МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО В СИСТЕМЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ПРИМОРСКОГО КРАЯ

Попова Е.А. 1, Кузьмина С.В. 1
1Владивостокский государственный университет экономики и сервиса, филиал в г. Артеме
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В условиях стагнации российской экономики развитие малого предпринимательства становится важнейшей задачей, без решения которой невозможно преодоление кризисных тенденций. На 1 января 2015 года в Приморском крае было зарегистрировано 51230 индивидуальных предпринимателей, где трудилось 96.2 тыс. человек (включая партнеров, наемных работников и помогающих членов семей). Выручка от продажи товаров (работ, услуг), произведенных индивидуальными предпринимателями за 2015 год составила 160.6 млрд. рублей [8].

Отраслевая структура за последние годы существенно не изменилась, по-прежнему в сфере торговли и общественного питания занято 50 % малых предприятий и 75 % индивидуальных предпринимателей [3]. В свою очередь, изучая в целом число хозяйствующих субъектов края занятых в торговле можно сделать вывод, что из всего числа субъектов более 90 % приходится именно на малые предприятия и индивидуальных предпринимателей [9].

По мнению начальника отдела развития малого и среднего предпринимательства и конкуренции Администрации Приморского края И. Машунина край является лидером среди регионов Дальнего Востока по уровню развития малого и среднего бизнеса. Здесь действует треть субъектов малого и среднего предпринимательства всего Дальнего Востока, доля их оборота в общем региональном объеме составляет около 40 %. На развитие малого и среднего предпринимательства в 2015году выделено почти 313 миллионов рублей. В основном эти средства направляются на субсидирование процентных ставок по кредитам [7].

Вместе с тем в рамках проводимой государственной политики в отношении малого предпринимательства ещё сохраняется определенная сдержанность в предоставлении средних и особенно длинных кредитов. В частности перераспределение кредитных портфелей с целью смещения акцентов в кредитовании на наиболее качественных заемщиков. Ситуация осложняется тем, что качество кредитного портфеля сектору МСП существенно ниже, чем у крупных корпоративных заемщиков. До настоящего времени годовые темпы прироста кредитования МСП остаются отрицательными, хотя банки постепенно начинают снижать ставки по кредитам для малого и среднего бизнеса, сохраняя при этом жесткие требования к заемщикам и обеспечению по данным кредитам.

Опубликован проект приказа Минэкономразвития России, в котором установлено значение коэффициента - дефлятора К1 (для ежегодной коррекции единого налога на вмененный доход) на 2016 год. Он в будущем году составит 2,083. В текущем году его значение равно 1,798. Это может привести к значительному увеличению налоговой нагрузки на предпринимателей [5].

В целях её снижения, по решению Правительства РФ, на территории Дальневосточного федерального округа до 2020 года планируется запустить 14 ТОСЭРов (территорий опережающего социально-экономического развития). На заседании Подкомиссии Минвостокразвития по вопросам реализации инвестиционных проектов на Дальнем Востоке в феврале 2015 года были одобрены первые 3 территории опережающего социально-экономического развития: «Хабаровск», «Комсомольск» (обе - Хабаровский край), «Надеждинская» (Приморский край). Чуть позже было принято решение по созданию приморского ТОРа «Михайловская». Согласно намерениям якорных инвесторов, участвующих в создании этих площадок (16 резидентов), всего на данных ТОР в период с 2015 по 2017 года предполагается создание более 7 тысяч рабочих мест. В структуре Министерства развития Дальнего Востока создан специальный департамент управления человеческим капиталом и развития трудовых ресурсов, который занимается подбором и привлечением на Дальний Восток необходимых специалистов. Кроме того, в законе о ТОР предусмотрено создание на Дальнем Востоке специального агентства, которое будет заниматься развитием человеческого капитала.

Федеральным законом установлены особенности привлечения иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности на территории опережающего социально-экономического развития. Во-первых, при приеме на работу, при прочих равных условиях, приоритет имеют граждане Российской Федерации. Во-вторых, не требуется получения разрешений на привлечение и использование иностранных работников. В-третьих, разрешение на работу иностранному гражданину выдается без учета квот на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности, а также квот на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу, устанавливаемых Правительством РФ [2].

В свою очередь, доля иностранных работников, привлекаемых резидентами ТОР, регулируется специально созданным Наблюдательным советом. В состав Наблюдательного совета включаются представители территориальных объединений (ассоциаций) организаций профсоюзов и территориальных объединений работодателей с правом принимать участие в решении вопросов о доле иностранных работников, привлекаемых резидентом ТОР. Кроме того, в соглашение резидента с управляющей компанией об осуществлении деятельности на территории опережающего социально - экономического развития также включается условие о доле иностранных работников, привлекаемых резидентами ТОР с учетом решения, принятого Наблюдательным советом.

