Цель работы состоит в рассмотрении основных направлений взглядов, их изменений в проблеме управления.
Основными задачами, поставленными при написании данной работы, являются:
исследование основных этапов развития управления;
рассмотрение характеристик российского менеджмента.
Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Термин «менеджмент» многие полностью отождествляют с понятием «управление» считая введение слова «менеджмент» лишь данью моде. В настоящее время понятие «менеджмент» и «управление» чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемы. Однако понятие «управление» более широкое. В фундаментальном смысле «управление» - это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в отношении их данный термин не употребляется.
Рассматривая менеджмент как разновидность управления, следует отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности. Все прочие аспекты имеют место именно потому, что это самостоятельный, значимый, особенный и критически важный вид человеческой деятельности. Как вид человеческой деятельности менеджмент является искусством, наукой, функцией, процессом, профессией людей, аппаратом управления. [1]
Рассмотрим этапы развития управления:
Период. Конец XIX - начало XX
Особенностью развития экономических отношений является возникновение промышленных предприятий. Задачи, решаемые системой управления: учет общего результата деятельности фирмы, расчет себестоимости готовой продукции.
Стадии развития менеджмента в этот период :
Формирование концепции научного управления (Ф. Тейлор, Г. Форд);
Концепции ориентации на инновационные изменения Й. Шумпетера.
Период. 1920 - 1930-е гг.
В данный период выделили следующие особенности развития экономических отношений:
Появление крупных транснациональных предприятий (ТНК);
Монополизация бизнеса;
Механизация производства, электрификация.
Задачи, которые решает система управления это поиск направлений сокращения затрат на производство, учет и анализ отклонений от стандарта.
Стадии развития менеджмента в этот период:
Формирование концепции административного управления (Ф. Гилберт и Л. Гилберт);
Концепции планирования последовательности технологических процессов.
Период. 2-я половина XX в.
В этот период особенностями развития экономических отношений являются:
Автоматизация производства;
Компьютеризация систем управления;
Децентрализация управления в ТНК.
Задачи, решаемые системой управления это принятие таких альтернативных решений, как:
Формирование ассортимента;
Производить или покупать;
Оценка деятельности бизнес-сегментов.
В этом периоде выделили следующие стадии развития менеджмента: формирование концепции управления с позиции психологии и человеческих отношений (Д. Мэйо, А. Маслоу), концепции рационализации управленческих решений (П. Друкер), использование системного подхода, количественная школа (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг), выделение риск-менеджмента.
Период. Конец XX - начало XXI в.
Особенности развития экономических отношений: глобализация мировых рынков, социализация экономики, электронные сети, гибкие технологии, робототехника, инновационный подход к производству
Поставлены следующие задачи, решаемые системой управления в формировании путей достижения миссии организации:
Анализ цепочки создания ценности продукта;
Формирование системы управления качеством;
Поиск путей устойчивого развития бизнеса.
Стадии развития менеджмента заключаются в следующем:
Использование поведенческого и ситуационного подходов в управлении (Г. Мюнстерберг, Г. Минцберг, Дж. Милкович);
Выделение направлений инновационного и стратегического менеджмента (И. Ансофф, М. Портер, Дж. Кай, У. Деминг);
Формирование процессного подхода к управлению;
Создание интегрированных автоматизированных систем управления. [3]Российский менеджмент.
Существенное влияние на формирование российского менеджмента оказали и продолжают оказывать следующие социально-экономические факторы:
экономическая и политическая нестабильность в стране;
деградация производственного, научно-технического и кадрового потенциала;
продолжающийся процесс примитивизации производства;
сложная система и высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов;
высокий уровень безработицы;
низкие в целом уровень оплаты труда работников и удельный вес ее в конечной цене произведенного и проданного товара;
отсутствие должной зависимости размеров заработной платы многих категорий работников от количества и качества их труда;
деградация социальной сферы и т.д
Все это, безусловно, повлияло и продолжает влиять на формирование российского менеджмента, основными особенностями которого являются:
ярко выраженный авторитарный стиль руководства и стремления директорского корпуса к технократическому решению хозяйственных задач;
отсутствие сформировавшихся правил делового этикета, культуры поведения;
слабое знание и учет менеджерами в хозяйственной деятельности российских, региональных и местных законодательных и нормативных актов, правовой нигилизм;
отсутствие заинтересованности у многих организаций во внедрении систем управления качеством, недостаточное внимание к качеству вырабатываемых товаров и оказываемых услуг;
Вместе с тем имеется ряд факторов, оказывающих непосредственное положительное влияние на становление российского менеджмента:
отрицание монокультурных моделей менеджмента;
ориентация на гармонизацию во взаимоотношениях;
стойкость, выносливость, работоспособность;
стремление к новациям, поиску новых путей для достижения поставленной цели;
способность быстро восстанавливать физические и духовные силы;
Несмотря на перечисленные характеристики, российский менеджмент еще находится в стадии формирования и развития. [2]
Таким образом, мы достигли задач, поставленных при написании данной работы. Убедились в том, что подготовка современных управленцев невозможна без знания истории развития управления. Оно развивалось на протяжении веков, прежде чем превратилось в самостоятельную отрасль знания, науку. И сейчас наука об управлении находится в непрерывном развитии. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. Список литературы