СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА ВУЗА - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ МЕТОДОВ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ИНФОРМАЦИОННОГО КОНТЕНТА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПОРТАЛА ВУЗА

Черкасов М.А. 1
1МГТУ им. Г.И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
1.Перечень подлежащих разработке вопросов:

а) по теоретической части

Характеристика образовательного портала.

б) по аналитической части

Обзор методов оценки качества информационного контента образовательного портала.

Сравнение и обоснование целесообразности применения методов оценки качества информационного контента.

2.Исходные данные:

а) по литературным источникам

Марченко, А. Л. Метод Актуальные вопросы разработки и использования электронных изданий и ресурсов в обучении электротехнике и электронике в вузе [Текст]: монография / Марченко А. Л. – М.: МАТИ, 2010. – 272 с.

Маниковский, П.М Формирование представлений об электронных образовательных ресурсах и их текущее состояние (на примере научной библиотеки забайкальского государственного университета) [Текст] / Маниковский П.М. // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология 2013, г. Чита. № 1 / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Забайкальский государственный университет, 2013. С. – 104 - 108.

Ларин, С. Н. Экспертная оценка качества разработки электронных образовательных ресурсов при помощи инструментария системного тестирования [Текст]/ С. Н. Ларин. Л.Ю. Лазарева // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки – 2015. С. 1 – 10.

б) по вариантам разработанным преподавателем

Чусавитина Г.Н., Макашова В. Н., Колобова О.Л. Управление ИТ-проектами: учебно-методическое пособие по курсовому и дипломному проектированию. — Магнитогорск: Издательский центр ФГБОУ ВПО «МГТУ», 2015. — 198 с.

Е.В. Чернова, М.В. Романова Указания по оформлению курсовых работ для бакалавров направления 080500.62 «Бизнес-информатика». – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. – 29 с.

в) иное

ГОСТ Р 7.0.11-2011. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Утвержден и введен в действие Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 13 декабря 2011 г. N 811-ст.

3.Список рекомендуемой литературы:

4.Контрольные сроки представления отдельных разделов курсового проекта (работы):

25% - ______________________________ «____» ___________20___г.

50% - ______________________________ «____» ___________20___г.

75% - ______________________________ «____» ___________20___г.

100% - _____________________________ «____» ___________20___г.

5. Срок сдачи: «______» _______________ 20__г

6. Руководитель: ___________________ /____________________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

7. Задание получил: ________________ /____________________________/

(подпись) (расшифровка подписи)

План курсовой работы:

Введение 5

§1. Характеристика образовательного портала 8

§2. Описание методов оценки качества информационного контента образовательного портала 18

§3. Сравнение и обоснование целесообразности применения методов оценки качества информационного контента 24

Заключение 31

Список литературы 32

Введение

Современный уровень развития информационных технологий, а также высокая доля их проникновения в частную жизнь и повышение степени влияния на работу предприятий, как в части выполнение части бизнес-процессов при помощи высоких технологий, так и организация такой деятельности, при которой предприятие реализует большинство своих процессов с применением высоких технологий, минуя традиционные варианты ведения бизнеса. Требуют все большего их применения и в сфере образования, так как повышается интерес к новым подходам к проведению образовательного процесса.

Информационные технологии (ИТ-технологии) в образовании за последние годы стали, в различных формах, активно использоваться в учебном процессе различного уровня, начиная от дошкольного образования и заканчивая высшим профессиональным. Это обусловлено тем, что благодаря ИТ-технологиям, преподаватель имеет большую вариативность в предоставлении материала учащимся, так для изучения того или иного предмета могут проводиться традиционные лекции или же лекции с применением информационных технологий, которые характеризуются большей наглядностью предоставляемого материала, так как восприятие информации происходит не только на слух, но и визуально. Зачастую лекции с применением высоких технологий обладают различным уровнем интерактивности, которые могут разнообразить учебный процесс и сделать его восприятие удобным для учащегося. Интерактивность может провялятся, в работе со структурой материала изучения, т.е. лекция может проходит по различным сценариям, в зависимости от группы обучающихся и их предпочтении и пожеланий. Еще одно проявление интерактивности – это использование видео материалов, а также специализированных программных комплексов, которые объединяют в себе видео материал и вариативность выбора продолжения лекции.

Стоит отметить, благодаря активному внедрению ИТ-технологий в массы, существует тенденция, создания систем дистанционного обучения, развернутые на специализированном образовательном портале организации с применением специализированного ПО. Которые обеспечивают проведения образовательного процесса из любой точки мира, для пользователей, имеющих доступ к этой системе. Внедрением таких систем, активно занимаются высшие профессиональные учебные учреждения. Такая тенденция, связана с тем, что, такие организации работают с разнообразной аудиторией, начиная от студентов очной формы обучения и заканчивая заочниками в филиалах. Как можно понять, такая аудитория совершено разная, так если для студентов очной формы, обучение, в большинстве случаев, можно отнести к основной деятельности, то для студентов вечерников или заочников, основной формой деятельности является их профессиональная сфера, в то время как, получение высшего (второго высшего), повышение квалификации и так далее, рассматривается как возможность карьерного лифта. И в таких условиях ВУЗам необходимо организовывать образовательный процесс таким образом, что бы интересы всей аудитории студентов были учтены, уровень освоения образовательных программ был на необходимом и высшее уровне, а также, что бы данная работа выполнялась в соответствии с ресурсами и возможностями образовательных учреждений. Одним из путей обеспечения удовлетворения потребностей студентов и оптимизации ресурсов и являются системы дистанционного образования.

Система дистанционного образования позволяет студенту работать из того места, где ему удобнее проводить обучение, а также обеспечивает индивидуальность подхода к обучению. Стоит отметить, что системы дистанционного образования, несут удобства не только студентам, но и полезны для ВУЗов, так например при работе с группами обучающихся в филиалах, некоторые преподаватели совершали выезды, с целью проведения занятий у студентов таких групп, что могло повлечь за собой различные изменения в расписании образовательного процесса, а также несло дополнительные затраты, на компенсацию проезда до места проведения образовательного процесса.

