ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ В ПРОЦЕССЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОПРОСЫ НРАВСТВЕННОСТИ И МОРАЛИ В ПРОЦЕССЕ ИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ

Селезнев Д.А. 1
1Международный юридический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Аннотация: В статье разбираются некоторые актуальные вопросы, связанные с формированием нравственных и моральных качеств осужденных, каким образом труд и религиозное воздействие способствует появлению нравственных идеалов и моральных устоев у осужденных.

Ключевые слова: нравственность, моральные качества, религиозное воздействие, исправление осужденных

Annotation: In the article are investigated some crying problems, connected with molding of the moral and moral qualities of those condemned, how labor and religious action contributes to the appearance of moral ideals and moral abutments in those condemned.

 

The keywords: moral, moral qualities, religious influence, correction of the condemned.

Исправление осужденных является одной из целей уголовного наказания, о чем говорится в части 2 статьи 43 УК РФ. Как же осуществляется это исправление? Для этого применяются средства исправления при исполнении наказания. Однако давайте по порядку.

В Уголовно-исполнительном кодексе РФ, а именно в статье 9 содержится определение «исправления осужденных». Исправление осужденных - это формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития и стимулирование правопослушного поведения.

Во второй же части данной статьи как раз и перечислены эти «основные средства», к которым, в частности, относят: воспитательная работа, установленный порядок исполнения и отбывания наказания, общественное воздействие, а также получение общего и профессионального образования. Интересует нас именно воспитательная работа, ибо одной из ее форм является нравственное воспитание.

Законодатель не дает четкого определения, что есть воспитательная работа. Уточняется лишь, что воспитательная работа с осужденными проводится с учетом индивидуальных особенностей личности и характера осужденных и обстоятельств совершенных ими преступлений1.

Согласно части 1 статьи 109 УИК РФ данная работа способствует исправлению осужденных, формирует у них уважительное отношение как к труду, так и к обществу, человеку, нормам и правилам.

С этой целью проводятся воспитательные мероприятия, которые, как разъясняет законодательство, могут быть обязательными для осужденных (ч.3 статьи 109 УИК РФ).

Как упоминалось выше, есть несколько форм воспитательной работы, к которым, помимо нравственного воспитания, относят:

  • трудовое воспитание;

  • правовое воспитание;

  • физическое воспитание;

  • иные методы воспитания осужденных, которые способствуют их исправлению.

Воспитание нравственных и моральных устоев у осужденных формирует их личностные качества, а также жизненную позицию.

Как раз отсутствие подобных нравственных начал и может привести осужденных к совершению преступлений. Именно поэтому воспитание нравственности направлено на формирование таких качеств, как патриотизм, справедливость, чувство сострадания и долга, честность.

Что касается патриотизма, то раньше воспитательная работа была идеализирована, то есть носила политическую окраску. Сейчас же такая направленность отсутствует, что, в свою очередь, не значит, не означает ненужность формирования нравственности и морали, а также патриотизма.

Также, в исправительных учреждениях могут организовываться кружки художественной самодеятельности, также проводиться концерты, как самодеятельные, организованные осужденными, так и платные, которые организуются за их счет.

Однако нельзя говорить о том, что лишь различные воспитательные мероприятия являются единственными средствами прививанию осужденным моральных и нравственных качеств. Тот же труд, хоть и не относится к нравственному воспитанию непосредственно, имеет огромное значение для формирования у осужденных личностных качеств.

Труд, который является необходимым условием для существования общества, и выступает как раз как такое общественное явление. Ведь именно в процессе осуществления трудовой деятельности осужденные вступают в различные отношения. Что в свою очередь оказывает огромное влияние на нравственное состояние личности. В процессе труда вырабатываются такие нравственные качества осужденного, как честность, инициативность, настойчивость, самоконтроль и самодисциплина, требовательность к себе и к окружающим.

Теперь давайте рассмотрим такой большой пласт в нравственном воспитании осужденных, как религиозное воспитание. Согласитесь, при упоминании о религии такие слова, как мораль и нравственное поведение возникают почти сразу же.

В далеком 1996 году (30-го августа) имело место соглашение между Московской Патриархией Русской православной церкви и МВД России. В результате этого соглашения церкви разрешили участвовать в исправлении осужденных, совместно с администрацией исправительного учреждения.

Эта деятельность основывается на добровольной основе, и, в зависимости от режима исправительного учреждения, призвана:

  • по возможности реализовывать права верующих, которые отбывают наказания по приговору суда и находящихся в следственных изоляторах;

  • обеспечивать благоприятные условия для проведения священнослужителями духовно-нравственных и просветительских бесед, совершения богослужений.

Указанным соглашением предусмотрено организовать обучение основам православного вероучения представителей администрации исправительного учреждения. В системе служебной подготовки сотрудников исправительных учреждений организуются лекционный курс и факультативные занятия по изучению роли религии в истории Российского государства.

