий его эффективного функционирования.

Для реализации целенаправленного развития познавательной самостоятельности младших школьников процесс обучения должен быть специальным образом организован.

Современная система школьного образования построена по единому принципу: познание нового осуществляется как освоение образца качественно нового знания, данного учителем с помощью различных средств, в том числе и учебника.

В настоящее время любой урок или система уроков, как элемент учебного процесса в школе, строится по следующей примерной схеме:

1) учитель формулирует цель, причем чаще всего критерии оценки результата явно не формулируются;

2) учитель формулирует задачи как элементы сформулированной цели;

3) учитель сам выбирает средства и способы достижения сформулированной цели, причем, в лучшем случае, он предлагает несколько способов достижения цели, т.е. можем говорить о многовариантности способов достижения цели;

4) учащиеся самостоятельно выполняют предложенные учителем упражнения по закреплению данного образца нового знания;

5) учитель оценивает выполненную работу, т.е. проверяет уровень усвоения учащимися данного им образца нового знания, и далее этот цикл повторяется.

Анализируя это, можно полностью согласиться с позицией В.В.Агеева в том, что современная система образования является процессом «накопления знаний (умений, навыков), предлагаемых в условиях учебно-воспитательного процесса как образец восприятия. При этом закономерным результатом такой системы образования становится индивид, способный при необходимости воспроизвести полученные в условиях учебно-воспитательного процесса эти самые знания (умения, навыки)» [4].

Однако накопленные человечеством знания по различным областям науки настолько обширны и глубоки, что передать их сегодня учащимся становится все более неразрешимой задачей в условиях обычного обучения. Необходимо активное и целенаправленное развитие познавательной самостоятельности учащихся в процессе обучения.

Тщательно проанализировав современную литературу по изучаемой проблеме, мы предположили, что для развития познавательной самостоятельности на уроках младший школьник должен быть не пассивным получателем готового знания, сообщаемого ему каким-либо образом, когда все его усилия направлены в основном на запоминание сообщаемого ему материала, а наоборот, должен сталкиваться с такими ситуациями, для разрешения которых он будет вынужден открывать для себя новые знания, т.е. с проблемными заданиями, В ходе выполнения таких заданий обязательно создается что-то новое, полезное для субъекта деятельности. В этом смысле каждое проблемное задание является творческим. В дальнейшем будем называть такие задания учебными творческими заданиями (УТЗ).

Когда мы говорим о «новом», то естественно имеем в виду не «общественно-объективное новое», а «индивидуально-субъективное новое». И это «новое» учащийся должен создать в результате самостоятельной поисковой деятельности.

Таким образом, для эффективного развития познавательной самостоятельности необходимо, на наш взгляд, изменение механизма усвоения знаний: новое знание не дается учащимся в виде готового образца, а создается ими в процессе самостоятельной поисковой деятельности.

Создание положительной мотивации и высокого эмоционального настроя учащихся является условием успешного развития познавательной самостоятельности. Для младших школьников в силу их возрастных и индивидуальных особенностей очень важен благоприятный эмоциональный фон на уроках. Систематическое и целенаправленное использование УТЗ в процессе обучения требует от учащихся известных волевых усилий, поэтому очень важно оптимальное использование игровой формы деятельности в ходе проведения занятий. Учитель должен постоянно «вставать на позицию ученика», понимать его состояние во время ответа. Благоприятная атмосфера снимает внутреннее напряжение, расковывает детей, что соответствует их природной общительности и стремлению к самоутверждению через общение.

Известно, что если у обучаемого нет желания, интереса к содержанию и способам осуществления той или иной деятельности, то нет надежды добиться существенных результатов в ее выполнении. Система УТЗ необходима, по нашему мнению, для формирования положительного мотивационного фона учащихся.

Литература

  1. Андреев В.И. Педагогика: Учебный курс для творческого саморазвития. -Казань: Центр инновационных технологий, 2000. 608 с. 11

  2. Венгер А.Л, Цукерман Т.А. Психологическое обследование младших школьников. М.: Владос, 2001. - 160 с.

  3. Исаева М.М. Роль семьи в процессе выявления одаренности и социализации ребенка Текст. Исаева М.М. // Семья: проблемы, традиции, новации. М.: 2008-с. 172 -175;

  4. Исаева М.М. Профессиональная психолого педагогическая подготовка учителей начальных классов Текст. Исаева М.М. // Региональный вестник молодых ученных. М., №7, 2006 с. 69-71

  5. Шарова Л.В. Учить самостоятельности: Кн. для учителя.-М,: Просвещение, 1993.- 205 с.

5

Просмотров работы: 728