ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ОСНОВНЫЕ МЕХАНИЗМЫ И ИНСТРУМЕНТЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Фурсина Т.А. 1, Кузьмина С.В. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Артеме
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Параллельно развитию рыночной экономики роль малого и среднего бизнеса непреклонно усиливается. Происходит явное изменение в государственной политике по вопросам модернизации данной отросли. Данная тема отражается как в принятии нормативно-правовых актов, так и в конкретных мерах государственной поддержкикоторая оказывается органам государственной власти и местного самоуправления. Кроме того, важную роль играют статистические данные, указывающие на высокий темп развития малого предпринимательства в России, так оборот малых предприятий увеличился на 37,5 %с 2009 по 2014годы.[3]

отметить огромную социальную значимость развития малого предпринимательства, что составляет 16,2 % от всей численности занятых в отечественной экономике.

 

Рисунок 1 - Доля численности работников малых предприятий в составе занятых в экономике

 

Первым шагом для организации поддержки малого и среднего предпринимательства со стороны государства является четкое понятийное обособление объекта государственного регулирования.

Над понятием предпринимательства работали многие выдающиеся зарубежные и отечественные ученые. На сегодняшний день, предпринимательскую деятельность,согласно российскому законодательству, можно определить как самостоятельную, осуществляемую на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом,продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в установленном законом порядке [3].

Государственная политика в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации занимает отдельное место. Являясь частью государственной социально-экономической политики, она представляет собой совокупность правовых, политических, экономических, социальных, информационных, консультационных, образовательных, организационных и иных мер, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и направленных на обеспечение реализации целей и принципов, установленных настоящим Федеральным законом.

Основными целями государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации являются обеспечение благоприятных условий для развития субъектов малого и среднего предпринимательства и оказание содействия в продвижении производимых ими товаров [8].

Концепция государственной поддержки малого и среднего предпринимательства базируется на признании предпринимательства сферой экономической деятельности, способной обеспечить наиболее быстрый и значительный социально-экономический эффект [4].

Для достижения поставленной цели государственной политики в сфере малого предпринимательства Концепция выделяет решение следующих задач [4]:

- формирование правовой среды, обеспечивающей развитие сферы малого предпринимательства;

- финансовое обеспечение государственной поддержки предпринимательства;

- формирование инфраструктуры, обеспечивающей доступность для субъектов малого предпринимательства необходимых услуг и ресурсов;

- повышение эффективности деятельности органов государственной власти и местного самоуправления по поддержке малого предпринимательства.

Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательстваявляются [4]:

- формирование инфраструктуры поддержки и развития,

- создание льготных условий использования государственных финансовых, материально- технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий,

- установление упрощенного порядка регистрации и лицензирования деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчётности,

поддержка внешнеэкономической деятельности, содействие развитию торговых научно- технических, производственных и информационных связей с зарубежными странами,

организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

В отличие от других форм государственного регулирования предпринимательской деятельности, посредством которых, как правило, устанавливаются определённые рамки, границы деятельности хозяйствующих субъектов, государственная поддержка предпринимательской деятельности направлена на расширение их возможностей.

Государственная поддержка осуществляется в отношении как конкретных направлений или видов предпринимательской деятельности (например, инновационной деятельности), так и определённых субъектов такой деятельности (например, субъектов малого предпринимательства). Разумеется, что такое деление является условным, так как, в конечном счете, государство должно стимулировать деловую активность предпринимательства. Цель государственной поддержки — создание благоприятных организационных и экономических условий для развития предпринимательской деятельности. Организационные формы (меры) государственной поддержки малого предпринимательства входят в организационный блок системы поддержки, являются его элементами [1].

Отметим наиболее важные из них. Первый элемент — это нормативно-правовая база создания, функционирования и развития малых предприятий. Второй элемент — это программы развития малого предпринимательства. Меры по поддержке малого бизнеса должны включаться в программы поддержки малых предприятий всех уровней власти (федерального, регионального и муниципального).

Методы государственной поддержки малого предпринимательства группируются по направленности их воздействия и содержания. По направленности различают методы прямого и косвенного воздействия, а по содержанию — административные (организационно-правовые), экономические и институционные. Прямые методы — это бюджетное финансирование, субвенции, безвозвратные кредиты и т.п. Косвенные методы — налоговая политика, льготы и т.п. [1, с. 87].

Методы административной поддержки, базирующиеся на силе государственной власти, авторитете правительства, можно подразделить на группы: запрет, разрешение и принуждение. Первые два метода реализуются путём выдачи или отказа каких-либо прав (лицензий, квот и т.п.). Принуждение используется как инструмент осуществления государственной политики по регулированию экономического цикла, цен и социальных отношений.

