В данной статье представлена проблема музыкальных предпочтений молодёжи г. Нижнекамска.
Annotation
In this article the problem of youth musical preferences of Nizhnekamsk.
Ключевые слова: музыка, молодёжь, ориентация, субкультура, ценность, музыкальная культура, музыкальный жанр.
Keywords: music, the youth, orientation, subculture, value, music culture, musical genre.
Российское общество на современном этапе своего развития особо нуждается в активных творческих личностях, в людях высокого интеллекта и духовной культуры. Воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям, без глубокого овладения всем опытом мирового культурного наследия прошлого. Именно общечеловеческие ценности являются важным фактором возрождения страны, выхода из духовно-нравственного кризиса. В процессах формирования духовности значительную роль играет музыкальная культура. Отражая действительность посредством музыкального образа, системы музыкальных выразительных средств, она имеет свою специфику в формировании общечеловеческих ценностей. Эта специфика заключается не только в развитии эстетических и нравственных потребностей личности, но и в подъеме духовной культуры, что под силу музыке именно с высоким нравственным содержанием. Однако в последние десятилетия музыка развлекательного характера начинает превалировать над другими жанрами. Она не способствует формированию здоровых вкусов и нравственных качеств личности [1].
Проблемная ситуация заключается в том, что стремительно возрастает тенденция среди молодежи перенимать зарубежные культурные ценности, что в свою очередь негативно сказывается на развитии отечественной музыкальной культуры. В центре внимания современной отечественной молодежи находятся различные американские течения. Ярким примером этому могут служить хипстеры, которые на данный момент являются эталоном подражания для многих молодежных течений в России. Среди молодежи распространенным музыкальным направлением служит хип - хоп, который также зародился в Америке. Так как молодые люди уделяют музыке больше времени, чем взрослые, то музыка становится культурным спутником молодого поколения. В связи с этим формируются вкусы, ценности, взгляды на жизнь и мировоззрение.
Стремление к соответствию американизированному образу жизни приводит к тому, что теряется этнокультурная идентификация у русских молодых людей, сущность которой заключается в формировании положительных чувств к собственной истории и культуре. Малое овладение опытом музыкальным наследием прошлого, малое количество музыки с высоким нравственным содержанием - все это не позволяет глубоко оценивать современную музыку и ее содержание. Современная музыка носит чаще развлекательный характер и несет в себе пропаганду тех или иных действий [2].
Большое влияние на формирование общечеловеческих ценностей школьной молодежи имеет и самостоятельное приобщение к музыкальной культуре, которое переходит затем в самовоспитание.
В качестве одной из форм самостоятельного приобщения молодежи к серьезной музыке можно использовать записи (музыкальные дневники). Прослушивание и посещение концертов классической музыки способствует духовному обогащению, формированию общечеловеческих ценностей.
Сегодня наблюдается пристрастие молодежи к легкому жанру, который является частью массовой культуры, а высокая музыкальная культура (классическая, народная и др.), которая играет большую роль в формировании общечеловеческих ценностей, у школьной молодежи часто не востребована. У молодежи срабатывает закон влияния «толпы»: «Что слушают другие, то буду слушать и я». Таким образом, еще одним фактором влияния музыкальной культуры на формирование общечеловеческих ценностей у молодежи является мода и престиж [4].
Объектом данного исследования выступает молодежь (16 - 25 лет) города Нижнекамска.
Предметом исследованияявляются музыкальные ориентации молодежи города Нижнекамска.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы выявить наиболее предпочитаемые музыкальные направления у молодого поколения.
В соответствии с данной целью поставлены следующие задачи:рассмотреть факторы, оказывающие влияние через музыку на современную молодежь; определить наиболее популярные музыкальные направления в молодежной среде.
Исходя из цели и поставленных задач, сформулированы гипотезы, которые представляют собой предположение о том, что большая часть молодежи предпочитает музыку развлекательного характера; современная молодежь поддается влиянию СМИ, интернета и др.
Проведём интерпретацию основных понятий.
Музыка - искусство, средством воплощения художественных образов для которого являются звук и тишина, особым образом организованные во времени.
