ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПРОЦЕССА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Антонова В.А. 1, Зобнина Т.В. 1
1ФГБОУ ВПО «Ивановский государственный университет», Шуйский филиал
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Актуальность темы нашего исследования обусловлена противоречием между динамично изменяющейся ситуацией на рынке труда и значительными затруднениями, испытываемыми большим количествомучащихся, стоящих перед необходимостью выбора области деятельности, которой онинамереваются овладеть и длительно заниматься. С одной стороны, современный рынок труда характеризуется широкой палитрой профессиональной сферы, ежегодно пополняющейся новыми специальностями, активным формированием внутрифирменных стандартов и корпоративных систем менеджмента качества, появлением новых специализаций. С другой стороны, только около половины выпускников школ определяются с выбором профессии, а остальные нуждаются в помощи специалиста по выбору профессии.

Цель исследования – создание и реализация программы психолого-педагогического сопровождения процесса профессионального самоопределения старшеклассников.

Объект исследования: процесс психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников.

Предмет исследования: совокупность психолого-педагогических условий, обеспечивающих активизацию профессионального самоопределения старшеклассников.

Гипотеза нашего исследования состояла в предположении о том, что специально организованное психолого-педагогическое сопровождение учащихся старших классов в процессе профессионального самоопределения будет эффективным, если:

- профессиональное самоопределение старшеклассников будет рассматриваться в качестве одной из основных целей учебно-воспитательного процесса школы;

- будет учитываться специфика профессионального самоопределения современных старшеклассников, а также их индивидуально-психологические особенности;

- будет разработана и внедрена в педагогический процесс школы программа психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения старшеклассников;

- будет разработан диагностический инструментарий, способный обеспечить контроль процесса профессионального самоопределения с целью его прогнозирования и коррекции.

В процессе эмпирического исследования нами были использованы следующие методы: беседа, метод тестов, опрос. В ходе индивидуальной беседы собиралась информация о следующих компонентах личного профессионального плана (ЛПП): интересах и склонностях ученика, его способностях, уровне притязаний, информированности о мире профессий и потребностях рынка, а также об участии в формировании профессиональных намерений оптантов их родителей, учителей и товарищей. Беседа дала возможность получить первичные общие сведения о профессиональных намерениях учащихся и степени их готовности к выбору профессии.

В исследовании приняли участие учащиеся 10-х классов в количестве 53 человек, которые впоследствии были разделены на экспериментальную группу (10-а класс, 29 человек) и контрольную группу (10- б класс, 24 человек).

В ходе исследования применялись следующие психодиагностические методики: личностный опросник Р.Кетелла, методика диагностики социально-психологических установок личности О.Ф.Потемкиной, методика «Мотивы выбора профессии», тест Д.Голланда, дифференциально-диагностический опросник Е.А. Климова (ДДО), опросник профессиональных предпочтений (Л.Н. Кабардова), методика «Коммуникативные и организаторские склонности», опросник профессиональных установок И.М. Кондакова, модифицированная методика А.Е. Голомштока «Карта интересов»

В результате диагностики социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере личности нами были получены следующие результаты. В 10-а классе 48,28% учащихся (14 чел.) характеризуются преобладанием установки «ориентация на деньги», у 24,14% (7 чел.) доминирует установка «ориентация на труд», у 55,18 % (16 чел.) школьников первостепенной является установка «ориентация на свободу», у 34,49% (10 чел.) – «ориентация на власть». В 10-б классе у 54,17% испытуемых (13 чел.) преобладает установка «ориентация на деньги», у 58,34 % (14 чел.)  «ориентация на свободу», у 16,7 % (4 чел.)  «ориентация на труд», у 37,50% (9 чел.) – «ориентация на власть».

Полученные данные свидетельствуют о том, что старшеклассники в обоих классах стремятся к независимости и свободе от ограничений. Малозначимой для них представляется ориентация на труд. Немаловажным является материальное благополучие, власть.

Следующей задачей эмпирического исследования стало выявление у учащихся преобладающих мотивов при выборе профессии. Для этого нами была использована методика «Мотивы выбора профессии», позволившая получить следующие результаты. В 10-а классе содержательная мотивация выявлена у 8 чел. (27,6%), мотивы социальной значимости профессии доминируют у 10 чел. (34,5%), статусные мотивы отмечены у 11 чел. (37,9%). В 10-б классе содержательная мотивация выявлена у 6 чел. (25%), мотивы социальной значимости отмечены у 8 чел.(33,3%), статусные мотивы – у 10 чел.(41,7%).

Таким образом, у старшеклассников среди мотивов выбора профессии ведущее место занимают статусные мотивы. На втором месте находятся мотивы социальной значимости избираемой профессии. Менее значимыми являются содержательные мотивы, хотя без такой мотивации становление личности профессионала просто невозможно.

