Менеджмент можно отнести к социальному диссонансу, потому как он «заставляет» человека делать, то, что он возможно и не желает осуществлять на данный момент времени, но очень хорошо умеет. Следовательно, определенные воздействия, не противоречащие законодательству и не ущемляющие прав и свобод человека, на объект управления, которые применяются управляющими субъектами, являются главнейшим условием управляемости.[1] Такими действиями можно назвать применение поощрительных и ограничительных стимулов, преимущественно ведущих к мотивации работников различных уровней, и мотивации деятельности объектов управления. Как следствие, мотивация приводит к реализации принимаемых решений, планов, проектов, программ и задач управляющих систем всех уровней на объектах управления.
Простейшее понятие управляемости определяется, как способность целостной иерархичной системы адекватно воспринимать решения и другие управляющие воздействия управляющих систем всех уровней, а также осуществлять их на практике.
Дать оценку степени управляемости возможно при помощи уровня девиации реальной модели управления от нормативной. Данное отклонение существует абсолютно во всех уровнях, задачах и процессах управления, предполагаемых нормативной моделью. Особенно выделяется своими социально-экономическими последствиями девиация реальной социально-экономической установки от нормативной.[2]
Тем не менее, большая часть управленческих решений, в особенности глобального и стратегического назначения (национальные программы развития, планирование, проекты и т.д.), нацелены на реальность при осуществлении их полной реализации, что предполагает стопроцентную проектную управляемость всех контролируемых структур и подразделений, призванных привести в действие это решение.
При расчете ожидаемой эффективности обычно исходят из ориентации на действительность и оценивают последствия реализации проектируемых решений. Подлинная эффективность данного управления в силу потери реальной обратной связи очень низкая. Если эта практика продолжает осуществляться, то можно без сомнений предположить, что субъекты управления или дезинформированы и от них скрывают низкий уровень управляемости, или это происходит из соображений, далеких от интересов и целей организации, четко обозначенных в нормативной модели управления. Потому адекватная оценка уровня управляемости при разработке и принятии решений необходимых к исполнению требует внесения в них существенных изменений, в результате которых они становятся менее идеалистичными, но зато более реалистичными, это касаемо существенного снижения затрат, ожидаемого эффекта, амбициозно рассчитанного на более высокий и неосуществимый уровень управляемости.[3]
Программа, которая нацелена на оптимизацию управляемости, не должна исключать как минимум следующие шаги:
1) мероприятия, направленные на повышение инициативы социальной активности и креативности менеджеров, с целью мобилизации резервов и возможностей для оптимизации значений нормативной функции в условиях имеющихся ограничений;
2) мероприятий для создания необходимого управленческого потенциала на всех уровнях управления в виде квалифицированных работников, достаточно развитой материально-технической базы и наличия необходимых материальных, денежных и человеческих ресурсов.
Реализация данной программы позволяет сбалансировать рабочие цели и задать им единое направление, привести в согласие любую систему управления путем оптимального сочетания желания и умения реализовывать большинство эффективных управленческих решений.
Список использованной литературы:
Горн А.П., Новиков Д.Т., Гребнев Е.Т. Креативный характер разработки и принятия управленческих решений // Креативная экономика. – 2007. – № 2 (2). — c. 65-69.
Денисов В.Т., Кулаков Д.С. Выбор оптимального решения в управлении // Российское предпринимательство. – 2007. – № 4. – Вып. 2 (89). – c. 66-69.
Богомазов С.В. Проблемы принятия управленческих решений в предпринимательских структурах России // Российское предпринимательство. – 2009. – № 8. –. Вып. 1 (140). – c. 92-96.