ДИАГНОСТИКА КОМПОНЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ДИАГНОСТИКА КОМПОНЕНТОВ ТВОРЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЯ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА

Китаева Р.Р. 1
1Мордовский государственный педагогический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Установившаяся в современном музыкальном образовании философская парадигма нацеливает «нового человека» на полное раскрытие творческой самостоятельности, индивидуальности, способности личности эффективно и нестандартно решать возникающие проблемы, способности осмыслить свое место и роль в существующем мире, осознать себя как субъекта своего профессионального определения и самореализации. От будущего педагога-музыканта требуется наличие данных качеств, а приобрести эти качества будущие педагоги-музыканты могут только в процессе индивидуальной, рефлексивно ориентированной деятельности, актуализирующей их личностный творческий потенциал. Эта деятельность напрямую связана с процессом осознания себя, становлением себя как личности.

Развитое творческое самосознание как проявление творческой и личностной свободы самовыражения является важным звеном в становлении личности. Творческое самосознание педагога-музыканта понимается нами как созидательный процесс и результат самостоятельного, осуществляемого на основе креативных качеств, преобразования личностью педагога-музыканта собственных потенциальных и актуальных профессионально значимых личностных и интеллектуальных характеристик – в соответствии со своими убеждениями и осознаваемой им в данное конкретное время социокультурной значимостью музыкально-образовательной деятельности.

Человеку необходимо для начала осознать своеобразие своей индивидуальности, сформировать к себе определенное отношение и разумно определить систему своего отношения к миру. Каждый человек по своей сущности является творцом самого себя, но для того чтобы он мог сотворить себя как личность необходимо вначале познать себя.

Для того чтобы познать себя, полноценно реализовать себя, будущий педагог-музыкант должен культивировать в себе творческий процесс самосознания. Вот как о творческом самосознании высказывался М. Гершензон: «…самосознание и самовоспитание личности – не какой-нибудь моральный долг, а просто закон человеческой природы, обусловленный самым фактом наличности сознания в человеке. Оно – такой же естественный процесс в духовном организме человека, как прорезание зубов или половое созревание в физическом. Но физическое созревание человека не подлежит его вмешательству, в духовном же он – не только объект, но и свободный участник. Зубы мудрости непременно прорежутся в свое время, а нормальный ход духовного развития может быть бесконечно искажен историческими условиями, общественными предрассудками и личным заблуждением людей» [1]. Исходя из этих слов, можно сказать, что данный процесс должен протекать у личности на протяжении всей ее жизни. Поэтому студенты, пришедшие в вуз для получения профессии педагога-музыканта должны уже обладать творческим самосознанием.

Исходя из этих положений, было проведено опытно-экспериментальное исследование констатирующего характера по диагностике творческого самосознания у студентов, обучающихся по направлению «Педагогическое образование» профиль «Музыка. Дошкольное образование». Диагностика включала в себя анкету на выявление уровня развития творческого самосознания педагога-музыканта.

В течение исследования были определены компоненты творческого самосознания, необходимые для проведения исследования. Первый компонент – творчество – процесс создания культуро- или личностно значимых ценностей на основе способностей, мотивов, знаний и умений. Для успешности этого процесса необходимо наличие у индивида креативности (способности к творчеству), что подразумевает обладание личностью креативными качествами (созерцательность, сообразительность, способность к сопереживанию, свобода от стереотипного мышления и т. д.). Следующий компонент – самосознание – процесс осознания субъектом самого себя, своего общественного статуса и своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, мотивов, инстинктов, понимание своей индивидуальности, выстраивание системы отношений к себе и к миру. Этот обширный процесс включает ряд элементов. Самопознание – процесс познания самого себя, своих личностных, интеллектуальных особенностей, черт характера, взаимоотношений с другими людьми. Самоотношение – ценностное относительно постоянное эмоциональное отношение к себе, мера принятия или непринятия индивидом себя. Самоотношение оценивалось по таким показателям: соответствие поведения нормам морали; успешность в интеллектуальной деятельности; непосредственное отношение к самой деятельности (негативное, позитивное, нейтральное); наличие удовлетворенности, счастья; тревожна ли личность (устойчивость к стрессу); умение находить общий язык с различной аудиторией (умение общаться); наличие статуса (положение в обществе); уверенность в себе, наличие харизмы. В самоотношение входит самооценка – представление человека о важности своей личной деятельности в обществе, оценка себя, своих достоинств и недостатков. Самооценку мы диагностировали по таким показателям: осознание своих чувств; уверенность в собственных потенциальных возможностях, оценка своей внешности. На основе всех данных процессов формируется саморегуляция – обеспечение самоорганизации разнообразных видов психической активности человека [3, с. 123]. Для протекания названных процессов необходимы: рефлексия – не просто знание или понимание субъектом самого себя, но и выяснение того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его личностные особенности, эмоциональные реакции и когнитивные (связанные с познанием) представления [5]; созерцание – непосредственное отношение сознания к объекту; самовосприятие – процесс ориентировки человека в собственном внутреннем мире в результате самопознания и сравнения себя с другими [2, с. 255].