Также стоит сказать, что системы дистанционного обучения являются дополнительным конкурентным преимуществом для ВУЗа, а также позитивно сказываются на имидже организации. И сегодня такие системы получат широкое распространение. Но в виду новизны такого подхода к обучению, остро встает вопрос в качестве такого образования, а конкретно соответствия полученных знаний федеральным образовательным стандартам. Основу качества получаемых знаний будет составлять контент образовательных порталов, на которых развернуты системы дистанционного образования. Таким контентом, является электронный учебно-методический комплекс (ЭУМК), который должен быть адаптирован для работы в дистанционных системах, но и в тоже время соответствовать требования предъявляемым к традиционным учебно-методическим комплексам (УМК).

Объект исследования – методы оценки качества образовательного контента.

Предмет исследования – анализ методов оценки качества контента образовательного портала.

Целью исследования является анализ целесообразности применения того или иного метода оценки качества контента, исходя из целей организации.

Для достижения поставленной цели, необходимо решить следующие задачи:

  1. Произвести характеристику образовательного портала.

  2. Описать методы оценки качества информационного контента образовательного портала.

  3. Обоснование целесообразности применения метода или методов.

Последовательная работа над решением задач исследования, позволит понять суть образовательного портала, на котором располагается образовательный контент. А также произвести описание и сравнение различных методов, которые могут применятся для оценки качества образовательного контента.

§1. Характеристика образовательного портала

На сегодняшний день существует тенденция, сутью которой является то, что учреждения высшего профессионального образования, как и любое современное предприятие, желают быть представлены в сети Интернет. С этой целью создаются представительства ВУЗов в глобальной сети (сайты, порталы), на которых может быть содержаться информация, которая будет отражать суть деятельности того или иного учебного учреждения, а также позволит вести конкурентную борьбу за абитуриентов и престижность обучения. Примерами размещаемой информации может быть:

  1. Информация об учебной организации.

  2. Информация о перечне направлений подготовки.

  3. Актуальные новости.

  4. Архив новостей.

  5. Другая информация.

Сайты учебных учреждений содержащих такую информацию, позволяет их аудитории быть в курсе последних новостей о ВУЗе, а также организовывать план деятельность такой категории посетителей, как абитуриенты, которые планируют поступление в те или иные учебные учреждения.

Но, современные тенденции развития информационных технологий, диктуют совершенно иные условия к существованию организации в сети Интернет. На сегодняшний день от современной организации, представленной в глобальной сети, требуется не только иметь информационный сайт, но также переносить часть своих бизнес-процессов в он-лайн. Такая ситуация обусловлена тем, что актуальный уровень развития информационных технологий, открыл большие возможности удаленной работы из любого места над определенными задачами необходимыми пользователю. Расширение он-лайн функций организации позитивно складываются на ее имидже, а также позволяет оптимизировать затраты ресурсов. Организации, часть функций которых выполняются при помощи информационных технологий, причисляют к предприятиям имеющих статус «электронных».

Электронное предприятие (ЭП) – это децентрализованная сетевая организация (бизнес-структура), в которой взаимосвязи с клиентами, сотрудниками и внутренние процессы выполняются, преимущественно, в электронной форме на основе современной сетевой инфраструктуры и Интернет-технологий. Реализация функций электронного предприятия, может осуществляться при помощи интернет-порталов организации, либо же совокупности интернет порталов, а также совокупности клиентских приложений информационных систем.

Выделяют следующие виды организаций:

  1. Традиционные предприятия. Такие организации, в которых затраты на внедрение интернет-технологий превышают возможную выгоду от их использования.

  2. Квази-традиционные предприятия. Развитие традиционного предприятия, при котором компания желает расширить свою аудиторию при помощи рекламного-сайта. Иными словами деятельность по привлечению клиентов, частично, осуществляется при помощи современных технологий, а обслуживание происходит традиционным способом.

  3. Смешанные предприятия первого типа (традиционно-электронные). Как правило, это компания, работающая с широкой аудиторией, предлагающая использование или передачу своего товара/услуги как при помощи традиционных способов, так и при помощи современных каналов связи. При этом более ориентированная на традиционную работу с клиентом.

  4. Интегрированные магазины. Предприятие куда клиент приходит, чтобы выбрать товар и разместить на него заказ в информационной системе.

  5. Квазиэлектронные предприятия. Это классический вариант электронного магазина для реальных товаров, отсутствуют офисные, складские и торговые помещения.

  6. Смешанные предприятия второго типа (электронно-традиционные). Ориентированы на он-лайн деятельность, но в тоже время имеют традиционные представительства.

  7. Электронные предприятия. Это – классический интернет-магазин. Эту форму ведения бизнеса можно использовать только для цифровых товаров (электронных книг, аудио- и видеозаписей, программных продуктов и т.д.).

В данном исследовании, в качестве изучаемой организации, будет выступать ФГБОУ ВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова», которое можно отнести к смешанным предприятиям первого типа (традиционно-электронные). Это обусловлено тем, что данная организация в первую очередь ведет свою деятельность традиционным способом, организовывая занятия в собственных помещениях и на собственном оборудовании. Но также, предоставляет услуги дистанционного обучения, для которых может использоваться техника конечного потребителя. Данная услуга, реализовывается за счет образовательного интернет портала, на котором развернута специализированная система управлением обучения (learning management system).

Подробнее рассмотрим электронную составляющую работы с клиентами представленной организации.

Дистанционное обучение (ДО) — взаимодействие преподавателя и студентов между собой на расстоянии, содержащее все основные элементы учебного процесса (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения), которое реализуется при помощи технологий сети Интернет или иными средствами, предусматривающих интерактивность. Реализация дистанционного образования, может проходит в виде следующих форм:

  1. Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Они проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату, где происходит общение по изучаемой дисциплине между преподавателем и студентами дистанционных групп.

