ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Ситчихина Н.С. 1, Хуснуллина Э.Ф. 1, Губина Н.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (НХТИ)
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проблема управления актуальна, так как управление существовало всегда там, где работали люди и, следовательно, было в человеческом обществе на протяжении многих веков. Управление важно для людей в настоящее время, ведь без управления не может обойтись ни одна организация, ни одно предприятие. Изучая этапы развития управления, мы сможем прийти к осознанию того, как сделать его наиболее эффективным.

Цель работы состоит в рассмотрении основных направлений взглядов, их изменений в проблеме управления.

Основными задачами, поставленными при написании данной работы, являются:

  • исследование основных этапов развития управления;

  • рассмотрение характеристик российского менеджмента.

Понятие «менеджмент» достаточно быстро и прочно вошло в современный отечественный экономический лексикон, став по своей сути аналогом понятия «управление». Термин «менеджмент» многие полностью отождествляют с понятием «управление» считая введение слова «менеджмент» лишь данью моде. В настоящее время понятие «менеджмент» и «управление» чаще всего используются как идентичные, взаимозаменяемы. Однако понятие «управление» более широкое. В фундаментальном смысле «управление» - это всеобщая человеческая деятельность, являющаяся неотъемлемым элементом большинства видов труда, даже если в отношении их данный термин не употребляется.

Рассматривая менеджмент как разновидность управления, следует отметить, что главным в характеристике его сущности является то, что это один из видов человеческой деятельности. Все прочие аспекты имеют место именно потому, что это самостоятельный, значимый, особенный и критически важный вид человеческой деятельности. Как вид человеческой деятельности менеджмент является искусством, наукой, функцией, процессом, профессией людей, аппаратом управления. [1]

Рассмотрим этапы развития управления:

  1. Период. Конец XIX - начало XX

Особенностью развития экономических отношений является возникновение промышленных предприятий. Задачи, решаемые системой управления: учет общего результата деятельности фирмы, расчет себестоимости готовой продукции.

Стадии развития менеджмента в этот период :

  • Формирование концепции научного управления (Ф. Тейлор, Г. Форд);

  • Концепции ориентации на инновационные изменения Й. Шумпетера.

  1. Период. 1920 - 1930-е гг.

В данный период выделили следующие особенности развития экономических отношений:

  • Появление крупных транснациональных предприятий (ТНК);

  • Монополизация бизнеса;

  • Механизация производства, электрификация.

Задачи, которые решает система управления это поиск направлений сокращения затрат на производство, учет и анализ отклонений от стандарта.

Стадии развития менеджмента в этот период:

  • Формирование концепции административного управления (Ф. Гилберт и Л. Гилберт);

  • Концепции планирования последовательности технологических процессов.

  1. Период. 2-я половина XX в.

В этот период особенностями развития экономических отношений являются:

  • Автоматизация производства;

  • Компьютеризация систем управления;

  • Децентрализация управления в ТНК.

Задачи, решаемые системой управления это принятие таких альтернативных решений, как:

  • Формирование ассортимента;

  • Производить или покупать;

  • Оценка деятельности бизнес-сегментов.

В этом периоде выделили следующие стадии развития менеджмента: формирование концепции управления с позиции психологии и человеческих отношений (Д. Мэйо, А. Маслоу), концепции рационализации управленческих решений (П. Друкер), использование системного подхода, количественная школа (Р. Акофф, С. Бир, А. Голдберг), выделение риск-менеджмента.

  1. Период. Конец XX - начало XXI в.

Особенности развития экономических отношений: глобализация мировых рынков, социализация экономики, электронные сети, гибкие технологии, робототехника, инновационный подход к производству

Поставлены следующие задачи, решаемые системой управления в формировании путей достижения миссии организации:

  • Анализ цепочки создания ценности продукта;

  • Формирование системы управления качеством;

  • Поиск путей устойчивого развития бизнеса.

Стадии развития менеджмента заключаются в следующем:

  • Использование поведенческого и ситуационного подходов в управлении (Г. Мюнстерберг, Г. Минцберг, Дж. Милкович);

  • Выделение направлений инновационного и стратегического менеджмента (И. Ансофф, М. Портер, Дж. Кай, У. Деминг);

  • Формирование процессного подхода к управлению;

  • Создание интегрированных автоматизированных систем управления. [3]Российский менеджмент.

Существенное влияние на формирование российского менеджмента оказали и продолжают оказывать следующие социально-экономические факторы:

  • экономическая и политическая нестабильность в стране;

  • деградация производственного, научно-технического и кадрового потенциала;

  • продолжающийся процесс примитивизации производства;

  • сложная система и высокий уровень налогообложения хозяйствующих субъектов;

  • высокий уровень безработицы;

  • низкие в целом уровень оплаты труда работников и удельный вес ее в конечной цене произведенного и проданного товара;

  • отсутствие должной зависимости размеров заработной платы многих категорий работников от количества и качества их труда;

  • деградация социальной сферы и т.д

Все это, безусловно, повлияло и продолжает влиять на формирование российского менеджмента, основными особенностями которого являются:

  • ярко выраженный авторитарный стиль руководства и стремления директорского корпуса к технократическому решению хозяйственных задач;

  • отсутствие сформировавшихся правил делового этикета, культуры поведения;

  • слабое знание и учет менеджерами в хозяйственной деятельности российских, региональных и местных законодательных и нормативных актов, правовой нигилизм;

  • отсутствие заинтересованности у многих организаций во внедрении систем управления качеством, недостаточное внимание к качеству вырабатываемых товаров и оказываемых услуг;

Вместе с тем имеется ряд факторов, оказывающих непосредственное положительное влияние на становление российского менеджмента:

  • отрицание монокультурных моделей менеджмента;

  • ориентация на гармонизацию во взаимоотношениях;

  • стойкость, выносливость, работоспособность;

  • стремление к новациям, поиску новых путей для достижения поставленной цели;

  • способность быстро восстанавливать физические и духовные силы;

Несмотря на перечисленные характеристики, российский менеджмент еще находится в стадии формирования и развития. [2]

Таким образом, мы достигли задач, поставленных при написании данной работы. Убедились в том, что подготовка современных управленцев невозможна без знания истории развития управления. Оно развивалось на протяжении веков, прежде чем превратилось в самостоятельную отрасль знания, науку. И сейчас наука об управлении находится в непрерывном развитии. Формируются новые направления, школы, течения, изменяется и совершенствуется научный аппарат, наконец, меняются сами исследователи и их взгляды. Список литературы
  1. Грибов, В. Д. Менеджмент / В. Д. Грибов. – Москва: КНОРУС, 2007 – 280с.
  2. Семенов, А.К. Основы менеджмента / А. К. Семенов, В. И. Набоков. – Москва: Дашков и К., 2008 – 556с.
  3. Сидорова М. И. Управленческий учет и менеджмент: вопросы кросс-функционального взаимодействия / М. И. Сидорова, Е. И. Гордеева / Международный бухгалтерский учет.- 2014 – 14с.
Просмотров работы: 1809