СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В ПРОЦЕССЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ МЕЖДУ ЛЮДЬМИ

Рыбакова О.В. 1
1Шуйский филиал Ивановского государственного университета
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Взаимодействие является систематическим устойчивым выполнением каких-то действий, которые нацелены на партнера, для вызова ответной реакции с его стороны, которая, в свою очередь, вызывает новую реакцию воздействующего. То есть, если говорить иначе, взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают воздействие друг на друга. Взаимодействие приводит к появлению новых социальных отношений.

В.М. Бехтерев обозначил взаимодействие как определенную систему действий одной стороны по отношению к другой и наоборот. Цель этих действий - каким-либо образом повлиять на поведение другой стороны, которая в свою очередь отвечает тем же, иначе это не было бы взаимодействием [2].

Еще древние философы высказывали мысль, что нельзя жить в обществе и быть независимым от него. Для удовлетворения своих многочисленных и разнообразных потребностей человек вынужден вступать во взаимодействие с другими людьми и социальными сообществами, которые являются носителями определенных знаний и ценностей, вынужден участвовать в совместной деятельности, реализующей различные общественные отношения (производства, потребления, распределения, обмена и другие).

Для того, чтобы взаимодействие было полезным, плодотворным и не во вред человеку, нужно уметь общаться правильно, то есть при общении с другим человеком уметь правильно с ним контактировать, где- то подстраиваться под него, найти с ним общий язык. А для этого нужно выбирать правильную тактику общение, правильные стратегии поведения.

Гришина Н. В. определила понятие «стратегия поведения». Автор указывает, что это определенная последовательность мыслительных и поведенческих актов, направленных на достижение конкретной цели. В ходе взаимодействия осуществляются удовлетворение потребности в общении или других каких- либо значимых для человека действий. Для того, чтобы взаимодействие получалось эффективным в данной работе мы и рассмотрим стратегии поведения при взаимодействии [3].

Одной из традиционных теоретических и практических проблем в психологии было изучение поведенческих реакций человека. Нередко и саму психологию определяют как науку о поведении. В частности, работами В. М. Бехтерева, Б. Г. Ананьева было убедительно доказано, что поведение следует рассматривать как интегральный показатель психической активности человека [1],[2].

Для того, что бы описать стратегии поведения, мы взяли отдельный тип взаимодействия- это конфликт. При конфликтной ситуации, для того, чтобы общение не перешло в негативное взаимодействие, нужно уметь сглаживать конфликт, отступать, слушать собеседника. Для этого мы привели ряд стратегий поведения при конфликтном взаимодействии [2]:

Первая из стратегий поведения в процессе взаимодействия является принуждение (борьба, соперничество). Тот, кто выбирает данную стратегию поведения, прежде всего исходит из оценки личных интересов, как высоких, а интересов своего соперника – как низких. Выбор стратегии принуждения в конечном итоге сводится к выбору: либо интерес борьбы, либо взаимоотношения.

Вторая стратегия поведения- это уход. Она характеризуется низким уровнем направленности на личные интересы и интересы соперника и является взаимной. Это по сути дела взаимная уступка.

Третья стратегия- уступка. Человек, придерживающийся данной стратегии,, стремится уйти от конфликта. Но причины «ухода» в этом случае иные. Иначе говоря, человек, принимающий стратегию уступки, жертвует личными интересами в пользу интересов соперника.

Четвёртая стратегия- компромисс. Компромиссная стратегия поведения характеризуется балансом интересов. Иначе ее можно назвать стратегией взаимной уступки.

Пятая стратегия поведения при взаимодействии- это сотрудничество. Стратегия сотрудничества характеризуется высоким уровнем направленности как на собственные интересы, так и на интересы соперника. Данная стратегия строится не только на основе баланса интересов, но и на признании ценности межличностных отношений.

Поведение индивида зависит от многих факторов, окружающих его. И выбор стратегий очень разнообразен. При разном взаимодействии можно применить разные стратегии. Но при выборе стратегии нужно заранее знать, какой исход от этого взаимодействия ты хочешь получить. Ведь из того, как ты себя будешь вести, зависит сам исход этого взаимодействия. Нужно уметь правильно вести общение, только тогда из этого выйдет то, что и хотелось получить.

Литература:

  1. Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания. М.: Изд-во "Институт практической психологии"; Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 384 с

  2. Бехтерев В.М.Избранные работы по социальной психологии. М., 1994.400 с.

  3. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2000, 464с.

Просмотров работы: 6393