ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Андреева В.С. 1
1Магнитогорский государственный технический университет им. Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Проанализируем основные черты и признаки понятия «условие» феномена в различных аспектах. В справочной литературе «условие» понимается как: 1) обстоятельство, от которого что-нибудь зависит; 2) правила, установленные в какой-нибудь области жизни, деятельности; 3) обстановка, в которой что-нибудь происходит [3].

В психологии исследуемое понятие, как правило, представлено в контексте психического развития и раскрывается через совокупность внутренних и внешних причин, определяющих психологическое развитие человека, ускоряющих или замедляющих его, оказывающих влияние на процесс развития, его динамику и конечные результаты.

Педагоги занимают схожую с психологами позицию, рассматривая условие как совокупность переменных природных, социальных, внешних и внутренних воздействий, влияющих на физическое, нравственное, психическое развитие человека, его поведение, воспитание и обучение, формирование личности.

Таким образом, «условие» является общенаучным, а его сущность в педагогическом аспекте может быть охарактеризована несколькими положениями:

1. условие есть совокупность причин, обстоятельств, каких-либо объектов и т.д.;

2. обозначенная совокупность влияет на развитие, воспитание и обучение человека;

3. влияние условий может ускорять или замедлять процессы развития, воспитания и обучения, а также воздействовать на их динамику и конечные результаты.

Условия, о которых пойдет речь далее, направлены на решение проблем, возникающих при осуществлении целостного педагогического процесса, в связи с чем, перейдем к анализу понятия «педагогические условия».

Педагогические условия рассматриваются как один из компонентов педагогической системы, отражающий совокупность возможностей образовательной и материально-пространственной среды, воздействующих на личностный и процессуальный аспекты данной системы и обеспечивающих её эффективное функционирование и развитие.

Первым педагогическим условием данного исследования является организация художественно-эстетической деятельности учащихся на основе их личных интересов. Для реализации этого условия необходимо тщательно подходить к выбору заданий. Они должны быть развивающими, интересными и чтобы каждый ученик нашёл в них что-то интересное для себя. Чтобы основываться на личных интересах нужно их выявить и подтолкнуть ребёнка в нужном направлении [1].

Среди детей мало найдется тех, кто не любил бы рисовать. Но не стоит сразу записывать ребёнка в художники или скульпторы. Обратите внимание на то, как подходит ученик к процессу создания чего-то нового. Скорее всего, он имеет художественные способности, если: он не рисует стандартные и знакомые ему фигуры и картинки, а постоянно придумывает новые образы, которые никто не показывал ему, как правильно рисовать; или вместо того, чтобы поиграть в какую-нибудь игру, он предпочитает лепить, чертить, раскрашивать и т.д.

Как правило, такие дети более молчаливы и вдумчивы, чем их сверстники, проявляют интерес к предметам искусства, в юном возрасте умеют сочетать цвета, комбинировать одежду, постоянно удивляют родителей неожиданными рисунками. Своевременно развитые художественные способности могут стать хорошим подспорьем для будущей профессии.

Предположим, ученик проявляет чрезмерный интерес к любым музыкальным произведениям, которые ему доводится слушать. Он быстро запоминает мелодию, напевает ее время от времени, придумывает свои незаурядные тексты на понравившуюся ему музыку. Услышанную ранее мелодию ваш малыш распознает с первых аккордов, он всегда стремится туда, где играет музыка. Ваш воспитанник на ходу придумывает собственные песенки. Если ребенку присуще чувство ритма, а мелодии, воспроизводимые им, четки и музыкально точны, значит, он обладает хорошим музыкальным слухом. Итак, способность и любовь к музыке налицо.

Если ребенок любит выражать свои мысли и эмоции с помощью жестов, мимики, телодвижений. Он мастерски читает стихи или в лицах рассказывает интересные истории, вызывая эмоции у своих слушателей. Умеет уловить повадки людей и изобразить их характерные черты, говорит другими голосами, легко воспроизводит разные позы. Ребёнок не стесняется выступать перед взрослой аудиторией, никогда не упустит случая забраться на табуретку и продекламировать стихотворение. То ученик обладает задатками актерского таланта. Артистические способности ребенка, как правило, хорошо видны в сравнении с другими детьми.

Таким образом, если правильно выявить творческие способности младшего школьника, то их будет легче развить, ведь у ребёнка будет желание заниматься тем что у него хорошо получается, а это очень важно.

Вторым педагогическим условием является включение учащихся в выполнение разнообразных учебных заданий творческого характера.