  2. Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью технологий сети Интернет. Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-технологии . От чат-занятий отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

  3. Телеконференция — интерактивная форма дистанционного обучения, обеспечивающая прямое взаимодействие преподавателя и студентов (при помощи видео-, аудио-каналов связи), по своей сути, приближенно к традиционному обучению.

  4. Другие формы.

Дистанционное обучение сейчас активно используется жителями стран Запада для получения дополнительного образования, также эти системы получают широкое распространение и на территории Российской Федерации. Распространение систем дистанционного образования в РФ связано с тем, что Согласно приказу №2 Министерства образования и науки РФ от 09 января 2014 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ», итоговый контроль при обучении с помощью дистанционных образовательных технологий можно проводить как в традиционной форме, так и дистанционно. Таким образом, обеспечивается полностью дистанционный процесс обучения студента, что позитивно сказывается на развитии дистанционного обучения в России.

Для предоставления услуги дистанционного обучения МГТУ им. Г.И. Носова имеет специализированный веб-портал . Веб-портал — сайт в компьютерной сети (локальной/глобальной), который предоставляет пользователю различные интерактивные сервисы, которые работают в рамках технологий реализованных на данном сайте. В виду того, что главная функция портала дистанционного обучения – образовательная, суть которой заключается в обеспечении процесса обучения в той или иной форме , то такой портал называют образовательным.

Для современных организаций высшего профессионального образования образовательные порталы играют большую роль, так как они позволяют ускорить обмен информации между студентами и подразделениями ВУЗов, также они позволяют организации предлагать дополнительные услуги, и приобретать статус инновационного предприятия, в виду внедрения новых технологий в свою деятельность. Поэтому необходимо подробнее разобраться с определением портала и его задачами.

Образовательный портал – это:

  1. Компьютерная система в сети Интернет (совокупность серверов или мультисервисный сервер), настроенная на оперативный доступ к информационным ресурсам учебного назначения, на предоставление образовательных услуг соответствующими учреждениями и организациям.

  2. Инфотелекоммуникационная форма маркетингового обеспечения открытого образования (сетевой маркетинг), способствующая посредством сетевого сервера созданию нового коммуникационного пространства и информационного поля участников образовательного сообщества средствами сети Интернет.

  3. Перспективное коммерческое направление использования сети Интернет в форме сетевого дистанционного обучения, когда получение образования происходит в месте, отличном от места нахождения образовательного учреждения или организации.

  4. Одно из средств вхождения в единое международное информационное образовательное пространство.

Образовательный портал решает, как правило, следующие задачи:

  1. Образовательная деятельность.

  2. Просветительская деятельность.

  3. Предоставление информации и средств общения для преподавателей и специалистов (профессионалов), а также студентов.

  4. Улучшение связей между существующими ресурсами, кооперация разработчиков курсов дистанционного обучения и образовательных учреждений.

  5. Создание условий для соблюдения авторских прав, защиты интеллектуальной собственности.

  6. Возможность обмена информацией.

  7. Сервисная служба (чат, научно-практические телеконференции, доставка информации выбранной тематики, служба почтовой рассылки, средства персонификации и др.).

В основе образовательных порталов и систем дистанционного обучения, как части этих порталов, лежат системы управления обучением (от английского Learning Management System, LMS). LMS позволяют реализовывать следующие функции:

  1. Управление ролями. Распределение ролей участников систем на преподавателей, студентов, администраторов системы и иные роли в зависимости от специфики организации деятельности системы.

  2. Управление правами доступа. Доступ к контенту и функциям системы в зависимости от роли.

  3. Управление пользователями.

  4. Управление преподавателями.

  5. Учебный контент. Размещение образовательного котента, контроль за его качеством и соответствием федеральным государственным образовательным стандартам.

  6. Процесс обучения. Организация процесса дистанционного обучения студентов.

  7. Контроль обучения. Проведение промежуточных и итоговых тестирований с целью определения остаточных знаний, а также контроль за освоением образовательной программы.

  8. Возможности составления отчетов. Организация функций анализа данных исходя из различной статистической информации, которые потенциально может хранить и обрабатывать систем управления образованием.

  9. Коммуникации на учебном портале. Организация различных форм взаимодействия между преподавателям и студентом, а также между другими группами пользователей системы. Примерами реализации коммуникационных возможностей может быть чат, видео конференция, личные сообщения.

  10. Организации коммерческих операций.

Образовательный портал МГТУ им. Г.И. Носова расположен по веб-адресу lms.masu.ru . Этот портал обеспечивает реализацию учебного процесса среди различных удаленных пользователей, объединенных в студенческие группы, при помощи современный информационных технологий. Реализация функций дистанционного обучения, а также иные функции доступные на данном портале, достигается за счет использования LMS Moodle. Для используемой LMS, характерен высокий функциональный потенциал, большая степень адаптивности к условиям использования, широкий спектр настроек. Но в тоже время высокая приспособляемость системы сопровождается сложностями настройки и требует значительных компетенций от персонала занимающегося запуском, обслуживанием и настройкой данной системы. Также персоналу необходимо уделять внимание работе с базой данных системы, которая хранит информацию о пользователях системы, курсах. Какие-либо форс-мажоры с данной информацией, могут привести к значительным затруднениям в работе портала . На рисунке 1 представлен интерфейс образовательного портала lms.masu.ru.

Рисунок 1 – интерфейс портала lms.masu.ru

На рисунке видно, что портал обеспечивает реализацию дистанционного учебного процесса для дисциплин, рассматриваемых по направлениям подготовки. Также обеспечивает сортировка и структурирование информации, что облегчает ее поиск. Система имеет возможность автоматизировано оценивать уровень освоения дисциплины и генерировать различные отчеты (рисунок 2) и обеспечивает иные функции.