Экономические методы подразделяются на финансово-кредитные и бюджетные. Финансово­кредитные — это количественное изменение предложения свободных денег и изменение «цены кредитов», т.е. процента, определяющего спрос на заёмный капитал и масштабы притока вкладов. Одним из важных инструментов государственного содействия развитию малого и среднего бизнесаявляется прямая финансовая помощь, которая осуществляется посредством льготного субсидирования малых фирм, предоставления гарантий при получении ими займов из других источников и льготного налогообложения.

Институционные методыгосударственной поддержки направлены на организацию хозяйственной деятельности и основаны на создании субъектов и объектов институционной инфраструктуры. Субъектами являются предприятия всех форм собственности и банки, а объектами выступают хозяйственные отношения фаз и сфер воспроизводства [1, с. 105].

Широкое развитие получили организуемые государственными органами и частными предприятиями специальные службы по оказанию различных консультационных услуг малым компаниям. Особая система государственной поддержки существует для предприятий, занимающихся научно-исследовательскими работами. Главное место в этой системе занимают финансовая помощь и информационное обеспечение исследовательских работ.

Реализация указанных в Концепции предложений, имеет хорошие предпосылки в Приморском крае, где 12 октября 2015 года, вступил в силу Федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Имея во многом схожие с ОЭС ТОР преференции для предпринимателей и инвестиционных инвесторов, данный статус предполагает значительно увеличить объем грузооборота в морских портах Приморского края и обеспечить создание высокотехнологичных конкурентоспособных производств в 15 муниципальных образованиях, где могут быть созданы свободные таможенные зоны.

Поддержав этот масштабный проект, выступая на Восточном экономическом форуме, Президент России В. Путин поручил российскому правительству распространить его на все ключевые морские порты Дальнего Востока [5].

Осуществление данного проекта невозможно без изменения действующего налогового законодательства, в связи с чем, планируется создание специального налогового режима - Свободный порт Владивосток, который будет носить преимущества, как для существующих компаний, так и для вновь созданных.

На стадии обсуждения создания специального налогового режима рассматриваются следующие льготы для действующих предпринимательских структур в части налоговых платежей [2]:

- Отчисления во внебюджетные фонды;

- Налог на прибыль организаций;

- Налог на имущество организаций;

- Земельный налог.

Для вновь созданных предпринимательских структур также имеются льготы по налогам. Налогоплательщики ЕН СПВ имеют преференции по следующим видам налогов:

- Налог на прибыль организаций

- Налог на добавленную стоимость

- Налог на имущество организаций

В первые 5 лет после создания свободного порта согласно последней редакции закона, предприятия получают более чем в 2 раза уменьшенную налоговую нагрузку, которые могут быть инвестированы в дальнейшее развития предприятия. Также данные льготы помогут молодым предприятиям быть конкурентными наравне с иностранными предприятиями, что возможно за счет снижения цены продукции, снижения стоимости основных фондов.

Таким образом, при введении специального налогового режима свободный порт Владивосток предприятия получат серьезные налоговые преференции, что не может не облегчить их предпринимательскую деятельность и стимулировать создание новых субъектов хозяйствования, способных обеспечить эффективное функционирование зоны Свободного порта и приведет к позитивным сдвигам в экономике Приморского края [2].

Список литературы

1. Буров В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита, 2011. – 441

2. Ворожбит О.Ю. О налоговых льготах и преференциях проекта // «Свободный порт Владивосток»: обсуждение с участием экспертов во ВГУЭС [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.vvsu.ru/latest/article/10836931/svobodnyy_port_vladivostok_obsuzhdcnie

3.Корень А.В. Социально-экономические факторы и механизмы динамичного развития Дальнего Востока // Экономика и современный менеджмент: теория и практика. - 2014. - № 41.-С. 99-103.

4. Концепция государственной политики поддержки малого предпринимательства в РФ.- Режим доступа: http:// www.pandia.ru

5Латкин А.П. Свободный Порт Владивосток: реальные возможности и перспективы // ВНП - март 2015 г. - №5.

6 Проект федерального закона «О свободном порте Владивостока» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://regulation.gov.ru/project/23284.html?point=view_proposals_expert&stage=2&stage_id=1677

  1. Шестак О.И. Стратегический подход к развитию малого и среднего предпринимательства на региональном уровне (на примере Приморского края) // Экономика и менеджмент систем управления. – 2015. – Т.17. - № 3.1. – С. 183-196.

  2. Царева Н.А.Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в Приморском крае / Н.А. Царева // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1 (54). С. 981-987.

Просмотров работы: 3209