ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НЕ КОНФЛИКТНОГО ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СУБКУЛЬТУРАМ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ НЕ КОНФЛИКТНОГО ОТНОШЕНИЯ МОЛОДЕЖИ К СУБКУЛЬТУРАМ.

Малафеева Ю.В. 1
1Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Согласно проведенным исследованиям сочетание терминов «молодежная субкультура» пришло в нашу науку относительно недавно. Феномен молодежной субкультуры и конфликтов с их участием является одной из проблем современной педагогики. Педагоги-теоретики и педагоги-практики исследуют данное явление с целью разработки педагогических коррекционных технологий по работе не только с представителями молодежных субкультур, но и с молодёжью в целом.

Принято считать, что молодым «свойствен дух противоречия, Им тесно в рамках тех жизненных норм и правил, которые существуют в современном обществе. Часто молодежи свойственна категоричность суждений, максимализм, неприятие советов, их тяготит подчинение существующим моделям общественного развития, они негативно относятся ко всему нормативно-регламентированному, для них характерны динамичность, открытость миру, ранимость, повышенная эмоциональная реакция, оптимизм, романтические устремления, идеализация новизны. Однако это свойственно далеко не всем молодым людям, в результате происходит деление молодёжи на представителей молодёжных субкультур и молодежь, поддерживающую общепринятые ценности, модели поведения. Очень часто между двумя этими группами происходят конфликты основанные на ценностных ориентациях, причем как правило данные конфликты провоцирует молодёжь, придерживающаяся общепринятых ценностей.

Какие цели ставят себе молодые люди в жизни: изменить мир, свою жизнь, сделать ее другой, сбросить с себя ярмо стереотипов, отказаться от социальных канонов, утвердить альтернативную жизненную позицию по отношению к ранее существующей и закрепить ее в различных социокультурных догмах. В последние десятилетия изучение молодежных субкультур и их конфликтов является наиболее актуальной и популярной. Это обусловлено тем, что Проблемы молодежи обостряются, что ведет к росту отчуждения их от общества, государства, семьи. Одно из решений этих проблем, как считает молодежь - реализация себя в системе молодежных субкультур, т.к. стилю существования молодежных субкультур свойственна опора на собственный жизненный уклад, систему ценностей, стиль. Однако данный стиль существования молодежных субкультур зачастую вступает в противоречие с действующими в обществе социальными нормами, врезультате чего возникают конфликты.

С целью формирования неконфликтного отношения молодежи в субкультурам была разработана и апробирована педагогическая модель.

Целью данной педагогической модели является формирование неконфликтного, то есть толерантного отношения молодежи к представителям субкультур и самим субкультурам в целом.

Педагогическая модель формирования неконфликтного отношения молодёжи к субкультурам соответствует идеям, выраженным в таких документах как Конституция РФ, стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, ФГОС, концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, федеральной целевой программе «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе».

Методологический подход, используемый в процессе реализации данной модели – полисубъективный. Данный подход происходит из того, что сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем его деятельность, не исчерпывается деятельностью, не может быть сведена к ней и отождествлена с нею. В данном методологическом подходе личность рассматривается как система характерных для нее отношений, носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы. Полисубъективный подход позволяет создать психолого-педагогическое единство субъектов, благодаря которому «объектное» воздействие уступает место творческому процессу взаимного развития и саморазвития.

Модель формирования не конфликтного отношения молодёжи к субкультурам базируется на принципах: сотрудничества, взаимоуважения.

Модель формирования не конфликтного отношения молодёжи к субкультурам выполняет ряд функций: диагностическая, мотивационная, коммуникативная, ценностно – ориентированная, индивидуально-процессуальная, рефлексивная

Совокупность указанных функций обеспечивает целостность ценностно-целевой направленности данной модели.

Диагностическая функция, обеспечивает наличие в модели диагностического инструментария, позволяющего на основе выделенных критериев и показателей анализировать уровень сформированной толерантного отношения молодёжи к субкультурам.

