КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

КОНТРОЛЬ ИСПОЛНЕНИЯ БЮДЖЕТОВ

Фурсова В.Р. 1
1Саратовский Государственный Аграрный Университет им.Н.И.Вавилова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Бюджетировaние – это не только плaнирование, это и учет, и aнaлиз, и контроль выполнения решений и финансово-экономических результатов компании и подрaзделений. Бюджетировaние в общем виде представляет собой информационную систему внутрифирменного, корпоративного управления с помощью определенных финансовых инструментов, называемых бюджетами. Бюджетный цикл обязательно включает в себя контроль над исполнением бюджетов как неотъемлемый элемент. Можно выделить предварительный, текущий и итоговый контроль.

Предварительный контроль – это вид контроля, который осуществляется до фактического начала работ на стадии планирования и создания организационных структур. В ходе предварительного контроля выявляются проблемы и трудности, которые могут возникнуть при исполнении бюджета, даются оценки ожидаемых продаж и выпуска продукции, рассматриваются необходимые для этого материальные, финансовые, трудовые и инвестиционные ресурсы. Здесь главным становится соблюдение определенных правил и процедур, которые существуют на предприятии при формировании системы бюджетов. Автоматизация бюджетирования позволяет оперативно увязать и проверить и оптимизировать показатели всех бюджетов. В организациях предварительный контроль используется в трех ключевых областях — по отношению к человеческим, материальным и финансовым ресурсам.

  • Предварительный контроль в области человеческих ресурсов достигается в организациях за счет тщательного анализа тех деловых и профессиональных навыков и знаний, которые необходимы для выполнения должностных обязанностей и отбора наиболее подготовленных и квалифицированных людей.

  • К методам предварительного контроля материальных ресурсов относится также обеспечение их запасов в организации на уровне, достаточном для того, чтобы избежать дефицита.

  • Важнейшим средством предварительного контроля финансовых ресурсов является бюджет, который позволяет также осуществить функцию планирования.

В ходе исполнения бюджета осуществляется текущий бюджетный контроль. Целью данного контроля является выявление отклонений фактических показателей от плановых, что проводится путем их сопоставления. Организационной формой результатов текущего и последующего контроля являются отчеты по исполнению бюджета. Текущий контроль базируется на измерении фактических результатов, полученных после проведения работы, направленной на достижение желаемых целей. Для того чтобы осуществлять текущий контроль таким образом, аппарату управления необходима обратная связь.

Заключительный бюджетный контроль осуществляется либо сразу по завершении деятельности, для которой определяется бюджет, либо по истечении определенного заранее периода времени. В том и другом случае контроль осуществляется путем сопоставления фактических результатов и бюджетных показателей. Не смотря на то, что заключительный контроль осуществляется слишком поздно, чтобы отреагировать на проблемы в момент их возникновения, тем не менее, он имеет две важные функции:

  • Заключительный контроль дает информацию, необходимую для планирования в случае, если аналогичный работы предполагается проводить в будущем.

  • Вторая функция заключительного контроля состоит в способствовании мотивации.

Главным отчетом подсистемы бюджетирования является отчет "Финансовый анализ данных бюджетирования". Данный отчет содержит сводку широко используемых показателей, описывающих текущую структуру средств и источников финансирования предприятия, а также его операционную деятельность. Отчет содержит следующие разделы:

  • анализ оборачиваемости активов и пассивов;

  • аналитический баланс;

  • отчет о прибылях и убытках;

  • анализ эффективности использования капитала.

  • анализ ликвидности и платежеспособности;

  • анализ доходности и рентабельности финансово-хозяйственной деятельности;

Сформированный отчет представляет собой таблицу довольно большого размера. Каждый раздел таблицы можно считать отдельным отчетом.

В периодических отчетах сравниваются фактические и запланированные затраты. Отчеты могут готовиться ежемесячно (наиболее частый случай), поквартально, по полугодиям и раз в год. По некоторым данным отчитываются ежедневно (например, по отгрузке), по другим - еженедельно (например, по производству и продажам). Для того, чтобы определить периодичность отчетов, выполняется анализ "затраты/выгоды".

Отчет по бюджету начинается с формулирования главных позиций и обзорной информации, затем следует подробная информация. В целом отчеты должны быть понятными, ясными и лаконичными. Данные следует изменять при каждом изменении ситуации.

В отчеты по бюджету следует включать:

  • сравнение фактических и бюджетных данных, сопровождающееся пояснениями отклонений;

  • сравнение с данными аналогичных подразделений;

  • тенденции во времени.

Отчеты могут также включать дополнительные данные:

  • количество работающих и объем человеко-часов;

  • объем произведенного продукта или оказанных услуг;

  • объем продаж в физических единицах;

  • отношение затрат к объему продаж;

  • изменение в цене продажи;

  • новые маркетинговые условия;

  • степень загрузки мощностей;

  • внедрение новой продукции и снятие продукции с производства.

Также в отчеты включаются в расписание, пояснения и таблицы; выделяются проблемы и даются рекомендации по их устранению.

Желательно использовать статистические данные и графику в отчетах по бюджету. Так как графика лучше всего подходит для отражения сводных данных, ее целесообразно включать в маркетинговые отчеты, в частности, для отображения тенденций в продажах и продажной цене. Графика включает в себя диаграммы и собственно графики.

Отчетность играет роль сигнальной системы, обеспечивающей аппарат управления информацией об исполнении бюджета, поэтому она должна соответствовать международным критериям качества, быть понятной. Для наглядности в отчетах желательно использовать графическое представление информации, выделять важную информацию, фокусируя внимание руководства на относительно небольшом количестве статей, в которых фактические значения существенно отличаются от бюджетных. Это позволяет эффективнее реализовать принципы управления по отклонениям.

Под особым контролем должно находиться ограниченное число факторов, играющих решающую роль в достижении целей организации или того или иного центра ответственности. Эти ключевые показатели ( обычно не более пяти) могут изменяться быстро и непредсказуемо, существенно влияя на результаты деятельности, поэтому система отчетности должна быть построена таким образом, чтобы уделять им особое внимание.

Список литературы:

Земцова Н.А. Контроль в системе бюджетного планирования на современном предприятии /

Н.А. Земцова // Актуальные проблемы земледелия: сборник научных работ.- Саратов: Изд-во Научная книга, 2006.- 407 с.; Вып 2.

Трофимова Е.П. Контроль исполнения бюджетов / Е.П. Трофимова, Н.А. Земцова // Итоги научно-исследовательской и профессиональной работы студентов и аспирантов Саратовского государственного аграрного университета за 2005 год: Сборник научных работ, Часть 1, Саратов, 2006.

Просмотров работы: 903