Бюджетирование – это бизнес-процесс или комплексная задача управления, которая связывает производственные и финансовые аспекты деятельности предприятия [4].
Бюджетное планирование предназначено для совершенствования работы планово-экономической службы сельскохозяйственного предприятия. Процесс составления бюджета начинается с расчета технологических карт производства, формирования потоков денежных средств, товарно-материальных ценностей, а заканчивается расчетом потребности в дополнительном финансировании, планировании займов и кредитов.
Бюджетирование помогает организации более эффективно принимать решения и контролировать их исполнение. Также возможно составление нескольких видов бюджета для того, чтобы в дальнейшем выбрать оптимальный способ развития предприятия.
Внедрение системы бюджетирования в сельскохозяйственных организациях позволяет:
планировать основные показатели деятельности организации в отраслях растениеводства и животноводства, промышленного производства;
планировать использование материальных и трудовых ресурсов;
планировать, приобретать и реализовывать основные средства;
планировать и контролировать производственные показатели, доходы и расходы по различным направлениям деятельности;
обеспечить прозрачность денежного потока;
производить оценку и анализ финансового состояния предприятия.
Внедрение бюджетирования на предприятии приносит эффект только тогда, если будут соблюдены следующие принципы бюджетирования (рис. 1).
Рисунок 1 – Принципы бюджетирования
Рассмотрим основные этапы процесса бюджетирования.
1 этап - составление бюджета. В общем случае в процессе составления бюджета до служб и подразделений организации доводятся контрольные цифры предполагаемого распределения ресурсов на интересующий период. Эти структуры формируют свои собственные бюджеты (первичные бюджеты), исходя из поставленных целей и имеющихся в наличии ресурсов, после чего представляют их на согласование и утверждение.
Этап составления бюджета характеризуется следующими признаками:
большой объем новой информации;
источники информации могут быть территориально разнесены и независимы;
основной поток информации движется в одном направлении — от функциональных структур к менеджменту;
процесс имеет собирательный, консолидирующий характер.
2 этап - утверждение бюджета. В процессе утверждения происходит урегулирование отдельных статей и перераспределение акцентов. Внешний вид проекта бюджета может существенно измениться по сравнению с исходным. Окончательный его вариант зависит от множества разнородных факторов, в том числе от конъюнктуры рынка, стабильности социально-экономической ситуации, даже от предстоящих отпусков сотрудников и т. д.
3 этап - доведение контрольных цифр. После утверждения проекта бюджета необходимо сообщить обо всех изменениях составителям первичных бюджетов, т. е. довести до них утвержденные контрольные цифры, а при необходимости дать им возможность скорректировать исходные бюджеты. Сущность этого процесса заключается в выделении фрагментов бюджета и доведении их до нижестоящих структур.
4 этап - исполнение бюджета. Исполнение бюджета — наиболее продолжительная и ответственная из всех стадий бюджетирования. Здесь бюджет может претерпевать различные коррективы в зависимости от изменившихся внешних условий или внутренних потребностей: ресурсы перераспределяются и сокращаются, статьи бюджета пропорционально уменьшаются, бюджет изменяется по специально описанным алгоритмам.
5 этап - контроль исполнения. Начинается с момента утверждения бюджета. Поскольку его длительность не определяется календарным сроком бюджета, он может продолжаться достаточно долго. Здесь производиться анализ результатов деятельности организации и причин отклонений реального исполнения бюджета от запланированного [7].
Бюджеты могут быть составлены как для организации в целом, так и для его подразделений.
Общий (основной) бюджет – это скоординированный по всем подразделениям и функциям план работы предприятия в целом, объединяющий блоки отдельных бюджетов и характеризующий информационный поток для принятия и контроля управленческих решений в области финансового планирования.
Достоинства бюджетирования:
1) оказывает положительное воздействие на мотивацию и настрой коллектива;
2) позволяет координировать работу предприятия в целом;
3) анализ бюджета позволяет своевременно вносить корректирующие изменения;
4) позволяет учиться на опыте составления бюджетов прошлых периодов;
5) позволяет усовершенствовать процесс распределения ресурсов;
6) способствует процессам коммуникаций;
7) помогает менеджерам низового звена понять свою роль в организации;
8) служит инструментом сравнения достигнутых и желаемых результатов.
Недостатки бюджетирования:
1) различное восприятие бюджетов у разных людей (например, бюджеты не всегда способны помочь в решении повседневных, текущих проблем, не всегда отражают причины событий и отклонений, не всегда учитывают изменения условий; кроме того, не все менеджеры обладают достаточной подготовкой для анализа финансовой информации);
2) сложность и дороговизна системы бюджетирования;
3) если бюджет не доведен до сведения каждого сотрудника, то он не оказывеют практически никакого влияния на мотивацию и результаты работы, а вместо этого воспринимается исключительно как средство для оценки деятельности работников и отслеживания ошибок;
4) бюджет требуют от сотрудников высокой производительности труда; в свою очередь, сотрудники противодействуют этому, стараясь минимизировать свою нагрузку, что приводит к конфликтам, вызывает состояние подавленности, страха, а следовательно, снижает эффективность работы;
5) противоречие между достижимостью целей и их стимулирующим эффектом: если достичь поставленных целей слишком легко, то бюджет не имеет стимулирующего эффекта для повышения производительности; если слишком сложно — стимулирующий эффект пропадает, поскольку никто не верит в возможность достижения целей.
Бюджетирование имеет важную роль и значение в сельском хозяйстве, позволяет предприятию лучше организовать производство и управление хозяйственной деятельностью. Кроме того, предприятие получает возможность заранее произвести экономическую оценку производства, определить конкурентоспособность продукции и снизить производственный риск.
Использованная литература:
Ватармина, Е.Ю., Фадеева Г.П. Роль и значение бюджетирования в сельском хозяйстве /Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием студентов и молодых ученых. Под научной редакцией А.Г. Самоделкина, А.А. Серова, А.А. Чиликова. Н. Новгород: ФГБОУ ВО Нижегородская ГСХА, 2015;
Карпов А. Е. Бюджетирование, как инструмент управления [Текст]:/А.Е. Карпов-М.: Результат и качество, 2003;
Ойхман, Е.Г. Реинжиниринг бизнеса: Реинжиниринг организаций и современные информационные технологии. [Текст]/Е.Г. Ойхман, Э.В. Попов-М.: Финансы и статистика, 1997;
Петрова Е.А. Управление развитием бизнес-процесса бюджетирования на предприятиях АПК / ВЕСТНИК РЯЗАНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРОТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. П.А. КОСТЫЧЕВА, 2009;
Самочкин В.Н. Гибкое развитие предприятия: эффективность и бюджетирование [Текст]/В.Н. Самочкин, Ю.Б. Пронин, Е.Н. Логачева-М.: Дело, 2000;
Фадеева, Г.П. Внедрение системы бюджетирования в сельхозорганизациях [Электронный ресурс] / Вестник Нижегородской государственной сельскохозяйственной академии. 2012;
Хруцкий, В.Е Внутрифирменное бюджетирование: Настольная книга по постановке финансового планирования [Текст]/В.Е. Хруцкий, Т.В. Сизова, В.В.Гамаюнов-М.: Финансы и статистика, 2002.