Для получения более полной информации о старшеклассниках с последующим составлением индивидуальных карт следующий этап диагностики проводился с экспериментальной группой.

Обобщив полученные результаты, мы выявили следующие моменты, которые могут привести к ошибкам в выборе профессии:

1) особое внимание учащихся к внешнему содержанию профессий (престиж, высокая оплата);

2) недостаточная информированность о мире профессий;

3) низкая увлеченность познавательной деятельностью сверх учебной программы, следствием чего является несформированность интересов и склонностей;

4) мнение некоторых учеников, что у них впереди еще есть время до окончания школы и что им рано думать о выборе профессии.

Учитывая полученные данные, нами была составлена программа активизирующих и коррекционных мероприятий, апробированная с учащимися экспериментальной группы.

Цель программы: сформировать у старшеклассников внутреннюю готовность самостоятельно и осознанно планировать, корректировать и реализовывать перспективы своего развития (профессионального, жизненного и личностного).

Реализация коррекционных мероприятий осуществлялась по следующим направлениям.

1) Работа с таким внешним отрицательным мотивом, как «престижность профессии». Чаще всего при ориентации на этот мотив учащиеся не изучают свои подлинные интересы и склонности, тем самым допуская ошибки при выборе профессии.

2) Повышение уровня значимости такого внутреннего индивидуального мотива, как «привлекательность профессии». В этом случае необходима активизация самопознания с тем, чтобы выбор профессии осуществлялся в соответствии со склонностями, интересами и способностями.

3) Развитие креативности. На достаточно низком (11–12) месте расположился такой индивидуально значимый мотив, как «профессия дает большие возможности проявить творчество». Профессиональный рост в любой сфере деятельности напрямую зависит от того, насколько человек творчески подходит к работе, насколько он обладает способностью увидеть что-то новое, ранее никем не замеченное, насколько он способен выйти за рамки стереотипов. Чем человек более творчески подходит к работе, тем большую удовлетворенность он от нее получает.

4) Повышение уровня значимости для учащихся такого внешнего положительного мотива, как «близость профессии к любимому школьному предмету». Этот мотив занял одно из последних мест. Вопрос достаточно сложный и уходит своими корнями в систему образования в целом. Один из ее недостатков в том, что школьная программа – это достаточно академичная структура, не преследующая цели ориентировать обучающихся на выбор профессии. Можно говорить в какой-то степени об абстрактном характере обучения. Поэтому даже если любимый школьный предмет имеется, он чаще всего не имеет прямой связи с будущей профессией. По крайней мере, в представлении самого ученика. Но это представление ошибочно, и в ходе коррекционной работы обучающимся необходимо показать, что любимый школьный предмет может указать на «свою» будущую профессию.

Программа активизирующих и коррекционных мероприятий включала в себя следующие компоненты.

Тренинг творческого воображения

Цель: активизировать воображение, создать наглядный образ абстрактного символа и сформировать эмоциональное отношение к нему.

Активирующая профориентационная игра «Профконсультация»

Цель: познакомить учащихся с процедурой правильного построения личных профессиональных планов, а также научить школьников оказывать профориентационную помощь своим товарищам.

Активизирующий опросник «Смыслы-сюрпризы»

Цель методики: помочь клиентам осознать свои основные жизненные смыслы и саму динамику их развития.

Активизирующий опросник «Моды-2»

Цель методики: актуализация проблемы престижности выбираемой профессии в сознании подростка, а также проблемы изменения этой престижности в зависимости от изменений, происходящих в обществе.

После проведения активизирующих и коррекционных мероприятий была осуществлена повторная диагностика у старшеклассников социально-психологических установок личности в мотивационно-потребностной сфере.

Результаты исследования, проведенного в экспериментальной группе, показали, чтоу 31,04 % испытуемых (9 чел.) доминирует «ориентация на деньги», у 48,28 % (14 чел.)  «ориентация на труд», у 27,59 % (8 чел.)  «ориентация на свободу», у 13,80% (4чел.) – «ориентация на власть». Старшеклассники этой группы стали более ориентированы на труд (такие люди обыч­но все время использу­ют для того, чтобы что-то сделать, добиться результатов, труд приносит им больше радостей и удовольствия, чем какие-то иные занятия), а также на результат (такие люди – одни из самых надежных, они могут достигать результата в своей дея­тельности вопреки суете, помехам, неудачам).

Анализ достоверности различий, произошедших между первичной и итоговой диагностикой, осуществленный нами с помощью критерия хи-квадрат, выявил статистически значимые изменения у обучающихся этой группы (χ2 = 37,166; p

Просмотров работы: 1100