КАЧЕСТВО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КАЧЕСТВО РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СССР И РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Ларионова Н.А. 1, Круглова Р.Ф. 1, Губина Н.В. 1
1Нижнекамский химико-технологический институт (НХТИ), г. Нижнекамск
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях мирового экономического кризиса, процессов глобализации и постоянной конкурентной борьбы развитие нашей страны стало напрямую зависеть от квалифицированности кадров, которые непосредственно формируют рынок труда. Исследовав историю высшего образования, не трудно увидеть прямую связь между состоянием общества и уровнем образования.

Цель этой работы: путем сравнения нормативных актов об образовании периода Советской России и современного российского общества, увидеть пути улучшения качества образования и повышения его роли в жизни страны.

Для начала обратимся к ключевым словам этой темы: образование, качество, уровень образования, квалификация. Статья 2 ФЗ «Об образовании Российской Федерации» определяет большую часть этих понятии. [9]

Обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни. [9]

Уровень образования - завершенный цикл образования, характеризующийся определенной единой совокупностью требований. [9]

Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности. [9]

Для определения понятия «качество» обратимся к толковому словарю русского языка С.И. Ожегова, который определяет качество как совокупность существенных признаков, свойств, особенностей, отличающих предмет или явление от других и придающих ему определенность. [2]

Зная все эти понятия, углубимся в историю Советской России, для определения уровня образования того времени. Известно, что долгое время нужды высшего образования находились на последнем месте, но с конца 20-х гг. в стране начинается борьба за преодоление массовой безграмотности. В 1930 году ЦК ВКП(б) принят постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». [1] После этого начались ассигнования в сферу высшего образования. Однако, к тому времени уровень образования был колоссально низок, и ожидать его быстрого подъема было нецелесообразно. Ухудшился качественный преподавательский состав, а из-за привилегий для детей рабочих и крестьян, ухудшился качественный состав студентов.

Необходимость удовлетворения резко возросшего спроса на квалифицированных специалистов Советское руководство пыталось решить путем увеличения количества вузов в стране.

К 1933 году количество вузов увеличилось в пять раз. [1]Но качество образования все еще оставалось на низком уровне, хотя стоит отметить, что для общества бесплатное образование и попытки повысить его качество, несомненно, было большим благом.

Огромные экономические потери 1931-1932 гг. в немалой степени были связаны с дефицитом опытных специалистов, и Советское руководство начало программу освобождения из ссылки большинства академиков, которые вновь вернулись к преподаванию. [1] Эти меры привели к повышению профессионализма многих выпускников. В целом к началу 1940 года были устранены самые негативные черты развития высшего образования.

Стоит отметить, что основную часть научных открытий в довоенный период совершили либо ученые дореволюционной России, либо выпускники школ 1920-х годов.

В 1945-1953 гг. развитие отечественной науки и образования было направлено, в первую очередь, на лидерство СССР по всем показателям от стран Запада. Для этих целей увеличивалось финансирование и укреплялась административная система управления образования. В 1946 году было образовано Министерство высшего образования СССР и Отдел науки и высших учебных заведений. [1]

Однако, после всех изменений и подъема уровня образовательной деятельности, вновь началась деградация образования, после ухода старшего, наиболее образованного и профессионального, поколения. Гуманитарная отрасль полностью перестала развиваться, наблюдалась нехватка техников, почти полностью прекратилась научная работа студентов.

К сожалению, не смотря на колоссальные масштабы деградации высшего образования, будущая политика перестройки почти не коснулась улучшения качества образовательных программ вузов. Не смотря на положительную динамику в решении вопросов технических и естественных наук, гуманитарная образованность, необходимая для правящего слоя, была негативной.

В постсоветский период в начале 1990-х годов финансовые трудности в области высшего образования усугублялись в силу некомпетентного руководства вузов. Обычными стали взятки от студентов, покупка научных работ, более 50% диссертаций являлись плагиатом. Количество высококвалифицированных специалистов все больше сокращалось, студенты перестали стремиться к знаниям, перестали развиваться. Правительство продолжало игнорировать нарастающие проблемы, но ситуация в корне изменилась в новом 21 веке, веке высоких технологий и всемирных коммуникаций.

С 2000 года стали приниматься государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования первого поколения. Были приняты три поколения стандартов:

  • стандарты первого поколения (утверждались с 2000 года); [6]

  • стандарты второго поколения (утверждались с 2005 года), ориентированные на получение студентами знаний, умений и навыков; [3]

  • стандарты третьего поколения (утверждались с 2009 года), согласно которым высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции. [7]

Правительство Российской Федерации предусмотрело эксперимент по проведению единого государственного выпускного экзамена.