Рисунок 2 – отчеты системы

Основу систем дистанционного образования составляет образовательный контент. Пример вариантов образовательного контента, по дисциплине представлен на рисунке 3.

Рисунок 3 – пример образовательного контента

В него могут входить:

  1. Информация об изучаемом курсе. Краткое описание дисциплины и основных тем изучения.

  2. Информация об авторах курса.

  3. Компетенции, которые должен приобрести студент, пройдя обучение по дисциплине.

  4. Лекционный материал. Совокупность теоретического материала, по изучаемой дисциплине, адаптированного под дистанционное обучение.

  5. Практический материал. Совокупность практических и лабораторный занятий, которые позволяют приобрести практические навыки студенту, обучающегося по направлению подготовки.

  6. Тестовые и контрольные задания. Обеспечивают оценку качества усвоения изучаемой дисциплины.

  7. Дополнительный учебный материал. Материал, который позволяет расширить понимание изучаемой дисциплины.

  8. Видео конференции. Средство коммуникации со студентами и проведения интерактивных занятий, в которых помимо взаимодействия «преподаватель-студент», может происходить взаимодействие «студент-образовательный контент», осуществляемое под контролем преподавателя, по средствам современных технологий телекоммуникации.

  9. Интерактивные тренажеры. Вариация практических заданий. Главное отличие заключается в том, что тренажеры обеспечивают большую наглядность. Также для тренажеров характерна сложность их разработки в сравнение с традиционными практическими занятиями.

Совокупность образовательного контента по той или иной дисциплине именуется электронный учебно-методическим комплексом (ЭУМК). ЭУМК это аналог учебно-методического комплекса (УМК), который представлен в системе дистанционного образования. Для более четкого понятия ЭУМК, дадим понятие учебно-методического комплекса. УМК - стандартное название для совокупности учебно-методической документации, средств обучения и контроля, разрабатываемых в высшей школе Российской Федерации для каждой дисциплины. УМК должен включать полную информацию, достаточную для прохождения дисциплины УМК по отдельным дисциплинам составляют основную образовательную программу (ООП) специальности (направления подготовки).

ЭУМК является важнейшей частью системы дистанционного обучения, так как благодаря этому комплексу обеспечивается обучения и приобретение соответствующих компетенций студентами. Поэтому любое учреждение высшего профессионального образования, должно обеспечивать соответствующие качество ЭУМК, так как на его основе осуществляется подготовка будущих специалистов, которым необходимо овладеть соответствующими их направлению подготовки компетенциями. ВУЗам необходимо рассматривать информационный образовательный контент, как одну из самых главных характеристик образовательного портала.

Помимо качества образовательного контента, существуют и другие характеристики образовательных порталов. Качественный образовательный портал можно характеризуеть:

  1. Дружественным и интуитивно понятным пользовательским интерфейсом, обеспечивающего простоту освоения работы с порталом.

  2. Непрерывностью дистанционного обучения и контроля успеваемости, постоянный доступ к образовательному контенту пользователям имеющих соответствующий доступ.

  3. Актуальностью, полнотой, полезностью информации размещаемой на портале

  4. Удобством навигации и вложенности страниц.

  5. Отображением текущее местоположение пользователя (раздел сайта, в котором в данный момент находится пользователь).

Каждая организация, использующие в своей деятельности образовательные порталы, самостоятельно следит за соблюдением тех или иных характеристик. Для контроля качества, в некоторых случаях, разрабатываются различные корпоративные стандарты и методы. Поэтому каждый портал отличается от другого. Но ввиду возрастающей конкуренцией между ВУЗами, ведущими дистанционную образовательную деятельность, наблюдается повышение, как качества самих образовательных порталов, так и программ дистанционного обучения, что приводит к усреднению показателей качества в области дистанционного обучения и образовательных порталов.

Таким образом, можно сказать, что современные ВУЗы активно занимаются развитием систем дистанционного образования, которые развертываются на образовательных порталах этих организаций. И с каждым годом системы дистанционного образования получают все большее распространение, это проявляется в открытии дистанционного обучения ВУЗами, которые раньше не занимались данной деятельность, а также расширении программ подготовки студентов в организациях, которые уже освоили их. Как и многие организации, МГТУ им. Г.И. Носова стремится оставаться конкурентоспособным учреждением, поэтому, как и любым другим организациям, занимающимся дистанционным обучением, требуется постоянный контроль и совершенствование качества предоставляемой услуги, что обеспечит рост числа клиентов и их лояльности.

§2. Описание методов оценки качества информационного контента образовательного портала

Для систем дистанционного образования остро стоит вопрос обеспечения соответствия образовательного контента федеральному государственному образовательному стандарту (ФГОС), а также адаптированности предоставляемого материала для дистанционного обучения. Поэтому для ВУЗов, занимающихся предоставлением дистанционного образования для своих студентов, острым вопросом становится – оценка качества информационного контента образовательного портала.

Оценка качества — это комплекс мероприятий, включающий выбор показателей качества, отбор или разработку методов определения количественных и качественных значений этих показателей, установление базовых значений показателей, расчет реальных значений показателей, сравнение базовых значений с расчетными.

Говоря о качестве информационного образовательного контента (ЭУМК) как учебного средства, следует опираться на параметры и критерии, которые предъявляются к традиционным учебно-методическим комплексам используемых в образовательном процессе. Как правило, выделяют следующие параметры оценки:

  1. Соответствие УМК ФГОС.

  2. Доступность изложения материала.

  3. Системность.

  4. Наглядность.

  5. И другие.