Молодежь - социальная группа, жизнедеятельность которой характеризуется активным вступлением в самостоятельную жизнь, включенностью в новые социальные отношения, формирование мировоззрения, духовного облика, становления характера. Качества, присущие молодежному поколению: предрасположенность к новому, нетерпимость к рутине, динамизм, импульсивность.
Ориентация(франц. orientation, буквально - направление на восток, от лат. oriens - восток), умение разобраться в окружающей обстановке. Направление научной, общественной, политической деятельности.
Субкультура (лат. sub - под и cultura - культура; подкультура) понятие (термин) в социологии, антропологии и культурологи - обозначающий часть культуры общества, отличающейся своим поведением (положительным или отрицательным) от преобладающего большинства, а также социальные группы носителей этой культуры.
Ценность - важность, значимость, польза, полезность чего-либо. Внешне ценность выступает как свойство предмета или явления.
Музыкальная культура - это сложная социальная система, которая включает в себя часть художественной культуры данного общества и представляет совокупность накопленных обществом ценностей музыкального искусства, а также деятельность людей и соответствующих учреждений по производству, сохранению, распределению и потреблению этих ценностей.
Музыкальный жанр - многозначное понятие, характеризующее различные роды и виды музыкального творчества в связи с их происхождением, а также способом и условиями их исполнения и восприятия [1].
Опрос среди молодёжи показал следующее:
Самыми популярными стилями музыки среди опрошенных оказались (в порядке убывания): рок-музыка - 24,2%; танцевальная музыка - 17%, электроника - 15,1%; хип-хоп музыка - 14,5%; ритм энд блюз (R’n’B) - 13,3%; русская рок-музыка - 12%; металл (Metall) - 11,2%; классическая музыка - 9,8%. Наименьшее предпочтение было отдано российской рэп-музыке – 2,2%.
Анализ отношения студентов к музыкальным жанрам подтверждает, что ведущее место у них занимает развлекательная музыка. Большинство опрошенных студентов привлекает поп-музыка, хип-хоп, рэп, рок-музыка и другие музыкальные направления. По их мнению, рок-музыка помогает поднять настроение, она легко запоминается, в ней бьётся пульс нашего времени. Меньшая часть студентов предпочитает классическую музыку [3].
По совокупности показателей предпочтения молодежи связаны с музыкальными стилями, относящимися к типу массовой культуры. Полученные результаты исследования свидетельствуют о том, что молодежь с возрастом отдает предпочтение музыкальным жанрам с более четким темпо-ритмом и минимальным текстовым наполнением (электронная музыка). У всех возрастных групп молодежи обнаруживается одинаково высокий показатель предпочтения рок-музыки, а характер данного стиля, по заключению специалистов, является средством эмоционально-психологической разрядки. Рок-музыка, ее западные образцы являются самыми популярными и транслируемыми в отечественных СМИ. И таким образом СМИ фактически программируют музыкальные предпочтения в молодежной среде.
В заключении можно сказать, что музыкальные предпочтения зависят от индивидуального культурного и духовного развития, а также существенное влияние оказывают СМИ и интернет. Молодежь часто поддается принципу толпы. Также формирование музыкального вкуса способствует более глубоко и тонко оценивать ту или иную музыку. Изучение мнения студентов о современной музыке позволяет понять, какая музыка больше всего нравится нынешней молодежи. Под влиянием современной популярной культуры молодежные приоритеты в сфере музыки стремительно изменяются. Таким образом, следует вывод о том, что музыка влияет на молодежь даже сильнее, чем телевидение [3].
Список использованной литературы:
1. Адорно Т. Музыкальная жизнь / Т. Адорно / Избранное: Социология музыки, 1999. С. 244.
2. Баранцев А. К. Музыкальные предпочтения современных музыкальных субкультур / А. К. Баранцев, Е. Г. Алешина / Российские субкультуры, 2011. С. 156.
3. Верная А. Статья «Субкультуры». (Интернет-сайт Анастасии Верной), М., 2006.
4. Бочкарев Л.Л. Музыкальная деятельность / Л. Л. Бочкарев / Психология музыкальной деятельности. 2008.
URL: http://primanota.ru/l-bochkarev/psixologiya-muzykalnoi-deyatelnosti-score-1787121.htm