ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НРАВСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Тазетдинова А.Р. 1
1Магнитогорский Государственный Технический Университет им. Г.И.Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Условия определяются как совокупность объективных возможностей содержания, форм, средств, методов и материально-пространственной среды, направленных на решение поставленных задач [1].

Педагогические условия – это совокупность обстоятельств, в которых осуществляется образовательная деятельность, и обстоятельств жизнедеятельности ее субъекта. Те и другие рассматриваются как факторы, способствующие или препятствующие успешности образовательной деятельности [1].

В ходе анализа психолого-педагогической, методической литературы, нами были выявлены педагогические условия формирования у младших школьников нравственных отношений.

Первое педагогическое условие предполагает, что у учащихся будут сформированы знания о построении отношений со сверстниками и взрослыми людьми. Подрастающее поколение формируется в сложных социальных условиях, характеризующихся реформированием общества, сменой ценностных ориентиров, резкой дифференциацией доходов, высокой занятостью или безработицей родителей учащихся. Отсюда, повышается актуальность целенаправленного нравственного воспитания в образовательном процессе. На школу ложится ответственность найти адекватные современным условиям способы организации воспитательной работы, позволяющие убедительно показать детям непроходящий характер общегуманных ценностей таких, как доброта, уважение к человеку, терпимость, доброжелательность.

Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека, побуждают его размышлять над соответствующим проявлением образа действий. Чтобы добиться от учащихся глубоко осознанного, обоснованного поведения, учитель начальных классов ведет целенаправленную работу над формированием мотивов, их дальнейшим развитием. В данном процессе учитель исходит из общественных требований времени. А поэтому моральные мотивы не только основа нравственного поведения, но и довольно показательный результат воспитания.

Представления о сути нравственного воспитания школьников изменяются не только под влиянием новых научных концепций, но и реальных достижений в области воспитания. Распространенный в недавние годы подход к воспитательной работе ориентировал учителя на словесные формы передачи ценностей. Поэтому преобладали длительные монологи в сочетании с отдельными мероприятиями. Явно не хватало индивидуального подхода, опоры на жизненный опыт ребенка, учета его личных особенностей.

Особое место в нравственном воспитании отведено начальной школе, так как младший возраст – это начало осознанного восприятия мира, когда закладываются критерии добра и зла, порядочности и лживость, смелости и трусости. У младших школьников интенсивно развиваются моральные чувства – товарищество, ответственность за класс, негодование при чьей – то несправедливости. Одновременно с этими истинами перед учащимися начальной школы необходимо раскрывать сущность таких моральных ценностей, как любовь к Родине, героизм, стойкость, честь, независимость.

Представление школьников о нравственности богаче и правильнее, чем их поведение. Разрыв в сознании и поведении проявляется в том, что школьник знает, как надо поступать, но не поступает в соответствии со своими знаниями. Ученик младших классов ещё только учится соотносить имеющиеся у него представления с жизнью, с реальными поступками, с конкретным поведением. Важную роль в формировании нравственной культуры детей играет учебная деятельность. Большие возможности нравственного воспитания заложены в содержании произведений, изучаемых на уроках литературного чтения. Здесь ученики имеют возможность для самовыражения нравственных суждений, для отстаивания своих взглядов и позиций. В рамках курса «Окружающий мир» младшие школьники познают природу мира, межличностных отношений, окружающей среды; открывают себя в этом мире и находят своё место в нём. Наблюдая за объектами живой природы, дети выделяют сходства и различия между животными и человеком, у них формируются представления о месте человека в природе, создаются ситуации поиска своего предназначения в жизни, развивается общая их культура.

Нравственное воспитание может осуществляться и через такие формы воспитательного воздействия, как этические беседы, конкурсы, турниры вежливости, классные часы, выставки достижений и т.д.

Большим воспитательным потенциалом обладают этические беседы, или уроки нравственности. Главное назначение этической беседы – помочь школьникам разобраться в сложных вопросах морали, сформировать у ребят твердую нравственную позицию. Такие беседы необходимо проводить систематически, включая их в план образовательной работы.

Выбор тематики бесед определяется различными причинами:

– ситуацией, сложившейся в классе (равнодушное отношение друг к другу, неприязнь и вражда между детьми различных национальностей);

– нравственными познавательными интересами детей (у них существуют искаженные представления о нормах морали – так, очень часто они воспринимают ложное товарищество как истинную дружбу, не различают честность и ябедничество, что вполне объяснимо, так как детям еще недостает знаний и социального опыта);

– событиями, происходящими в стране, городе или другом социуме (землетрясение в Китае, победа российских спортсменов на чемпионате и т.д.).

Успех проведения беседы зависит от отношения детей к теме, от желания принять в ней участие. Проводится она двумя путями – индуктивным и дедуктивным. В начальных классах лучше всего начать разговор с ярких, конкретных фактов. На основе их анализа учитель подводит ребят к выводам, к формулировке нравственных понятий.

Однако уже в начальных классах можно этическую беседу строить и дедуктивным путем, т.е. идти от морального понятия, проблемы к ярким фактам и более углубленным выводам. В старших классах беседу следует направлять именно по второму пути.

В этические беседы можно включать инсценировки, чтение отрывков из художественной литературы, но при этом важно не забывать, что преобладающая роль отводится живому обмену мнениями, диалогу, обсуждению отношения к нравственному понятию.

Обобщенно структуру беседы можно представить следующим образом:

1. Вступление (оно может быть представлено словом классного руководителя, высказыванием - афоризмом, чтением стихотворения и т.п.).

2. Основная часть (зачитываются и сопоставляются два противоположных примера, вокруг них выстраивается беседа, дискуссия. Делается вывод, обобщение. Подтверждается дополнительными примерами из жизни литературных героев, современников. Формируется определение понятия).