Как можно понять, критерии, предъявляемые традиционным УМК, будут абсолютно актуальны и для ЭУМК. Каждый из представленных критериев или критериев, которые образовательная организация посчитает необходимым, используются для оценки качества образовательного контента. Но при этом они являются лишь базисом, для какого либо из методов оценки качества образовательного контента. Критерии, на основании которых оцениваются ЭУМК, делят на две группы:

  1. Количественные. Используются, когда необходимо определить значение показателя, измеряемого количественно, так и в случаях, когда надо сравнительно оценить различные критерии. Во втором случае, когда оценивается сравнительная предпочтительность объектов по тому или иному показателю, количественная оценка, определяет степень их сравнительной предпочтительности. Примеры критериев оценки:

  • объем усвоенных знаний;

  • коэффициент усвоения учебного материала;

  • соотношение скорости усвоения учебного материала и времени, затраченного на его усвоение.

  1. Качественные. Иногда специфика объектов такова, что затруднительно дать количественные оценки значений оцениваемых параметров, либо объекта в целом, а в некоторых случаях такие оценки попросту неоправданны и не позволяют получить достаточную оценку. Примеры критериев оценки:

  • уровень знания учебного материала;

  • уровень понимания учебного материала;

  • уровень овладения интеллектуальными навыками.

Существует множество методов оценки качества ЭУМК, рассмотрим некоторые из них:

  1. Оценка качества образовательного контента исходя из требований государственного стандарта (ГОСТ). На сегодняшний день, в Российской Федерации разработан и используется стандарт ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы, а также различные смежные стандарты, например ГОСТ Р 53625-2009. Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход. Требования и характеристики. Применение данного метода позволяет проанализировать образовательный контент с позиции различных требований и характеристик. В общем случае, можно сказать, что использование данного метода позволяет оценить соответствие ЭУМК в целом и его элементов в частности, установленным государственным стандартам.

  2. Экспериментальный. Оценка качества образовательного контента в ходе проведения педагогического эксперимента. Педагогический эксперимент — это научно поставленный опыт преобразования педагогического процесса в точно учитываемых условиях. Различают следующие виды педагогических экспериментов:

    • констатирующий эксперимент, при котором изучаются существующие педагогические явления;

    • сравнительный, проверочный, уточняющий эксперимент, когда проверяется гипотеза, созданная в процессе осмысления проблемы;

    • созидательный, преобразующий, формирующий эксперимент, в процессе которого конструируются новые педагогические явления.

В случае оценки качества, обычно используют сравнительный эксперимент, который предполагает одновременную работу контрольной и экспериментальной групп. Основной трудноразрешимой проблемой данного метода является выбор абсолютно одинаковых групп студентов, что практически невозможно, поэтому, как правило, подбираются группы приблизительно равные по общей успеваемости. Еще одной проблемой является выбор адекватных критериев, характеристик, параметров, для оценки результатов эксперимента.

  1. Экспертный. Оценка качества на основании знаний, опыта, интуиции ведущих специалистов, работающих в предметных или смежных областях исследуемых явлений. В случае экспертной оценки используют метод групповых экспертных оценок, сущность которого заключается в следующем:

    • экспертная оценка имеет вероятностный характер и базируется на способности эксперта давать информацию в условиях неопределенности;

    • оценку дает не одни, а несколько экспертов;

    • отбор экспертов и обработка экспертных оценок производится по заранее определенному алгоритму.

Стоит отметить, что также возможно и использование метода индивидуальной экспертной оценки, в которой оценку явлениям дает, лишь, один эксперт, на основе своего личного мнения.

Качество проведенных экспертных оценок зависит в значительной мере от компетентности экспертов, достоверности их суждений, а также актуальности их знаний в области исследования.

  1. Метод создания и разработки внутреннего стандарта организации. Стандарт организации — это внутренний документ, разрабатываемый и применяемый на предприятии, который описывает и задает различные параметры:

  • продукции;

  • технологических процессов;

  • оказываемых услуг

  • других элементов деятельности организации.

Стандарты организаций разрабатываются в соответствии с ГОСТ Р 1.4-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты организаций. Общие положения. Согласно которому, стандарты организации могут разрабатываться для обеспечения соблюдения требований технических регламентов и применения в данной организации национальных российских стандартов, международных, региональных стандартов (в том числе межгосударственных), национальных стандартов других стран, а также стандартов других организаций.

Не являются исключением и внутренние стандарты для электронного образовательного контента. Зачастую, во внутреннем стандарте организации на ЭУМК, содержится информация, описывающая критерии качества электронного учебно-методического комплекса, причем описывается достаточно большое количество группы параметров, причем критерии оценки распространяются на множество элементов учебно-методического пособия. Также такая документация, включает в себя и способы оценивая этих параметров (различные шкалы оценки), а также систему анализа вынесенных оценок и соответствия проверяемого ЭУМК, необходимому уровню качества. Помимо этого, отражают способы предоставления ЭУМК, стиль оформления учебной информации, технические требования и другое. Примером внутреннего стандарта на ЭУМК, может служить «СТАНДАРТ ЭЛЕКТРОННОГО УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ ТРЕБОВАНИЯ И СИСТЕМА ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА СМК 4.2.3.10.2007», разработанный Тюменским государственным нефтегазовым университетом. Далее рассмотрим примеры элементов и способов их оценки в данном стандарте, которые отразим на рисунках 1 и 2.

Рисунок 4 – Оценка электронного текстового документа

Рисунок 5 – Оценка электронного текстового документа (часть)

  1. Смешанная. Оценка качества информационного образовательного контента, использующая комбинации приведенных выше методов, в различных формах и объемах. Стоит отметить, что зачастую, корпоративный стандарт оценки качества, по сути, и является смешанным методом определения качества, но иногда методы используемые на предприятиях могут быть уникальны и не комбинируемы, что разделит корпоративный стандарт от смешанного метода.

