РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА НА ЮЖНОМ УРАЛЕ

Казачков А.М. 1
1ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» Магнитогорск, Россия
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время, в связи с драматическими событиями, связанными с отдыхом в Египте и Турции, происходит заметная активизация развития внутреннего туризма. Одним из наиболее благоприятных регионов в этом отношении в России является Уральский регион. Можно сказать, что Урал переживает сейчас туристический бум: в мире активными темпами развивается горнолыжный спорт, и ландшафтные особенности региона, равно как и неплохая санаторно-курортная база (это характерно возможно в большей степени для Южного Урала), позволяют получать финансовую прибыль от въездного туризма. Есть мнение, что именно горнолыжный спорт сможет стать "коньком" Урала в целом.

Урал - красивейшие горы мира, реки, озера, тайга, степи и леса. Здесь добывают практически всю таблицу Менделеева. Но эта местность знаменита не только промышленностью, но и активным туризмом. Зимний Урал предлагает тысячи вариантов отдыха. Это и отдых на озерах, походы в горы, катание на велосипедах, сплавы, туры выходного дня, лыжные походы, посещение национальных парков, экскурсии по историческим достопримечательностям, экстремальный туризм.

Для Среднего Урала наиболее актуальна тема взаимопроникновения культур на границе Европы и Азии. Горный край с давними индустриальными традициями, Строгановы, Демидовы, уральская Золотая Лихорадка - все эти образы составляют основу позиционирования нашего края. Есть еще один ключевой эпизод истории, с которым часто связывают Урал, - уже упомянутая казнь последнего царя и его семьи. Безусловно, это один из самых эффективных на данный момент факторов познавательного туризма, однако его негативный контекст не может не сказываться на имидже территории. Но и его последствия постепенно сглаживаются, политический аспект становится одним из элементов богатства культурно-исторического наследия.

Обратимся к историческим сведениям, связанным с возникновением и развитием детского туризма. Истоки развития детско-юношеского туризма относятся к концу XVIII века и связаны со становлением в России системы образования. С введением в программы учебных заведений курсов по естествознанию появляются первые образовательные прогулки на природу, о целесообразности которых высказывались передовые русские педагоги. Серьезное значение принципа наглядности и предметности в системе обучения находит отражение уже в "Уставе народных училищ" (1786г.) и в "Школьном Уставе" (1804 г.) с указаниями о проведении экскурсионных прогулок не только на природу, но и с посещением мануфактур, мастерских ремесленников.

В начале XX века путешествия и экскурсии для учащихся становятся одним из элементов обучения, применяемых педагогами коммерческих и реальных училищ, высших учебных заведений. Школа оказывается в центре развития экскурсионного туризма. В этот период наибольшую активность в развитии детского туризма проявляет Р.Р. Лейцингер. Так, только в сезоне 1905 г. им были организованы 8 специальных ученических экскурсий по Кавказским горам, в которых приняло участие 246 учащихся из различных городов России.

Министерство Народного Просвещения также поддерживало предложения и начинания Р.Р. Лейцингера по развитию ученического туризма, принимались и вводились общероссийские программы, например, к моменту окончания гимназии все гимназисты должны были посетить три великих российских города: Киев, Санкт-Петербург и Москву - т.е. осуществлялось создание общенациональной, культурно-патриотической краеведческой программы. Молодой человек должен иметь возможность путешествовать, закалять себя, он должен увидеть свою великую родину для того, чтобы вырасти достойным гражданином - таков был лейтмотив этих программ.

После смерти Р.Р. Лейцингера деятельность по развитию детского туризма не прекратилась. Таким образом, на рубеже веков туризм и экскурсии превращаются в один из методов образования. Обогащается тематика экскурсий, прослеживается связь со школьными предметами. Путешествия уже различаются по продолжительности (местные одно-двухдневные и дальние продолжительные), выделяется летний период как фактор сезонности, расширяется география поездок - от северных регионов до Крыма и Кавказа и от Урала до стран Европы.

Обращаясь к определению понятия детский туризм в современной литературе, следует обратиться к нормативной литературе. В соответствии с Законом РФ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации" от 24.11.1996 г. № 132-ФЗ, туризм определяется как «временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в оздоровительных, познавательных, религиозных и иных целях без занятия оплачиваемой деятельностью в стране (месте) временного пребывания».

Детский туризм подразумевает путешествия детей, в т.ч. школьников, в возрасте от 7 до 15 лет с различными целями. В детском туризме существует особенность в классификации на основе такого критерия как сезонность. С связи с этим выделяются:

- сезонный - каникулярный период (осень, зима, весна - 8-12 дней, лето - 3 месяца),

- межсезонный.

Все эти виды детского туризма на практике встречаются как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Остановимся на некоторых проблемах, которые препятствуют развитию детского туризма в современном мире. Прежде всего, массовый детский отдых не должен быть дорогим. Дети не столь требовательны к уровню комфорта: они согласны жить вчетвером и вшестером, путешествовать в плацкартном вагоне. Это помогает снизить себестоимость тура. Для удешевления детского отдыха необходимо также снизить затраты на транспортные услуги. Цены на билеты порой составляют значительную часть стоимости отдыха. В вопросе снижения их стоимости государство может выступить как крупный туроператор или регулировать эти проблемы через различные экономические рычаги.

