ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВОСПИТАНИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПАТРИОТИЗМА КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Бурмистрова Н.О. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова Магнитогорск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Цель данного параграфа раскрыть содержание и сущность понятия «патриотизм».

В настоящее время появляется новый социальный тип личности, основными характеристиками которого являются деловитость, уверенность в себе, независимость, яркая индивидуальность, но в тоже время ощущается «дефицит нравственности». Духовная опустошенность появляется из-за утрачивания патриотических чувств.

Идея патриотизма во все времена занимала особое место не только в духовной жизни общества. Но и во всех важнейших сферах его деятельности – в идеологии, политике, культуре и т.д. патриотизму народа всегда отводилась особая роль в решении проблем личности, социума и государства. Во все времена, у всех народов патриотизм был одной из основ, которые способствовали объединению разных слоев общества.

Само слово «патриотизм» греческого происхождения. Оно означает «соотечественник, отечество, Родина». Патриотизм как явление возник параллельно с формированием государств, а вместе с ними у народов их населявших возникла привязанность к родной земле, языку, традициям , то есть патриотизм – это культурно-историческое явление [10, с. 540].

Важной составляющей патриотизма является патриотическое чувство как особое эмоциональное переживание человека, отражающее принадлежность человека к стране и своему гражданству, языку, традициям. Патриотическое чувство древнегреческого народа развивалось параллельно с процессом складывания древнегреческой государственности, с развитием полисной системы. Вместе с тем корни этого явления намного глубже и уходят в более давние времена [6]. В Афинах, как и в Спарте, считалось мужчина, прежде всего, должен быть защитником своей родины, он должен желать ей добра и процветания [3]. Любая система воспитания, будь то афинская или спартанская, стремилась воспитать гармонично развитого человека (как физически, так и духовно), это было главной целью образовательных учреждений, которые контролировались государством.

Таким образом, вся система воспитания в Древней Греции была нацелена на воспитание идеального, гармонично развитого человека, только такой человек может стать достойным гражданином страны.

Впервые понятие «патриот» и «патриотизм» стали наиболее часто употребляться в период Французской Буржуазной Революции 1789-1794 гг. Патриотами называли себя защитники республики, в противовес предателям родины. Это слово не означало только человека, который любит свое отечество, оно имело более точный смысл и означало специально гражданина новой Франции, враг старого режима, воинствующего апостола и солдата революции [Цит. по 8, с.10].

В словаре В. Даля, патриот определяется как «любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник [4, с. 24]. В словаре С. И. Ожегова патриотизм рассматривается как преданность и любовь к своему отечеству, к своему народу [11, с. 744]. В педагогическом словаре «патриотизм» определяется как «чувство любви к своему Отечеству, готовность подчинять свои личные и групповые интересы общим интересам страны, верно служить ей и защищать ее» [5, с. 317]. В «Большой советской энциклопедии» патриотизма характеризуется как любовь к Родине, отечеству и своему народу, к лучшим национальным традициям [2., с. 236].

Обобщая сказанное, отметим, что «патриотизм» – это любовь к отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы родины.

Отношение к Отечеству считали главным еще древние мыслители [13, с. 76]. «Самые благородные помышления – о благе отечества», говорил Цицерон в диалоге «О государстве» [15, c. 87]. Нравственная категория долга перед отечеством означала для них не только его военную защиту, но и активное участие в государственном управлении.

Любовью к родине проникнуты некоторые литературные произведения древней Руси, например «Слово о полку Игореве», «Сказания о Мамаевом Побоище», «Слово о законе и благодати» и др.

Историк Н. М. Карамзин считал: «Патриотизм есть любовь ко благу и славе Отечества и желание способствовать им во всех отношениях. Любовь к собственному благу производит в вас любовь к Отечеству, а личное самолюбие – гордость народную, которая служит опорою патриотизма» [7, с. 108].

Конец XVII – начало XVIII в., когда в результате петровских реформ были созданы новая система государственного управления, регулярные армии и флот России, можно по праву считать началом становления патриотической идеологии России, формирования единой системы обучения и воспитания офицеров и солдат [12].

В период реформаторских преобразований Петра I государственный патриотизм становится выше всех нравственных ценностей. В основу патриотического воспитания Петром I была положена глубоко национальная для России идея преданности и верности своему отечеству.

Историческое событие, имевшее место в России в начале XIX века, Отечественная война 1812 года – обострило в россиянах чувство глубочайшего патриотизма и национальной гордости и положило начало своеобразному развитию русской общественной мысли – славянофильству.

Патриотизм – одна из важных черт всестороннее развитой личности. У школьников должно вырабатываться чувство гордости за свою Родину и людей, уважение к его великим свершениям.

Отечественные педагоги XIX - начала XX века особое внимание уделяли вопросам патриотического воспитания. Главная цель воспитания, по мнению В. Г. Белинского, состояла в том, чтобы во всякой сфере деятельности... - быть человеком. «Кто не сделается, прежде всего, человеком, тот плохой гражданин», - писал критик [1, с. 76]. Через все произведения В. Г. Белинского проходит идея: человек должен мыслить, уважать человеческое достоинство в себе и в других людях. Поэтому гуманность, человеколюбие он считал основой всех добродетелей, а тот кто не носит в своем сердце любовь к человеку, тот не имеет люби к отечеству.