3. Подведение итогов. Заключительное слово педагога. Могут быть сформулированы правила, памятки. В каждой беседе должна быть обозначена цель.

Второе педагогическое условие предполагает, что младшие школьники будут включаться в деятельность, направленную на построение общения друг с другом. Развитие положительной мотивации учащегося к деятельности помогает ориентировать ребенка на положительные стороны нравственности, самому быть образцом нравственного поведения, создавать атмосферу доверия.

Основным инструментом, посредством которого учитель направляет и организует деятельность ребенка, являются задания, которые он ставит перед ребенком. Для их эффективности нужно, чтобы они были внутренне приняты ребенком, от чего зависит смысл задания для него. При необеспеченности мотивации заданий со стороны учителя внутреннее их содержание для ребенка может резко разойтись с их объективным содержанием и с замыслом учителя, воспитателя.

Иными словами, внешние воспитательные воздействия способствуют формированию положительных черт характера и нравственных качеств только при условии, если они возбуждают у учащихся положительное внутреннее отношение и стимулируют их собственное стремление к моральному развитию.

Ребенку необходим большой объем представлений о категориях нравственности как ориентир при выборе способов поведения в возникающих ситуациях. Одним из важных моментов формирования у младших школьников нравственных отношений является развитие речи. Оно способствует расширению круга нравственных отношений, обеспечивает все возрастающую гибкость их смысловых связей в памяти и мышлении. Речевыми источниками нравственных отношений могут выступить собственный опыт ребенка, его наблюдения; впечатления других людей, переданных детям устной или письменной речью. Надо отметить, что речевые источники, имеющие общественно-исторический характер, больше влияют на формирование отношений, чем представления, прямо возникшие из наблюдения [2, c. 108].

Эффективным средством нравственного воспитания является коллективная деятельность. Она выступает тем каналом, по которому младший школьник может перенаправить свою энергию из деструктивного в конструктивное направление. Коллективное сотворчество ставит ребёнка перед необходимостью общаться с другими детьми, прислушиваться к их мнению в процессе творчества.

Проблему нравственного воспитания учащихся учителя начальных классов осуществляют через такие формы воспитательного воздействия, как тренинги общения, на которых в практических ситуациях вырабатываются коммуникативные навыки; уроки толерантности, где дети учатся быть добрыми, терпимыми, уважительными к другим людям; классные часы, в процессе которых у детей вырабатываются собственные нравственные взгляды, суждения, оценки; изучается нравственный опыт других поколений; происходит осмысление и анализ собственных поступков и поступков других детей. На нравственных классных часах у учащихся вырабатывается умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощённым, доказывать свою правоту и признавать правоту других людей. Нравственное воспитание проходит и через коллективную творческую деятельность, конкурсы и праздники. Заключительный этап состоит в проведении рефлексии, который связан с корректированием тех нравственных качеств личности, которые были приобретены детьми в учебной деятельности.

Третье педагогическое условие предполагает, что младшие школьники будут включаться в анализировании поступков, своей деятельности и своих сверстников. Несмотря на то, что на формирование у младших школьников нравственных отношений оказывают воздействие многие социальные условия и биологические факторы, следует отметить, что решающую роль в этом процессе играют педагогические условия, так как они наиболее управляемые. Такое значение педагогическому влиянию придается еще и потому, что они более направлены на выработку определенного рода отношений. С точки зрения педагогической теории процесс нравственного воспитания в школе представляет собой совокупность целенаправленных и последовательных действий ученического и педагогического коллективов. Результат этих действий отражается в понимании, принятии нравственных норм, в поведении учащихся. Систематическое и целенаправленное побуждение поступать нравственно закрепляется в характере младшего школьника в виде нравственных привычек [3]. Нравственные привычки укрепляются в деятельности, поэтому в школе нужна специальная работа по воспитанию определенных привычек поведения. Младший школьник должен быть способен совершить хороший поступок без ориентации на последствия (поощрение или наказание).

Организованная поведенческая деятельность позволяет плавно переходить от одной стадии нравственных отношений к последующей. Это условие помогает определить поступательный характер формирования нравственных отношений, когда ребенок приобретает готовность к адекватному реагированию на простейшие внешние регулирующие воздействия.

Заключительная рефлексия используется для формирования у младших школьников нравственных отношений. Например, на доске помещается плакат в форме дерева «Моя нравственная культура». Оно условно делится на 4 существующих в практике воспитания уровня этикета. Верхушка дерева соответствует высшему, четвертому уровню воспитанности будь естественным. Каждый сам определял место своему листочку на дереве. Данная работа способствует тому, чтобы младшие школьники адекватно оценили свою нравственную воспитанность. Рефлексия помогает судить о самооценке каждого ученика; наметить программу деятельности по педагогическому руководству формирования нравственной культуры младших школьников и оказанию педагогической поддержки в саморазвитии личности и развитию нравственных ценностей.

Благодаря этим формам работы ученики младших классов учатся осознавать чувства партнёра, выражать своё понимание, прислушиваться к мнению товарищей, вырабатывать умение терпимо относиться к ошибкам других. Воспитание младших школьников на принципах нравственности – это организация целенаправленных действий и отношений на приоритетах миролюбия, толерантности, ненасилия, диалога через активизацию социальной деятельности и творческой активности личности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Калюжный, А. А. Нравственные аспекты в обучении учащихся общеобразовательных школ / А. А. Калюжный. – Алматы : Гылым, 2009. – 156 с.

  2. Алябьева, Е. А. Нравственно-этические беседы и игры / Е. А. Алябьева. – М. : Просвещение, 2003. – 130 с.

  3. Васильева, З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности / З. Н. Васильева. – М. : Просвещение, 2008. – 154 с.

Просмотров работы: 3755