Выделим основные проблемы, существующие в функционировании этого вида туризма. Важная проблема - отсутствие законодательной базы. В 1998 г. был принят закон "О внесении дополнений и изменений в Закон Российской Федерации об основных гарантиях прав ребенка". Поправки предусматривали государственную защиту детских оздоровительных учреждений, финансирование из федерального бюджета и ряд других положений. Сегодня ежегодно выделяемые из бюджета средства приходится «выбивать». Ситуация изменилась бы с принятием соответствующего закона. Разработан проект стандарта организации отдыха и оздоровления детей. В ближайшее время документ будет утвержден, а пока работают только ведомственные нормативные акты.

С повышением налогов стали расти цены на путевки. Еще одна проблема - налог на землю. Если не решить эти вопросы законодательно, можно потерять наши детские здравницы - они станут не по карману большинству родителей.

Далее, не менее важной проблемой следует назвать - детский травматизм. Несмотря на ошеломляющую статистику, в России нет ни одной государственной программы по его снижению.

Существенным фактором, способным оказать большое влияние наразвитие детского туризма, является демография, причем основной интерес для данного исследования вызывает анализ населения России по возрастному признаку от 7 до 15 лет, представляющий основной сегмент детского туристского рынка. Существующий прогноз демографической обстановки в России кардинально не изменит рынок потребителей детского туризма, однако сможет оказать существенное влияние на рыночную конкуренцию, а точнее, усилит конкурентную борьбу.

На современном этапе существует и такая проблема, как дифференциации предлагаемых услуг. Турфирмы предлагают целый спектр предложений для клиентов любого достатка, а вот в отношении детского отдыха такой гибкости нет. Доля роди­тельских денег в оплате летнего отдыха детей сегодня лишь примерно 8%, но есть серьезный потенциал, с которым нужно работать, расширяя спектр предложений.

Далее следует сказать, что одна из существующих проблем - отсутствие необходимых экономических знаний у администрации детских оздоровительных лагерей. Это не позволяет осуществлять правильную политику ценообразования, что в значительной степени влияет на заполнение лагерей и, в конечном счете, на финансовые результаты их деятельности. Следует обратить внимание и на отсутствие хорошо налаженных связей между турфирмами и оздоровительными лагерями. Администрации последних, как правило, не привлекают предприятия турбизнеса к продвижению и реализации своего продукта. А если и прибегают к их услугам, то в большинстве случаев либо не желают предоставлять скидки на турпутевки, либо дают их исключительно в период межсезонья. При этом руководство детских здравниц не контролирует цены, по которым путевки реализуются, что приводит к перепродажам, в результате конечная цена может вырасти весьма значительно.

Таким образом, необработанность механизма ценообразования и отсутствие продуманной системы реализации - важнейшие проблемы всей курортной сферы России.

Подводя итоги настоящему исследованию, в заключение следует отметить, что у Южно-Уральского внутреннего рынка детского туризма есть хорошие предпосылки для успешного и экономически обоснованного развития. Хотя, в настоящее время в индустрии детского туризма существует немало проблем, требующих решения. Но тем не менее этот вид туризма является одним из самых устойчивых сегментов туррынка. При правильной политике государства, частных структур и инвесторов у этой сферы есть все предпосылки для дальнейшего роста и развития. Тем более, что исторический опыт развития именно детского туризма в дореволюционной России и Советском Союзе является уникальным и достойным изучения и совершенствования.

Список использованной литературы:

1. Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учебное пособие. - М.: Советский спорт, 2002. - 464 с.

2. Большой энциклопедический словарь. – 2-е изд./под ред. А.М. Прохорова. - М.: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия», СПб.: «Норинт», 1998. – 1456 с.

3. Гуляев, В.Г. Организация туристской деятельности : учеб. пособие. - М.: Нолидж, 2006. - 312 с.

4. Квартальнов, В.А. Теория и практика туризма: учебник для вузов туристского профиля. - Москва : Финансы и статистика, 2003. - 671с.

5. Сысоева, О.Е.: Организация летнего отдыха детей. – М.: Владос., 1999. – 176 с.

6. Богданова, С. Подарим детям каникулы// Туризм: практика, проблемы, перспективы,-2003, №4.-с. 44-45.

7. Морозов, М.В. Анализ рынка российского детского туризма// Туризм: практика, проблемы, перспективы,-2003, №4.-с. 38-40.

8. Морозов, М.В. России у детского туризма социальный статус// Туризм: практика, проблемы, перспективы,-2004, №1.-с. 26-30.

9. Лейцингер Рудольф Рудольфович [Электронный ресурс] https://uk.wikipedia.org/wiki/ (Режим обращения: 24.12.2015)

Просмотров работы: 1303