В будущем, после одобрения проектов и проведения всех необходимых процедур, в Приморье намечено реализовать еще три ТОРа: в Партизанском районе на базе строящегося ОАО «Роснефть» нефтехимического комплекса; на острове Русском в виде научно-образовательной зоны с элементами рекреационной площадки; в порту Зарубино на юге Приморского края. Совсем недавно, в декабре 2015года, при посещении Д.А.Медведевым строящихся корабелостроительной верфи в г.Большой Камень было дано поручение российскому правительству на открытие ТОРа на указанной территории.

С 1 марта 2015 года вступили в силу налоговые поправки к закону о ТОРах, дающие существенные налоговые льготы и преференции компаниям, зарегистрированным на площадках опережающего развития. Для резидентов ТОР предусмотрены [2]:

  • право на освобождение от обязанностей налогоплательщика НДС в течение 10 лет со дня получения статуса резидента ТОР (такое освобождение будет применяться также в связи с ввозом товаров на территорию РФ). При этом налоговые поправки предоставляют возможность резидентам ТОРов возмещать НДС в упрощенном заявительном порядке. Вместе с налоговой декларацией на возмещение НДС им будет достаточно предоставить и договор поручительства управляющей компании;

  • установление нулевой ставки НДС в отношении товаров (работ, услуг), ввозимых на ТОР для использования резидентами ТОР;

  • использование ускоренной амортизации по принадлежащим им объектам амортизируемого имущества (с коэффициентом 2);

  • пониженная ставка по налогу на прибыль организаций:

  • нулевая ставка налога, уплачиваемая в федеральный бюджет (вместо стандартных 2%) на период 10 лет с первого налогового периода после приобретения статуса резидента ТОР;

  • пониженная ставка налога, уплачиваемого в бюджеты субъектов РФ (вместо стандартных 18%), а именно: ставка не выше 5% в течение первых 10-ти лет и затем не более 10% (без ограничения срока). После утраты статуса резидента право на применение пониженных ставок налога теряется. Применение пониженных ставок предполагает ведение раздельного учета доходов для целей налогообложения;

  • понижающий коэффициент к ставке налога на добычу полезных ископаемых для участников инвестиционных проектов, направленных на добычу полезных ископаемых, и организаций-резидентов ТОР на 10 лет;

  • Освобождение от уплаты налога на имущество организаций в течение 10 лет с месяца, следующего за месяцем постановки на учет имущества, созданного или приобретенного для целей;

  • Ставка страховых взносов снижена для резидентов ТОР с 30% до 7,6%. Выпадающие доходы Пенсионного фонда, Фондов социального и медицинского страхования будут компенсироваться из федерального бюджета для компаний, которые будут наделены статусом резидента в течение трёх лет после начала работы ТОР.

В итоге совокупная налоговая нагрузка резидентов ТОР составит примерно 12,2%.

Важно добавить, что 12 октября 2015 года, вступил в силу Федеральный закон «О свободном порте Владивосток». Имея во многом схожие с ОЭС ТОР преференции для предпринимателей и инвестиционных инвесторов, данный статус предполагает значительно увеличить объем грузооборота в морских портах Приморского края и обеспечить создание высокотехнологичных конкурентоспособных производств в 15 муниципальных образованиях, где могут быть созданы свободные таможенные зоны [2].

Таким образом, в Приморском крае созданы удобные условия для организации бизнес-структур, что уже в ближайшие 5-10 лет должны привести к созданию от 10 до 15 тысяч новых рабочих мест, к существенному увеличению вклада малых предприятий в формирование регионального ВРП и доходные части бюджетов всех уровней.

Список литература

1.Буров, В.Ю. Основы предпринимательства: учебное пособие / В.Ю. Буров. – Чита, 2011. – 441

2. Латкин А.П. Свободный Порт Владивосток: реальные возможности и перспективы // ВИП - март 2015 г. - №5.

3. Роль государства в развитии малого предпринимательства Библиофонд электронная библиотека студента [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.bibliofond.ru/

4. Краевое государственное казенное учреждение Центр занятости населения города Уссурийска [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ussuriysk.zanprim.ru/

5. Торгово-промышленная палата Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tpprf.ru/ru/business/news

6. Проект федерального закона «О свободном порте Владивостока» [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://regulation.gov.ru/project/23284.html?point=view_proposals_expert&stage=2&stage_id=1677

7. В Приморье стало больше предпринимателей Официальный сайт Администрации приморского края [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://primorsky.ru/

8. Сплошное наблюдение за деятельностью малого и среднего бизнеса за 2015 год Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по приморскому краю [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://primstat.gks.ru/.

9. Царева Н.А.Оценка потребностей и потенциала региональных субъектов малого и среднего предпринимательства в сфере международного и межрегионального сотрудничества: на материалах социологического исследования проведенного в Приморском крае / Н.А. Царева // Экономика и предпринимательство. 2015. № 1 (54). С. 981-987.

Просмотров работы: 1017