И хотя я расписал, что проводится довольно много различных воспитательных мероприятий, да и церковь вносит свою лепту, но система моральных и нравственных ценностей в наше время еще не до конца сформированы. Ибо система, существующая во время советского союза, была разрушена, а система РФ еще не создана. Выдвижение на первый план мотивов обогащения в моральном плане как общественная ценность большинством населения не воспринимается. Религиозное воздействие, о котором я говорил, не может восполнить все пробелы морального воспитания. Сейчас ярко выраженная политическая направленность, ориентация в целом уголовно-исполнительного законодательства и воспитательного воздействия на осужденных снята. Конечно, это не значит, что теперь не нужно формировать у осужденных нравственных и моральных качеств, любви к культуре, Отечеству, общению, соизмерять свои убеждения с поступками и поведением. Если религиозное просвещение будет приносить результат, пусть даже для небольшого числа заключенных, то им нельзя пренебрегать.

Однако считать, что только религиозным воздействием можно привить осужденным нравственные и моральные качества - было бы неправильным. В развитии этих качеств существенную роль играет наука, культура, образование, средства коммуникации, а также система ценностей самого заключения и образу жизни общества.

Поэтому нравственное воспитание (в том числе и осужденных) возможно лишь в совокупности использования всех указанных направлений жизнедеятельности общества, а не какого-либо одного из них (например, религиозного воздействия); с этих позиций и необходимо подходить к организации нравственного воспитания осужденных.

В заключении следует сказать, что исправимость осужденного оценивается таким образом (в таких этапов, степенях):

  1. характеризуется положительно, не нуждается в полном отбывании назначенного судом наказания;

  2. характеризуется положительно;

  3. характеризуется неопределенностью в поведении либо имеет неустойчивую социальную установку;

  4. характеризуется отрицательно, либо не стремится к исправлению;

  5. злостный нарушитель установленного порядка отбывания наказания.

Критерии оценки степени исправления осуждения надлежит регламентировать, прежде всего, в уголовном законодательстве, и только суд должен оценивать эту степень.

Таким образом, можно сделать выводы о том, что в наше время система нравственных ценностей осужденных еще не до конца сформирована. Из этого вытекают некоторые проблемы, а вместе с ними и «пробелы» в законодательстве, касательно нравственных качеств осужденных. Также, нельзя говорить, что только один аспект, будь то религиозное воздействие, или труд, целиком влияет на развитие моральных качеств осужденных. Только совокупностью всех мер и возможно формирование нравственных качеств осужденных.

Список использованной литературы:

  1. Бутенко, Т. П. К вопросу об исправлении осужденных [Текст] / Т. П. Бутенко // Вестник Амурского государственного университета. – 2014;

  2. Лопина, М. В. К вопросу о роли труда в процессе исправления осужденных // Общество и право. – 2011. – № 1.

  3. Попов, В.В. Актуальные вопросы научного и научно-методического обеспечения воспитательной работы с осужденными // Состояние и перспективы научного обеспечения организации воспитательной работы с осужденными: Материалы науч.-практ. конф. – Вологда: Вологод. ин-т права и экономики Минюста России, 2001.

  4. Попова Е.Э. Участие общественных организаций в процессе исполнения уголовного наказания// II Международный пенитенциарный форум «Преступление, наказание, исправление» (к 60-летию принятия Минимальных стандартных правил обращения с заключенными и 30-летию принятия Минимальных стандартных правил, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних) – Сборник тезисов выступлений и докладов участников (Рязань, 25-27 нояб.2015 г.): в 8. – Рязань: Академия ФСИН России, 2015. Т.5: Материалы Международной научно-практической конференции «Совершенствование воспитательной, социальной и психологической работы в УИС: интеграция теории и практики»; круглого стола «Защита прав человека и гражданина: взаимодействие государства и общества (опыт Российской Федерации и зарубежных стран)». – 2015

  5. Попова Е.Э. Участие представителей религиозных организаций в работе по исправлению осуждённых: вопросы правового регулирования// Актуальные проблемы юриспруденции в России и за рубежом /Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции №2. Новосибирск. 2015

  6. Попова Е.Э. Spiritual and moral components of the concept of «correction of a condemned man» (Духовно-нравственные составляющие понятия «исправление осужденного»)// Moral potential of the society: reproduction preservation and intensification issues: research articles, B&M Publishing, San Francisco, California. 2013. (Международный сборник научных статей «Духовный потенциал общества: проблемы сохранения и интенсификации воспроизводства» 25.10.13. (США)

  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.03.2015, с изменениями от 07.04.2015) – [Электронный ресурс]- СПС Консультант Плюс – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/

  8. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) – [Электронный ресурс]- СПС Консультант Плюс – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/

  9. Тасаков С. В. Религия и ее роль в духовно-нравственном исправлении осужденных к лишению свободы / Тасаков С. В. // Журнал ВЕСТНИК ЧУВАШСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. – 2012;

1 Часть 3 статьи 109 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 28.11.2015) – [Электронный ресурс]- СПС Консультант Плюс – Режим доступа: URL: http://www.consultant.ru/

Просмотров работы: 1202