Рассмотрев различные методы оценки качества, можно сказать, что существуют различные способы проведения оценки качества электронного образовательного контента. Но все они имеют общее направление оценки, которое заключается в разделении ЭУМК на составные части и определении параметров или групп параметров, по которым происходит оценка или сравнение, для определенных элементов курса. Но в тоже время результат оценки будет различаться. Так, результатом определения уровня качества, может быть одна из оценок, согласованная с определенной шкалой (например оценка лежащая в диапазоне от 1 до 10 или от A до F). В другом случае результатом может являться вердикт соответствия качества, иными словами будет определенно допустимый уровень качества или же нет, но конкретные значения параметров качества не будут доступны. Из этого можно сделать вывод, что каждый из методов может произвести оценку качества, но не каждый метод позволит оценить общий уровень качества предлагаемого образовательного контента.

§3. Сравнение и обоснование целесообразности применения методов оценки качества информационного контента

Разнообразие методов оценки качества образовательного контента, позволяет подобрать наиболее подходящий способ для каждой из организации, в зависимости от целей стоящих перед ней. Поэтому при сравнении методов важно ориентироваться на цели организации, планирующей применение метода, иначе анализ будет некорректен. В качестве предприятия, для которого необходимо подобрать метод оценки качества контента образовательного портала, выступит МГТУ им. Г.И. Носова. А в качестве способа сравнения и определения наиболее подходящий метод воспользуемся методом анализа иерархий, как метода позволяющим произвести выбор, среди различных альтернатив.

Метод анализа иерархий (МАИ) — математический инструмент проблемам принятия решений. МАИ не выносит вердикт о той или иной альтернативе, а позволяет в интерактивном режиме найти такой вариант, который наилучшим образом подходит для решения поставленного вопроса. МАИ позволяет понятным и рациональным образом структурировать сложную проблему принятия решений в виде иерархии, сравнить и выполнить оценку альтернативных вариантов решения. МАИ широко распространен и применяется для разнообразных ситуаций: от управления на межгосударственном уровне до решения отраслевых и частных проблем в бизнесе, промышленности, здравоохранении и образовании.

Для начала реализации метода, необходимо определить, для какой цели необходимо произвести выбор метода оценки качества контента, а также с критериями оценки. В случае МГТУ им. Г.И. Носова, главной целью будет являться, повышение качества услуг дистанционного обучения и нивелирование разницы между традиционными и инновационными подходами к обучению. Критериями оценки будут являться:

  1. Комплексность влияния на качество. Параметр отражает возможность метода, анализировать весь комплекс действий связанных с разработкой, размещением и предоставлением контента пользователю.

  2. Быстрота проведения оценки. Отражает насколько быстро, могут быть проверен необходимый объем контента.

  3. Качество оценки. Отражает степень объективности при работе с данным методом.

  4. Потребность в ресурсах. Отражает, какое количество кадров, техники и иных ресурсов потребуется для проведения оценки.

  5. Степень адаптивности к изменениям. Отражает способность метода подходить для разных объектов оценки, а также приспособляемость к изменяющимся требованиям.

Перед тем, как начать оценку параметров, необходимо определиться со шкалой оценивая, рассмотри девятибалльную:

  1. 1 - равноценность.

  2. 3 - умеренное превосходство.

  3. 5 - сильное превосходство.

  4. 7 - очень сильное превосходство.

  5. 9 - высшее (крайнее) превосходство.

  6. 2, 4, 6, 8 - соответствуют промежуточным значениям.

Рисунок 6 – Иерархическая структура

Принятие решений при помощи метода анализа иерархий начинается с построения иерархической структуры, которая включает цель, критерии, альтернативы, влияющие на выбор (Рисунок 3).

Следующим этапом анализа является определение приоритетов, представляющих относительную важность или предпочтительность элементов построенной иерархической структуры, с помощью процедуры парных сравнений. На данном этапе происходит экспертная оценка значимости параметра для достижения цели. Экспертная оценка может проводиться индивидуально или группой экспертов. При оценке использую шкалу, которая была определена до начала анализа.

Сначала необходимо определить вес (значимость) каждого из параметра относительно другого, рассмотрим таблицу 1.

Таблица 1 – Определение весов параметров

 

Комплексность

Быстрота

Качество

Затраты

Адаптивность

Сум.

строки

Вес

Комплексность

1,00

0,33

0,20

0,13

0,17

1,83

0,04

Быстрота

3,00

1,00

0,20

0,33

0,33

4,87

0,10

Качество

5,00

5,00

1,00

0,20

0,33

11,53

0,23

Затраты

8,00

3,00

5,00

1,00

0,50

17,50

0,34

Адаптивность

6,00

3,00

3,00

2,00

1,00

15,00

0,30

 

23,00

12,33

9,40

3,66

2,33

50,73

1,00

Из таблицы видно, что экспертная оценка происходила следующим образом – экспертом определялось важность одного показателя над другим (к примеру, быстрота умеренно важнее комплексности), затем определяется обратная важность показателей, иными словами как проявляется важность параметра комплексности относительно быстроты (для этого необходимо единицу разделить на данную оценку). Проведя данные процедуры для всех представленных параметров, получился набор оценок – просуммируем их. На данном этапе уже можно оценить важность параметров относительно друг друга, но для определение конечного показателя веса необходимо выполнить еще одно условие, которое заключается в делении суммы по строке показателей на сумму столбца «Сум. Строки».

Как показывает таблица, самый значимым показателем является показатель затрат (потребности в ресурсах). Данный показатель является важным для МГТУ им. Г.И. Носова, но если подобную оценку проводить для иной организации, то самый важный параметр может измениться, такая особенность метода анализа иерархий отражает возможность её использования для разного спектра предприятий с различными целями и возможностями.

Определив веса параметров, необходимо оценить превосходство одной из альтернатив над другой по каждому из параметров. Для этого построим несколько таблиц.

Таблица 2 – Определение превосходства по параметру комплексность

Комплексность

ГОСТ

Эксперимент

Экспертный

СМК

Смешанный

Сум.

