РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ

Сайдибекова М.М. 1
1Дагестанский государственный педагогический университет
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Сюжетно-ролевая игра имеет и свои специфические правила. В отличие от подвижных и дидактических игр, в которых правила задаются педагогом заранее, в ролевой, творческой игре эти правила выдвигают сами дети, следуя при этом определенным жизненным привычкам (как бывает на самом деле), и добровольно им подчиняются. Например, «пограничник» не имеет права покинуть вверенный ему пост, «врач» обязан лечить больного, с «корабля» в пути его следования сходить нельзя, «солдаты» должны отдавать честь «командиру».

Необходимым условием развития творческой, коллек­тивной ролевой игры является обогащение ее содержа­ния. Полученные знания способствуют введению ребен­ком в игру новых ролей, расширяют игровые отношения, вызывают активность детей. Замечено, что роль «носи­теля» и «двигателя» творчества детей в игре выполняет познавательная деятельность.

Ребенок шести-семилетнего возраста уже способен выра­зить свое собственное отношение к явлениям окружаю­щей жизни и отразить его в игре. Такое положение делает необходимым систематическое обогащение зна­ний детей, а значит, и содержания игр. С этой целью широко применяются различные организационные фор­мы как в процессе учебных занятий, так и во вне­классной работе: дидактические игры, экскурсии, чтение литературных произведений с последующей беседой по их содержанию, творческое рассказывание на задан­ную и свободную тему, рассматривание иллюстративного материала, инсценирование, изобразительная деятель­ность, ручной труд. Однако для самостоятельных творческих ролевых игр недостаточно одних знаний и умений. Необходимо научить ребенка переносить полу­ченные знания в игру, заполняя все ее структурные части.

Первоначально дети должны научиться выделять из увиденного и услышанного то, что можно отразить в игре: какие события включить, какова их последователь­ность; какие предметы, игрушки нужны, чем их можно заменить, из чего сделать самим. Одновременно с этим требуется обратить внимание ребят на то, что можно играть по-разному, не повторяя знакомые сюжеты, а пре­образуя их, вводя новые роли. Достичь этого можно, используя, во-первых, модели подготовленных взрослы­ми игр-лото, каждая из которых представляет собой набор карточек (три-четыре большие и к ним малень­кие) с изображением людей разных профессий и служб, роли которых дети отражают в своих играх, и их орудий труда, принадлежностей, которые используются в виде игровых атрибутов. Дети слушают составленный воспи­тателем рассказ, сказку, художественное произведение по теме игры и подбирают карточки по его содержа­нию.

Такая предварительная работа позволяет сконцентри­ровать внимание ребят вокруг единого сюжета и содержа­ния игры, показав взаимодействие ролей в ней.

Использование такого рода игр позволяет, с одной стороны, активизировать воображение детей, а с дру­гой — направить его на создание интересных и разнооб­разных игровых замыслов и сюжетов, реализация кото­рых может осуществляться в самостоятельной игровой деятельности.

Следует обязательно проводить беседы о прочитан­ном произведении.

При разборе ситуации воспитатель заражает воспи­танников своим эмоциональным отношением к героям, их действиям, поступкам. В отдельных случаях педагог показывает, как он действовал бы в такой ситуации. Этим самым представляется возможным внести новое содержание для последующих игр.

Задавать подобные ситуации целесообразно во время бесед с детьми, рассматривания иллюстраций, после чтения произведений, при анализе игры. Именно в таких условиях формируется перспектива игры.

В содержание и развитие игровой ситуации дети вкладывают свой «личностный смысл»[2]. Поэтому очень важно, чтобы при разборе ситуаций высказались все дети: пусть каждый скажет хотя бы слово, но обязательно примет участие в обсуждении и послушает, что скажут другие. Воспитательный смысл такого творчества состоит в том, что оно совершается в коллективе. Ребенок передает свои знания, опыт, радость находки своим сверстникам. Пусть ребенок при этом ошибается, ищет, находит, стоит перед необходи­мостью выбора: как сделать, поступить, что взять? От того, как быстро и правильно ребенок принял реше­ние, будут зависеть и оценка его сверстниками, и само­оценка, и успех.

Бывает и так, что у детей знания и представления по теме интересующей их игры имеются, а игры все-таки кратковременны и бедны по содержанию. Такое поло­жение может объясняться и тем, что у ребят не сфор­мирован навык коллективной игры, в основе которого лежит определенная самоорганизация детей. Это выра­жается в более или менее самостоятельной реализации детьми всех структурных элементов игры, названных нами выше.

Чтобы научить детей умению вести игры по условно­му плану, педагог может по отдельным темам игр предложить свой план-сюжет, который, естественно, в процессе игры будет изменятся, дополняться детьми. Он явится стержнем, на который нанизывается личный опыт ребенка. И здесь воспитатель решает одну из главных задач: через игру, через специальный подбор ролей, игровых действий осуществляет влияние на си­стему отношений, существующих между детьми в реальной жизни. Внимание детей при этом направляет­ся на обдумывание сюжета игры и ее организацию. План игры составляется вместе, обсуждается, что еще можно внести. Оказывается, что даже те дети, кото­рые отказываются от участия в играх, включаются как в совместное обсуждение, так и в реализацию плана игры.

Педагогу также следует помнить, что во время игры, принимая в ней непосредственное участие или управляя косвенно, обращаться к детям надо так, как этого требует роль: «Товарищ капитан, разрешите матросам увольнение на берег», «Анна Ивановна, ваши ученики должны идти в столовую». Принимая непосредственное участие в игре и выполняя при этом одну из ролей, педагог сам пока­зывает образцы внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, вежливости, культуры поведения.

Важна и коллек­тивная оценка ролевого поведения в игровой ситуации: как играли? что можно было сделать по-другому?

Планируя работу по руководству творческими играми детей, необходимо предусматривать обогащение содер­жания игры, расширение игрового опыта детей. В плане указывается тематика бесед, наблюдений, предлагается детская художественная литература по теме игры, отдельные игровые ситуации, а также какой материал для игры следует подготовить. Большое внимание уде­ляется развитию творческих способностей детей, форми­рованию положительных взаимоотношений. Учитывая специфику сюжетно-ролевой игры как самостоятельной деятельности, можно предложить детям сюжеты игр по содержанию знакомых произведений, с помощью ко­торых ребята могут усваивать нормы социального пове­дения. Следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.

Все эти требования должны соблюдаться при составле­нии примерного плана работы по организации и руковод­ству сюжетно-ролевыми играми на весь учебный год.

Литература:

  1. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Вос­питание? Воспитание... Воспитание! - М., 2000.

  1. (27)Леонтьев А.К. Психологические основы дошкольной игры. Избранные психологи­ческие произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983.

  2. (28)Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. В 2 частях. - М., 2002.

Просмотров работы: 1278