ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ ЭКСПЕРТОВ ПО СОУТ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ХАРАКТЕРНЫЕ ОШИБКИ ЭКСПЕРТОВ ПО СОУТ

Родионова В.А. 1
1НХТИ, факультет ЭиУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
СОУТ или специальная оценка условий труда – это единый комплекс процедур, выполняемых последовательно и направленных на выявление и оценку уровня влияния опасных и вредных факторов производственной среды в ходе трудового процесса на сотрудников.

Специалисты по специальной оценке условий труда, определяя класс условий труда несут большую ответственность. Сложные и многоступенчатые механизмы отбора квалифицированных специалистов, а так же квалификационные требования к экспертам по специальной оценки условий труда не могут защитить современного работодателя от ошибок возникающих в процессе проведения специальной оценки условий труда. Для того чтобы исключить совершение этих ошибок, необходимо определить их причины. [1]

Основные и наиболее частые причины возникновения ошибок экспертов в процессе проведения СОУТ

Основными причинами, по которым добросовестные работодатели не могут получить необходимый и достоверный результат, чаще всего, являются:

  • Наличие нормативно-правовых актов в области санитарных норм и требований, которые противоречат друг другу;

  • периодическая изменчивость действующего законодательства в области специальной оценки условий труда;

  • человеческий фактор, то есть привычка работать в рамках ранее освоенных методов и алгоритмов оценки условий труда.

Рассмотрим данные направления.

Наличие нормативно-правовых актов в области санитарных норм и требований, которые противоречат друг другу

Закон № 426-ФЗ и Федеральный закон от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» могут иметь разные подходы к оценке одинаковых условий труда. Это приводит к ошибкам экспертов, которые пытаются соотнести нормы Классификатора вредных и (или) опасных производственных факторов, который построен на принципах закона о специальной оценки условий труда, с требованиями санитарного законодательства.

Кроме того, сама Методика, требует от экспертов беспрекословно выполнять ее положения, которые не соответствует федеральному законодательству. Все потому, что Классификатор, который применяется в ходе специальной оценки условий труда (основного материла показателей уровня факторов производственной среды), в чаще всего не имеет ссылок на санитарные нормы.

Основным и единственным документом, которым необходимо руководствоваться при проведении специальной оценки условий труда является Методика. В то же время она не отвечает ни одному критерию нормативного акта, которые содержат государственные нормативные требования по охране труда. Они перечислены в пункте 2 постановления Правительства РФ от 27 декабря 2010 г. № 1160 «Об утверждении Положения о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда». Оставляется открытым вопрос, будет ли защищен результат работ, которые проведены на ее основе, от успешного судебного обжалования. [2]

Изменчивость законодательства в области специальной оценки условий труда

Основным инструментом для проведения специальной оценки условий труда является Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон № 426-ФЗ). В отдельных отраслях законодатель предусмотрел возможность учета особенностей в оценке рабочих мест. Их должен устанавливать Минтруд России с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Исходя из этого, так называемые издержки из закона поставлены в жесткие рамки контроля с единым подходом.

Одновременно два существенных обстоятельства препятствуют применению общего подхода в оценке условий производственной среды.

Первоеобстоятельствоэто то, что Министерство труда России утвердил Методику проведения специальной оценке условий труда и не собирается ее изменять, вместо этого он издает дополнительные нормативные акты, которые направлены на регулирование специальной оценки условий труда в отдельных областях. Например, сейчас обсуждается проект приказа Министерства труда России «Об установлении особенностей проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах медицинских работников».

Все это ведет к увеличению числа документов, которыми необходимо руководствоваться при проведении СОУТ, которые так же могут противоречить друг другу.

Вторым обстоятельством является отказ Министерства труда России отменить и обновить санитарные норм, которые были изданы еще в СССР.

По данной причине есть вероятность, что итоговое заключение по специальной оценке условий труда может быть успешно обжаловано в суде, работодателем или работником. Основанием этому послужит то, что большое число нормативных актов, которые регламентируют параметры производственной среды, могут иметь показатели, характеризующие параметры износа оборудования, применяемого в течение двадцати , а то и тридцати лет. Санитарные нормы морально устаревшего законодательства могут поставить под сомнение не только результат работ по специальной оценки условий труда, но квалификацию самого эксперта.

Практика в проведении специальной оценке условий труда показывает, что эксперты, которые, вынуждены при выполнении своей работы обращать внимание не только на положения Методики, но и на разумность применения и оценки параметров производственной среды вместе с учетом используемых норм и обычной профессиональной логики.

Человеческий фактор

Большую роль играет не только квалификация экспертов по специальной оценки условий труда, но и их опыт работы в оценке производственных факторов. Здесь большое влияние оказывает привычка выполнять работать по «шаблону», по ранее освоенным методам и приемам оценки условий труда.

