Необходимым условием развития творческой, коллективной ролевой игры является обогащение ее содержания. Полученные знания способствуют введению ребенком в игру новых ролей, расширяют игровые отношения, вызывают активность детей. Замечено, что роль «носителя» и «двигателя» творчества детей в игре выполняет познавательная деятельность.
Ребенок шести-семилетнего возраста уже способен выразить свое собственное отношение к явлениям окружающей жизни и отразить его в игре. Такое положение делает необходимым систематическое обогащение знаний детей, а значит, и содержания игр. С этой целью широко применяются различные организационные формы как в процессе учебных занятий, так и во внеклассной работе: дидактические игры, экскурсии, чтение литературных произведений с последующей беседой по их содержанию, творческое рассказывание на заданную и свободную тему, рассматривание иллюстративного материала, инсценирование, изобразительная деятельность, ручной труд. Однако для самостоятельных творческих ролевых игр недостаточно одних знаний и умений. Необходимо научить ребенка переносить полученные знания в игру, заполняя все ее структурные части.
Первоначально дети должны научиться выделять из увиденного и услышанного то, что можно отразить в игре: какие события включить, какова их последовательность; какие предметы, игрушки нужны, чем их можно заменить, из чего сделать самим. Одновременно с этим требуется обратить внимание ребят на то, что можно играть по-разному, не повторяя знакомые сюжеты, а преобразуя их, вводя новые роли. Достичь этого можно, используя, во-первых, модели подготовленных взрослыми игр-лото, каждая из которых представляет собой набор карточек (три-четыре большие и к ним маленькие) с изображением людей разных профессий и служб, роли которых дети отражают в своих играх, и их орудий труда, принадлежностей, которые используются в виде игровых атрибутов. Дети слушают составленный воспитателем рассказ, сказку, художественное произведение по теме игры и подбирают карточки по его содержанию.
Такая предварительная работа позволяет сконцентрировать внимание ребят вокруг единого сюжета и содержания игры, показав взаимодействие ролей в ней.
Использование такого рода игр позволяет, с одной стороны, активизировать воображение детей, а с другой — направить его на создание интересных и разнообразных игровых замыслов и сюжетов, реализация которых может осуществляться в самостоятельной игровой деятельности.
Следует обязательно проводить беседы о прочитанном произведении.
При разборе ситуации воспитатель заражает воспитанников своим эмоциональным отношением к героям, их действиям, поступкам. В отдельных случаях педагог показывает, как он действовал бы в такой ситуации. Этим самым представляется возможным внести новое содержание для последующих игр.
Задавать подобные ситуации целесообразно во время бесед с детьми, рассматривания иллюстраций, после чтения произведений, при анализе игры. Именно в таких условиях формируется перспектива игры.
В содержание и развитие игровой ситуации дети вкладывают свой «личностный смысл»[2]. Поэтому очень важно, чтобы при разборе ситуаций высказались все дети: пусть каждый скажет хотя бы слово, но обязательно примет участие в обсуждении и послушает, что скажут другие. Воспитательный смысл такого творчества состоит в том, что оно совершается в коллективе. Ребенок передает свои знания, опыт, радость находки своим сверстникам. Пусть ребенок при этом ошибается, ищет, находит, стоит перед необходимостью выбора: как сделать, поступить, что взять? От того, как быстро и правильно ребенок принял решение, будут зависеть и оценка его сверстниками, и самооценка, и успех.
Бывает и так, что у детей знания и представления по теме интересующей их игры имеются, а игры все-таки кратковременны и бедны по содержанию. Такое положение может объясняться и тем, что у ребят не сформирован навык коллективной игры, в основе которого лежит определенная самоорганизация детей. Это выражается в более или менее самостоятельной реализации детьми всех структурных элементов игры, названных нами выше.
Чтобы научить детей умению вести игры по условному плану, педагог может по отдельным темам игр предложить свой план-сюжет, который, естественно, в процессе игры будет изменятся, дополняться детьми. Он явится стержнем, на который нанизывается личный опыт ребенка. И здесь воспитатель решает одну из главных задач: через игру, через специальный подбор ролей, игровых действий осуществляет влияние на систему отношений, существующих между детьми в реальной жизни. Внимание детей при этом направляется на обдумывание сюжета игры и ее организацию. План игры составляется вместе, обсуждается, что еще можно внести. Оказывается, что даже те дети, которые отказываются от участия в играх, включаются как в совместное обсуждение, так и в реализацию плана игры.
Педагогу также следует помнить, что во время игры, принимая в ней непосредственное участие или управляя косвенно, обращаться к детям надо так, как этого требует роль: «Товарищ капитан, разрешите матросам увольнение на берег», «Анна Ивановна, ваши ученики должны идти в столовую». Принимая непосредственное участие в игре и выполняя при этом одну из ролей, педагог сам показывает образцы внимательного отношения друг к другу, взаимопомощи, вежливости, культуры поведения.
Важна и коллективная оценка ролевого поведения в игровой ситуации: как играли? что можно было сделать по-другому?
Планируя работу по руководству творческими играми детей, необходимо предусматривать обогащение содержания игры, расширение игрового опыта детей. В плане указывается тематика бесед, наблюдений, предлагается детская художественная литература по теме игры, отдельные игровые ситуации, а также какой материал для игры следует подготовить. Большое внимание уделяется развитию творческих способностей детей, формированию положительных взаимоотношений. Учитывая специфику сюжетно-ролевой игры как самостоятельной деятельности, можно предложить детям сюжеты игр по содержанию знакомых произведений, с помощью которых ребята могут усваивать нормы социального поведения. Следует помнить, что планированию подлежит деятельность педагога по развитию игры и ее управлению, а не деятельность детей в игре.
Все эти требования должны соблюдаться при составлении примерного плана работы по организации и руководству сюжетно-ролевыми играми на весь учебный год.
Литература:
Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. Воспитание? Воспитание... Воспитание! - М., 2000.
(27)Леонтьев А.К. Психологические основы дошкольной игры. Избранные психологические произведения: В 2 т. Т. 1. М., 1983.
(28)Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе. В 2 частях. - М., 2002.