строки

Оценка

(О)

ГОСТ

1,00

0,33

0,33

0,17

0,25

2,08

0,04

Эксперимент

3,00

1,00

0,25

0,14

0,20

4,59

0,10

Экспертный

3,00

4,00

1,00

0,33

0,50

8,83

0,19

СМК

6,00

7,00

3,00

1,00

1,00

18,00

0,39

Смешанный

4,00

5,00

2,00

1,00

1,00

13,00

0,28

 

17,00

17,33

6,58

2,64

2,95

46,51

1,00

Как видно из таблицы, из представленных альтернатив наибольшую комплексность, по мнению эксперта, обеспечит применение СМК.

Таблица 3 – Определение превосходства по параметру быстрота

Быстрота

ГОСТ

Эксперимент

Экспертный

СМК

Смешанный

Сум.

строки

О

ГОСТ

1,00

6,00

3,00

6,00

4,00

20,00

0,43

Эксперимент

0,17

1,00

0,20

0,33

0,33

2,03

0,04

Экспертный

0,33

5,00

1,00

4,00

3,00

13,33

0,28

СМК

0,17

3,00

0,25

1,00

0,50

4,92

0,10

Смешанный

0,25

3,00

0,33

2,00

1,00

6,58

0,14

 

1,50

18,00

4,20

10,33

7,33

46,87

1,00

Наиболее быстрым в использовании оценки качества образовательного контента, является ГОСТ.

Таблица 4 – Определение превосходства по параметру качество

Качество

ГОСТ

Эксперимент

Экспертный

СМК

Смешанный

Сум.

строки

О

ГОСТ

1,00

0,17

0,25

0,20

0,25

1,87

0,04

Эксперимент

6,00

1,00

5,00

3,00

4,00

19,00

0,41

Экспертный

4,00

0,20

1,00

0,33

0,50

6,03

0,13

СМК

5,00

0,33

3,00

1,00

2,00

11,33

0,25

Смешанный

4,00

0,25

2,00

0,50

1,00

7,75

0,17

 

20,00

1,37

6,25

3,53

4,75

45,98

1,00

Наибольшего качества оценки, по мнению эксперта, достигается при помощи эксперимента.

Таблица 5 – Определение превосходства по параметру затраты

Затраты

ГОСТ

Эксперимент

Экспертный

СМК

Смешанный

Сум.

строки

О

ГОСТ

1,00

4,00

6,00

4,00

5,00

20,00

0,44

Эксперимент

0,25

1,00

4,00

2,00

3,00

10,25

0,23

Экспертный

0,17

0,25

1,00

0,25

0,33

2,00

0,04

СМК

0,25

0,50

4,00

1,00

2,00

7,75

0,17

Смешанный

0,20

0,33

3,00

0,50

1,00

5,03

0,11

 

1,42

5,25

18,00

6,25

8,33

45,03

1,00

Минимальные затраты при оценке качества, по мнению эксперта, будет достигнуто при использовании ГОСТов.

Таблица 6 – Определение превосходства по параметру адаптивность

Адаптивность

ГОСТ

Эксперимент

Экспертный

СМК

Смешанный

Сум.

строки

О

ГОСТ

1,00

0,33

0,25

0,17

0,25

2,00

0,04

Эксперимент

3,00

1,00

0,33

0,20

0,33

4,87

0,11

Экспертный

4,00

3,00

1,00

0,20

1,00

9,20

0,20

СМК

6,00

5,00

5,00

1,00

3,00

20,00

0,44

Смешанный

4,00

3,00

1,00

0,33

1,00

9,33

0,21

 

18,00

4,33

1,58

0,57

1,58

45,40

1,00

Самой адаптируемой альтернативой, по мнению эксперта, стал СМК.

На заключительном этапе анализа выполняется синтез (линейная свертка) приоритетов на иерархии, в результате которой вычисляются приоритеты альтернативных решений относительно главной цели (Таблица 7).

Таблица 7 – Линейная свертка

ГОСТ

0,04*0,04+0,10*0,43+0,23*0,04+0,34*0,44+0,30*0,04

0,22

Эксперимент

0,04*0,10+0,10*0,04+0,23*0,41+0,34*0,23+0,30*0,11

0,21

Экспертный

0,04*0,19+0,10*0,28+0,23*0,13+0,34*0,04+0,30*0,20

0,14

СМК

0,04*0,39+0,10*0,10+0,23*0,25+0,34*0,17+0,30*0,44

0,27

Смешанный

0,04*0,28+0,10*0,14+0,23*0,17+0,34*0,11+0,30*0,21

0,16

Лучшей считается альтернатива с максимальным значением приоритета. Из таблицы видно, что это СМК. Таким образом, на основании метода анализа иерархий и работе эксперта, было выявлено, что из совокупности альтернатив методологий оценки качества образовательного контента, лучшей (согласно методу анализа иерархий), является СМК.

После определения всех весов, оценок и реализации линейной свертки, можно представить окончательный вид иерархии, которая позволит наглядно взглянуть на альтернативы, параметры и результаты оценки.

Таким образом, проведя исследование при помощи метода анализа иерархий, можно сделать следующие выводы:

  1. Проведенный анализ позволил выявить метод, который наиболее целесообразно использовать, исходя из поставленной цели и возможностей организации. Так для повышения качества услуг дистанционного обучения следует использовать оценку качества контента образовательного портала ВУЗа, следует использовать СМК.

  2. При помощи анализа, так же стало ясно, какие методы могут использоваться (и по какому приоритету выбирать необходимый для использования метод), если в данный момент, по каким-либо причинам, невозможна реализация лучшей из альтернатив, найденной при помощи метода анализа иерархий.

  3. Также анализ позволил выявить наиболее и наименее значимые для организации критерии, при достижении цели повышения услуг дистанционного образования.