Для выявления творческого самосознания педагога-музыканта мы взяли в качестве основными компонентами качества, необходимые педагогу любой предметной направленности. Это такие качества, умения, способности, как: ответственность, умение формулировать собственные мысли, организаторские способности, мобилизаторские способности (умение формировать интерес), устойчивость к стрессовым ситуациям, необходимость в постоянном самосовершенствовании (саморазвитие), коммуникабельность, авторитетность, статус, гибкость, наличие идеала (ориентира для развития), понимание современных требований предъявляемых педагогу-музыканту.

Анкета была направлена на определение исходного уровня развития творческого самосознания в комплексе его составляющих: творчества, самосознания, самопознания, самоотношения, самооценки, саморегуляции. Все вопросы анкеты были распределены на 6 групп в соответствии с их содержательной направленностью. Анализ результатов опроса показал следующую картину.

1 группа вопросов была направлена на выявление у студентов понимания понятия и наличия креативных качеств. Результаты показали, что понимание творчества у студентов находится на высоком уровне. Из результатов уровня по определению развития креативных качеств, следует: на высоком уровне развития находятся такие качества как эмпатия и созерцательность; средний уровень развития (ближе к высокому уровню) наличествует по качеству прогнозирования дальнейшего развития событий; средний уровень – склонность к риску, сообразительность; средний уровень развития (ближе к нижней границе) преобладание стереотипного мышления. Из этого можно сделать вывод, что студентам необходимо давать больше творческих работ, предлагать им деятельность, направленную на искоренение общественных стереотипов.

2 группа вопросов связана с пониманием студентами понятия «самосознание». Результаты показывают, что понимание данной категории у студентов находится на высоком уровне. В числе высказываний были следующие ответы: «Под самосознанием я понимаю полное понимание самого себя, своей роли в жизни, обществе; это осознание человеком своего статуса, своих жизненно важных потребностей, мыслей, чувств, переживаний.»

3 группа вопросов связана с уровнем развития процессов самопознания. Результаты показали, что на высоком уровне находятся показатели – стремление к изучению себя, осознание влияния окружающей среды и людей на развитие личности; средний уровень – интерес к чтению литературы, что активирует самопроцессы.

4 группа вопросов связана с важным элементом самосознания – самоотношением. По результатам исследования: высокий уровень развития продемонстрирован по у компоненту «удовольствие от получения знаний»; высокий уровень (ближе к среднему) по компоненту «уверенность в себе (способность отстаивать собственную позицию)»; средний уровень развития – наличие харизмы и удовлетворенности (счастье); средний уровень (ближе к нижней границе) по показателю «тревожность (робость)».

5 группа вопросов относится к самооценке. Результаты показывают, что высокий уровень развития наличествует показателю «исследование собственных чувств, уверенность в собственных возможностях»; средний уровень развития по показателю «оценка собственной внешности».

6 группа вопросов связана с саморегуляцией и процессами, требуемыми для осуществления творческого самосознания. Из результатов следует, что высокий уровень развития выявлен по показателю – «самостоятельность в развитии своей личности»; высокий уровень (ближе к средней границе) – у показателей «рефлексия (самоконтроль)».

Суммирование полученных результатов по каждому критерию выявляет следующую картину:

а) низкий уровень развития творческого самосознания продемонстрировали 11,1 % студентов. Люди, которые подпадают под эту категорию, мало внимания уделяют работе над развитием своей личности;

б) средний уровень развития творческого самосознания показали 22,2 % студентов – люди данной категории осуществляют попытки осознать себя;

в) высокий уровень творческого самосознания у 66,7% студентов – люди данной категории понимают необходимость развития и совершенствования отдельных составляющих собственной индивидуальности и осуществляют для этого целенаправленную деятельность.

В целом испытуемые продемонстрировали средний уровень развития творческого самосознания, что говорит о необходимости в процессе профессиональной подготовки педагогов-музыкантов следующих действий:

  1. давать больше творческих работ, предлагать им деятельность, направленную на преодоление стереотипного мышления;

  2. выработке уверенности в себе;

  3. стимулирования работы над самооценкой, принятием себя;

  4. акцентирование внимания студентов на анализе своей деятельности и контроле своего социального поведения.

Таким образом, организованная педагогическая деятельность будет успешно формировать творческое самосознание как неотъемлемую характеристику педагога-музыканта.

Список использованных источников

  1. Гершензон, М. О. Творческое самосознание [Электронный ресурс] / М. О. Гершензон. – Режим доступа : http://www.vehi.net/vehi/ gershenson.html (Дата обращения: 12.09.2015)

  2. Гуссерль, Э. Идеи чистой феноменологии и феноменологической философии / Э. Гуссерль. – М. : ДИК, 1999. – 336 с.

  3. Леонтьев, А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. – М. : Смысл ; Academia, 2005. – 352 с.

  4. Поликарпов, В. А. Психология личности: курс лекций / В. А. Поликарпов, О. Г. Ксёнда. – Минск : БГУ, 2015. – 162 с.

  5. Рефлексия // Психологический словарь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http:psychology.net.ru/dictionaries/psy.html?word=820 (Дата обращения: 07.10.2015)

Просмотров работы: 1077