Патриотами не рождаются, ими становятся в результате жизнедеятельности. Чувство патриотизма присуще взрослому, сознательному человеку, и имеет глубокие корни, которые уходят в его детство. Маленький ребенок, которому все окружающее пока загадочно и непонятно, в первую очередь начинает испытывать чувство любви к матери, затем к окружающим его людям. По мере взросления ребенка эти чувства не проходят, они укрепляются. Чувство привязанности и представления о родных местах расширяет и углубляется за счет познания своей страны: «любовь к Родине начинается с любви к своей семье. К своему дому. К своей школе. Она постепенно растет. С возрастом она становится также любовью к своему родному городу к своему селу, к своим землякам, а созрев, становится сознательной и крепкой, до самой смерти, любовь к своей стране и ее народу [9, с. 15].

Задачами патриотического воспитания младшего школьника является:

1. Формирование у детей системы знаний о своей Родине, которая может быть представлена следующим образом: природоведческие и географические сведения (географические особенности родного края, климата, природы страны), сведения о жизни своего народа (особенности быта, труда, культуры, традиций), социальные сведения (знания о достопримечательностях родного города, столицы, страны, знания названия страны, ее столицы, других городов, государственной символики), некоторые исторические сведения (о жизни народа в разные исторические периоды, о подвигах людей в годы Великой Отечественной войны, знание исторических памятников города, улиц).

2. Воспитание у младших школьников интереса к окружающему миру, эмоциональной отзывчивости на события общественной жизни.

Предполагает активизацию эмоциональной сферы личности, воспитание таких чувств как любовь к родным и близким людям, родному городу, уважение к истории народа, восхищение произведениями народного творчества, любви к природе.

3. Включение детей в практическую деятельность по применению полученных знаний. Предполагает формирование у младших школьников определенных навыков и умений: умение отразить накопленные знания в игре, художественной и трудовой деятельности, умение принять участие в общественно направленном труде, умение бережно относится к природе, результатам труда других, общение со взрослыми и сверстниками.

В центре идеи Н. К. Крупской, А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинского и других педагогов периода Советской России было воспитание патриота своей Родины. Они выделяли следующие качества личности: активность, дисциплинированность, ответственность, целенаправленность.

По мнению В. А. Сухомлинского, идеи патриотизма должны отражаться в нравственном облике и чувствах, воплощаться в практических делах. «Успех воспитания зависит от умелого постоянного воздействия на все стороны личности воспитанника его разум, эмоциональную и волевую сферы», утверждает педагог [14, с. 148]. В. А. Сухомлинский считал главным источником патриотизма, природу родного края, взаимную любовь родителей и детей.

Е. Н. Кондрашова отмечает, что сегодня становится очевидным, что в ходе перестройки духовной жизни, как в послеоктябрьский период, так и в годы строительства социализма в нашей стране была нарушена преемственная связь с духовными ценностями, нравственным миром, культурным богатством и историческим опытом предшествующих поколений.

Распад Советского Союза повлек за собой изменения в структуре государственных взаимоотношений с ярко выраженным национальным самовыражением народов. Изменение мировоззренческих ориентиров повлияло на понятия «патриотизм», «отечество». Без патриотических чувств, мыслей, поступков человек не может быть назван гражданином в наиболее полном смысле этого слова [8, с. 23].

Таким образом, в содержание понятия «патриотизм» входят такие составляющие как: любовь к Родине, Отечеству, стремление к отстаиванию чести и достоинства Родины, готовность защищать Родину, служить ее интересам.

Литература

  1. Белинский, В. Г. Избранные педагогические сочинения / В. Г. Белинский. - М. : Педагогика, 1982. - 228 с.,

  2. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд. – М. : Большая Российская энциклопедия; СПб. : Норинт, 2002. – 595 с.

  3. Винничук, Л. Люди, нравы, обычаи Древней Греции и Рима. / Л. Виничук. – М. : Высшая школа, 1988. – 496 с.

  4. Даль, В. И. Толковый словарь живого великого языка: в 4т. / В. И. Даль. – М. : Русский язык,1989. – 693 с.

  5. Загвязинский, В. Педагогический словарь / В. Загвязинский. – Академия, 2008. – 352 с.

  6. Закон «Об образовании». Федеральным законом от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2004 г. № 199-ФЗ) в статью 1 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://base.garant.ru/10164235/.

  7. Карамзин, Н. М. О любви к Отечеству и народной гордости/ Н. М. Карамзин. – М. : Институт русской цивилизации,2013. – 736 с.

  8. Кондрашова, Е. Н. Методика формирования у младших школьников историко-краеведческих понятий / Е. Н. Кондрашова. – Магнитогорск, 2012. – 72 с.

  9. Лихачев, Д. С. Земля родная / Д. С. Лихачев. – М. : Просвещение, 1983. – 256 с.

  10. Новейший философский словарь. / Сост. А А. Грицанов.- Мн. : Изд. В. М. Скакун, 1998. – 896 с.

  11. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : ООО Оникс: ООО изд-во Мир и Образование, 2009. – 1360 с

  12. Патриотизм и проблемы духовно-нравственной безопасности России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://goup32441.narod.ru/files/ogp/001_oporn_konspekt/2006/2006-02-3.html

  13. Платон. Сочинения в четырех томах. Т. 3. Ч. 1 / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса; пер. с древнегреч. - СПб. : изд-во С. Петерб. ун-та; изд-во Олега Абышко, 2007.- 752 с.

  14. Сухомлинский, В. А. Воспитание советского патриотизма у школьников / В. А. Сухомлинский. – М. : Учпедгиз, 1959. – 317 с.

  15. Цицерон, М. Т. Диалоги о государстве и О законах / М. Т. Цицерон. – М. : 1994. – 224 с.

Просмотров работы: 1010