Для развития художественных способностей необходимо сначала познакомить ребят со стилями в искусстве, показать примеры работ знаменитых художников, рассказать про них, попросить детей назвать, что изображено на картине, какие эмоции она у них вызывает, какие цвета преобладают. Лучше каждый урок посвящать какому-то отдельно стилю или картине. Например, сегодня рисуем натюрморт. Соответственно в этом контексте, можно показать «Девочку с персиками» Серова, натюрморты голландских художников, а также, чтобы показать, что каждый художник самовыражается на холсте по-своему, показать натюрморты с яблоками Матисса.

После обсуждения уже попросить каждого нарисовать свой натюрморт. Для упрощения задачи можно составить какую-нибудь композицию, но дать свободу выбора детям в материале. Главное, не надо пытаться, чтобы дети уложились в отведенный отрезок времени. Потому что кому-то хватает и десяти минут, чтобы нарисовать шедевр, а кто-то просидит и час, обдумывая над чистым листом.

Младшие школьники зачастую очень ответственны и боятся чем-то обидеть взрослого, поэтому ребенок, который делает все медленно будет очень комплексовать, смотря на того кто сделал быстро. Так как его учитель похвалили. Лучше оставить дорисовку, как домашнее задание: закончить работу и принести к следующему уроку. На следующем уроке можно дать детям рассказать: почему они выбрали такие краски для рисования и такой стиль. Это дает возможность ребенку высказаться, выплеснуть свои эмоции, а также очень благотворно действует на развитие правильной речи.

Третьим педагогическим условием является стимулирование творческой инициативы учащихся в процессе создания новых образов, идей и продуктов. Для реализации этого условия можно использовать следующие методы [2].

Пусть будет беспорядок. Творческий дух должен свободно сосредоточиться на творчестве, а не отвлекаться на поддержание рабочего места в порядке. Это особенно справедливо, когда дело касается малышей. Их способ творчества – это не только идея, но и беспорядок. Требовать, чтобы все мелки оставались в коробочке, пластилин лежат аккуратненькими брусками, а пальцы, локти и пол были чистыми, – значит требовать невозможного.

Пусть правит свобода. Помните, что для творчества необходим простор, который означает нарушение старых правил. Нет неправильного способа, чтобы рисовать, лепить, строить башню из конструктора. Если вы будете нависать над ребенком, руководя и предлагая, вы помешаете творить. Высказывайте свое мнение только тогда, когда вас просят о помощи. Ребенок может последовать вашему совету, чтобы доставить вам удовольствие, однако почувствует, что результат уже ему не принадлежит.

Не критикуйте. Процесс творчества и его результат предназначены доставлять удовольствие ребенку, а не вам или кому-нибудь еще. Если он делает открытку для бабушки, не говорите: «Может быть бабушке не нравятся такие цвета». Если ваш ребенок надевает рубашку и юбку, не сочетающиеся по цвету, не говорите: «Это не подходит». Собственно, творчество как раз и заключается в том, чтобы сочетать не сочетаемое.

Похвалите. Найдите то, что можно похвалить в любой творческой работе ребенка. Даже если альбомный лист просто исчеркан, отметьте выбор цветов или места. Если концерт на охотничьем роге напоминает не столько симфонию, сколько какофонию, похвалите живой ритм и силу звука. Однако не сыпьте комплиментами, чтобы ребенок не усомнился в вашей искренности или не оставил попытки сделать лучше.

Не ограничивайтесь только искусством. Существует масса отдушин для творческой энергии ребенка, не имеющих ничего общего с изящными искусствами. Творческий ребенок может творить в песочнице (как археолог, архитектор, инженер), за кухонным столом (как шеф-повар), даже у шкафа для одежды (во многих детях скрывается настоящий модельер, который так и просится наружу). Поощряйте творчество во всех областях жизни ребенка и развивайте его таланты.

Таким образом, педагогическими условиями развития творческих способностей младших школьников средствами художественно-эстетической деятельности в процессе образования являются: организация художественно-эстетической деятельности учащихся на основе их личных интересов, включение учащихся в выполнение разнообразных учебных заданий творческого характера и стимулирование творческой инициативы учащихся в процессе создания новых образов, идей и продуктов.

Список использованной и цитируемой литературы:

  1. Выготский, Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. – М. : Просвещение, 1991. – 93 с.

  2. Жукова, Т. М. Развитие человека есть развитие его способностей / Т. М. Жукова // Одаренный ребенок. – 2006. – № 1. – С. 46-51.

  3. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – М. : 2007. – 944 с.

Просмотров работы: 1574