Мотивационная функция заключается в процессе формирования системы мотивов, для развития самостоятельного толерантности, как одного из способов предотвращения конфликтов.

Коммуникативная функция является формой взаимодействия субъектов в процессе передачи и обмена ценностями жизни. Обеспечивает взаимопонимание, взаимовыручку, умение работать в команде, общение людей для лучшего понимания сходств и различий субкультурных и общественных ценностей.

Индивидуально-процессуальная функция обеспечивает формирование толерантного отношения молодёжи к субкультурам, исходя из индивидуальных особенностей, потребностей и склонностей каждой отдельной личности.

Ценностно-формирующая функция помогает молодым людям ориентироваться в мире ценностей субкультур. позволяет выявить жизненные ориентиры субкультур, которые близки остальной молодёжи, что впоследствии формирует толерантное отношение к неформалам.

Целесообразным видится изобразить модель формирования толерантного отношения молодежи к субкультам спомощью блочно – модульной модели. Она состоит из следующих блоков:

Когнитивно – ориентационный блок является важным компонентом проектирования данной педагогической модели, это подготовительный этап. Он выполняющий следующие задачи:

  1. Выявление уровня знаний о молодёжных субкультурах у респондентов.

  2. Выявление отношения экспериментальной группы к молодёжным субкультурам.

  3. Формирование знаний о молодёжных субкультурах.

Ценностно – ориентационный блок. В данном блоке осуществляется деятельность по формированию толерантного отношения молодёжи к представителям субкультур и субкультурам в целом.

Цель данного блока: формирование толерантного отношения к представителям субкультур и субкультуры в целом у молодёжи в возрасте от 17 до 19 лет.

Модуль рефлексивной диагностики. Цель блока: выявить уровень прогресса в процессе формирования толерантного отношения молодёжи к субкультурам.

Задачи:

  • выявить изменение уровня конфликтности;

  • выявить эффективность просветительской работы по теме молодёжных субкультур;

  • проанализировать изменение отношения молодёжи к субкультурам.

Для реализации данной модели была разработана социально педагогическая программа «Я и субкультура».

Программа состоит из нескольких взаимосвязанных блоков (смотреть таблицу 1)

Таблица 1

Блок программы

Цель блока

Занятия программы

Когнитивно – ориентацтионный

  1. В ходе беседы знакомства выявить уровень знаний о молодёжных субкультурах.

  2. Выявить причину данного уровня знаний.

  3. Выявить отношения экспериментальной группы к молодёжным субкультурам.

  4. Формирование знаний о молодёжных субкультурах.

  1. Знакомство. Многообразие субкультур и их история.

  2. Музыкальные субкультуры.

  3. Криминальные субкультуры.

Ценностно – ориентационный

  1. Повышение общего уровня толерантности у участников экспериментальной группы.

  2. Формирование толерантного отношения к молодёжным субкультурам.

  3. Снижение уровня конфликтности.

  1. «Мы всё можешь решить» - решение проблемных ситуаций

  2. Тренинг на сплочение

  3. Тренинг на конфликтность

  4. Тренинг на толерантность

Рефлексивный

Выявление эффективности проведенной работы.

  1. Игра - «столкновение ценностей»

  2. Итоговая беседа

В результате апробации данной педагогической модели, мы получили улучшение отношения молодёжи у субкультурам и снижение уровня конфликтности в целом.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

  1. Анцупов А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: учебное пособие/А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. – 2 е изд. пераб. – Спб.:Питер, 2009. – 304 с.

  2. Куропаткина О.В. Молодежные субкультуры в современной России и их социализирующий потенциал/ О.В. Куропаткина. - М.: Научный эксперт, 2014. - 72 с.

  3. Ломан И.А. Моделирование в образовательном пространстве/ И.А. Ломан// Журнал Историческая и социально-образовательная мысль. - 2014. - № 1. – С.86 – 89

Просмотров работы: 707