Практическая работа экспертов в области оценки условий труда выявила целый ряд закономерных и наиболее часто встречающихся ошибок. Сам факт наличия этих незначительных недочетов существенным образом не повлияет на недостоверность результатов специальной оценки условий труда, но он может отрицательно повлиять на репутацию экспертов, и поставить под сомнения их квалификацию и компетентность.

Характерные ошибки при проведении СОУТ

Наиболее часто встречающиеся ошибки экспертов условно можно поделить на два типа.

Первый, этоошибки экспертов, которые имеют большой и многолетним опыт проведения оценки производственных факторов, то есть, это те эксперты которые проводили аттестацию рабочих мест.

Второй, это ошибки начинающих экспертов, тех, кто сдал квалификационный экзамен и был допущен до работы, но и среди них бывают такие специалисты, которые предоставили о себе недостоверные сведения и не официальные свидетельства.

Опытные эксперты, в отличии от «новичков» допускают меньше ошибок при проведении работ, и при подготовке итогового отчета по результатам специальной оценки условий труда, но избежать ошибок и неточностей полностью не могут.

Вот некоторые из характерных ошибок опытных экспертов:

  1. Забывая о том, что специальная оценка условий труда, в отличие от аттестации рабочих мест, направлена не на защиту работника от работодателя, а на защиту работодателя и государства от излишних, в том числе финансовых, затрат, в процессе идентификации эксперты пытаются «притянуть» максимальное количество вредных факторов. Имея в виду, что тем самым будет подтверждено максимальное количество льгот и компенсаций. При этом они не всегда обращают внимание на Классификатор вредных и (или) опасных производственных факторов и Методику проведения специальной оценки условий труда.

  2. Эксперты, которые учились по ГОСТ, СНиП, СанПиН, СН, СП, измеряют среднесменное воздействие шума, игнорируя метод расчета, содержащийся в Методике проведения специальной оценки условий труда.

  3. Неправильно указывают на необходимость тех или иных льгот и компенсаций, руководствуясь старыми нормативными актами, а не Трудовым кодексом.

  4. Не указывают методики для непрямых измерений производственных факторов. [3]

И это еще не весь перечень ошибок экспертов, которые изменяют конечное документальное оформление отчета по специальной оценки условий труда.

У начинающих экспертов ситуация существенно сложнее.

  1. Не имея опыта работы «в полях», зная процесс только по рассказам работников, идентифицируют неполное количество факторов.

  2. Не имея понимания о мероприятии в целом, применяют для специальной оценки условий труда неправильные нормы или даже неверные нормативные данные, которые устарели, или вовсе не подходят данной отрасли.

  3. Соглашаются декларировать рабочие места, которые не подлежат декларации.

  4. По устному указанию руководителей лабораторий пользуются нормативными документами, запрещенными Методикой проведения специальной оценки условий труда.

  5. Оценивают обеспеченность СИЗ (средств индивидуальной защиты), а не эффективность обеспечения ими.

  6. При проведении измерений параметров шума неправильно выбирают стратегию измерений или не учитывают новые требования по шуму.

  7. Неправильно, некорректно проводят идентификацию или совсем ее не проводят. [3]

Допускают они и другие квалификационные и технические ошибки, приводящие к изменению конечного достоверного результата специальной оценки условий труда.

Пути решения проблемы ошибок при проведении СОУТ

Для того чтобы снизить количество ошибок или хотя бы исключить часть из них, необходимо провести следующие мероприятия:

  1. Нужно определить единый порядок и подходы к реализации Методики проведения специальной оценки условий труда, исходя из потребностей безопасных условий труда в зависимости от отраслей промышленности и сферы услуг, при этом нужно вносить изменения в Методику, а не создавать новые нормативные акты.

  2. Необходимо совершенствовать федеральный закон «О специальной оценке условий труда», не создавая при этом каких то других федеральных законов, регулирующих те же самые отношения.

  3. Привести санитарное законодательство СССР в соответствие с действующей системой специальной оценки условий труда и совместить их.

  4. Следует ввести процедуру дополнительной оценки профессиональных квалификационных знаний экспертов в Министерстве труда России.

  5. Ужесточить ответственность в области проведения специальной оценки условий труда.

Вывод:

1. Основными причинами ошибок экспертов в ходе специальной оценки условий труда заключаются в недостатках и противоречивости законодательства, а также в человеческом факторе.

2. Ошибки допускают как начинающие специалисты, так и опытные эксперты.

3. Природа возникновения ошибок зависит от квалификации и опыта работы. Наиболее грубые ошибки все таки допускают начинающие эксперты.

4. Чтобы исправить ситуацию, необходимо усовершенствовать законодательство, обновить старые санитарные нормы, ужесточить требования к квалификации экспертов и ввести ответственность за нарушения правил проведения специальной оценки условий труда.

Список используемых источников.

  1. Интернет ресурсы: http://sout-russia.ru

  2. Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»

  3. Журнал «Главбух» №7, 2015 год

Просмотров работы: 2664