Входе реализации этого положения, 16 февраля 2001 года было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена», который совмещал итоговую аттестацию выпускников и вступительные испытания для поступления в высшие учебные заведения. Значение Единого Государственного экзамена неоднозначно, так как ученики абсолютно не старались получать какие-либо знания по предметам, не входивших в перечень необходимых дисциплин для сдачи. Знание многих предметов остаются поверхностными и по сей день. Большую роль в этом сыграли новейшие технологии, такие как современные компьютеры, смартфоны и глобальная сеть Интернет. Если в советское время составление каких-либо научных работ требовало разностороннее изучение выбранной темы, то для ученика 21 века достаточно найти нужную информацию в сети интернет. Эта же проблема коснулась студентов высших учебных заведений. Не смотря на попытки преподавателей повысить уровень образованности студентов, возможность скачивания научных работ, без дальнейшего их изучения, остается наиболее приоритетным.

В 2003 году на берлинской встрече министров образования европейских стран Россия присоединилась к Болонскому процессу, подписав Болонскую декларацию.

Приказ Министерства Образования и науки РФ от 25.04.2005 N 126 (ред. от 25.11.2005) "О головных вузах и организациях в Российской Федерации по реализации основных целей развития системы высшего профессионального образования в соответствии с Болонской декларацией…"[8] объединяет цели развития высшего образования Российской Федерации, такие как:

  • Развитие системы высшего профессионального образования, основанной на двух основных уровнях – бакалавриат и магистратура.

  • Изучение и введение системы зачетных единиц (ECTS) как инструмента академической мобильности.

  • Проблема качества образования и разработка сопоставимых методологий и критериев качества образования.

Исходя из основных целей Болонского процесса, уровни высшего образования во всех странах стали максимально сходными, а выдаваемые по результатам обучения научные степени — наиболее прозрачными и легко сопоставимыми.

2009 году были приняты изменения в Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».[10] Ступени высшего профессионального образования заменялись его уровнями. Было введено два уровня высшего образования:

  • бакалавриат;

  • подготовка специалиста, магистратура.

Соответственно, потребовалось изменение системы государственных образовательных стандартов, которые стали федеральными (третьего поколения). Основой для них стал компетентностный подход, согласно которому высшее образование должно вырабатывать у студентов общекультурные и профессиональные компетенции.

29 декабря 2012 года был принят Федеральный закон № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», вступивший в силу 1 сентября 2013 года. [9]

Система высшего профессионального образования объединилась с послевузовским профессиональным образованием и стала именоваться высшим образованием (по соответствующим уровням).

Предпринятые меры позволили во многом улучшить качество образования, поднять престиж высшего образования в современном обществе.

Как отмечает Тихомирова Н.В., ректор Московского государственного университета экономики, статистики и информатики (МЭСИ): «О качестве образования должен заботиться каждый вуз – это показатель уровня ответственности перед студентами и уважения к самим себе».

Для улучшения качества образования, необходимо ограничить количество вузов и студентов, потому что большое количество студентов не гарантирует качество их обучения. По программам высшего образования должны обучаться люди с наиболее высоким интеллектуальным уровнем, способные в будущем поднять уровень образованности в стране. Также необходимо постоянно совершенствовать образовательные программы, создать необходимые условия для развития личности студентов, определять направления подготовки на основе их востребованности на рынке труда.

Итак, подводя итог данной работы, отметим, что только с развитием высшего образования, способны развиваться все стороны жизни общества. На основе всех нормативных документов, можно сказать, что с годами необходимость в высококвалифицированных кадрах неуклонно растет. Развитие образования позволит России выйти на новый уровень научного потенциала, что в дальнейшем улучшит ее положение на мировой арене.

Список использованной литературы:

  1. Зуев М. Н. История России/ М. Н. Зуев. – М.: Дрофа, 2014. – 638с.

Zuev MN History of Russia / MN Zuev. - M .: Bustard, 2014. - 638s.

  1. Ожегов С. И.Толковый словарь русского языка/ Российская академия наук. Институт русского языка имени В. В. Виноградова/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «А ТЕМП», 2007. – 270с.

  2. Письмо Минобрнауки РФ от 24.10.2007 №03-2181 «О субъектах РФ, участвующих в апробации государственных стандартов общего образования второго поколения»

  3. Пласкунова Т. А. Качество Российского образования в свете положений Болонской конвенции/ Т. А. Пласкунова// Экономический анализ: теория и практика, 2011. №25, 58с.

  4. Постановление Правительства Российской Федерации № 119 «Об организации эксперимента по введению единого государственного экзамена»

  5. Приказ Минобразования России от 05.03.2000 №1089 (ред. От 23.06.2015) «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»

  6. Приказ Минобразования РФ от 04.12.2003 №4482 (ред. От 12.01.2009) «О применении Общероссийского классификатора специальностей по образованию»

  7. Приказ Минобрнауки РФ ПРИКАЗ от 25 апреля 2005 г. № 126 «О головных вузах и организациях в Р по реализации основных целей развития системы ВПО в соответствии с Болонской декларацией»

  8. Федеральный закон от 29.12.201.№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

  9. Федеральный закон от 22 августа 1996 года № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»

Просмотров работы: 1548