Проведенное сравнение отражает насколько целесообразно использование того или иного метода при управление предприятием для достижения поставленных целее. Так благодаря полученным оценкам, управление предприятием можно производить не только в текущем периоде, но и определять какой из методов будет использоваться в будущем периоде. Данная ситуация возможна из-за того, что в данный момент времени для реализации лучшего из метода организации недостает ресурсов и в этой ситуации, рационально выбрать тот метод, которая идет следом за оптимальной. В тоже время руководство организации, может запланировать использование оптимального метода в будущем, организовав доступность необходимых ресурсов для реализации.

Заключение

В начале данной исследовательской работы были сформулированные основные задачи, требующие решения. В ходе выполнения исследования были получены результаты работы с ними:

  1. Произвести характеристику образовательного портала. В ходе работы над характеристикой портала, были определены критерии, по которым производится оценка учебных порталов, также рассмотрены основные элементы образовательного портала. Раскрыты формы занятий, которые могут быть представлены на образовательном портале. Рассмотрен и описан реально функционирующий образовательный портал с описанием различных элементов, на примере образовательного портала МГТУ им. Г.И. Носова, а также какие преимущества для организации может принести использование дистанционного обучения.

  2. Описать методы оценки качества информационного контента образовательного портала. В ходе работы над данной задачей было дано определение понятия «оценка качества», а также сформирован список методов оценки качества контента образовательного портала. В этот список вошли несколько методов, с помощью которых предоставляется возможность проведения оценки качества образовательного контента. Также описаны каким образом представленные методы могут быть использованы для проведения оценки качества. Кроме этого приведены примеры использования некоторых методов на практике.

  3. Обоснование целесообразности применения метода или методов. Результатом работы над данной задачей стало определения метода, который целесообразно применить на рассматриваемом в ходе решения задачи предприятии. А также описаны способы работы с методом анализа иерархий, на основе которого происходило сравнительное сравнение методологий друг с другом. Так были построены модели иерархий, определены критерии оценки, выявлен их удельный вес и важность конкретного показателя для предприятия. Также произведена оценка, на основе описанной шкалы оценок, методологий по каждому из параметров. Затем произведена горизонтальная свертка полученных оценок по параметрам и вынесено решении о признании эффективной одной из представленных методологий оценки качества контента образовательного портала.

Таким образом можно сказать, что в ходе работы было рассмотрено множество элементов, касающихся качества контента образовательного портала. Начиная от непосредственно портала на котором располагается контент и заканчивая методами оценки качества контента.

Такая работа над изучением методов оценки качества образовательного контента, отражает как для современных образовательных организаций, предоставляющих услуги дистанционного образования, произвести выбор того или иного метода, который наиболее полно будет соответствовать поставленным целям и материальными возможностями предприятия. Также стоит отметить, что представленный в работе метод анализа иерархий, позволяет не только определить текущие действия организации (использование лучшей из найден альтернатив), но и сформировать план на будущее, если на данном этапе предприятие не имеет возможностей для реализации лучшего из найденного метода. Можно сказать, что полученная иерархия методов, может рассматриваться как последовательный план альтернатив, и альтернатива, стоящая на первом месте, но которую нет возможности реализовать, будет использована в будущем, когда у предприятия появятся возможности для использования данной альтернативы, а взамен ее, будет выбрана та альтернатива, которая стоит на ступень ниже. Иными словами, такой подход к организации выбора альтернатив, позволяет произвести эффективное управление предприятием, спланировать его деятельность не только на ближайшее время, но и в будущих периодах.

Также стоит отметить, что полученные результаты метода анализа иерархий может варьироваться от организации к организации и соответственно, один и тот же анализ иерархий, может совершенно не соответствовать одной организации, хотя для другой он может быть сверх эффективным и приносить значительную пользу, продвигая организацию на рынке и расширяя охват аудитории, если, как в нашем случае, речь идет о предприятиях оказывающих дистанционные образовательные услуги.

Таким образом можно сказать, что выбор метода – это индивидуальная вещь для каждого предприятия, которая должна соотносится с целями и возможностями организации. Чем ответственнее руководство организации подойдет к организации выбора метода оценки качества, тем оно получит больше преимуществ над организациями не проводящих работу над качеством своих услуг, а соответственно завладеет большой долей рынка и сможет получать значительный доход от своей деятельности в сравнении с остальными предприятиями.

Список литературы
  1. Баронов, В.В. Информационные технологии и управление предприятием [Текст] / В.В. Баронов [и др.]. – М. : ДМК Пресс, 2010. – 328 с.

  2. Романова, М.В. Указания по оформлению курсовых работ для бакалавров направления 080500.62 «Бизнес-информатика» [Текст] / Е.В. Чернова, М.В. Романова – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорск. гос. техн. ун-та им. Г.И. Носова, 2014. – 29 с.

  3. Романова, М.В. Методические рекомендации по написанию курсовых работ по дисциплине «ЭЛЕКТРОННЫЙ БИЗНЕС» для студентов направления 080700.62 - «Бизнес-информатика» [Текст] / М.В. Романова, А.Н. Старков – Магнитогорск : МаГУ, 2013. – с.

  4. Юрасов, А.В. Основы электронной коммерции [Текст]: Учебник / А.В. Юрасов. –М. : Горячая линия-Телеком, 2008.

  5. Марченко, А. Л. Метод Актуальные вопросы разработки и использования электронных изданий и ресурсов в обучении электротехнике и электронике в вузе [Текст]: монография / А. Л. Марченко – М.: МАТИ, 2010. – 160 с.

  6. Шалкина, Т. Н. Электронные учебно-методические комплексы: проектирование, дизайн, инструментальные средства [Текст]: монография / Т. Н. Шалкина, В.В. Запорожко, А.А. Рычкова. – Орнбург, ГОУ ОГУ, 2008. – 272 с.

  7. Маниковский, П.М Формирование представлений об электронных образовательных ресурсах и их текущее состояние (на примере научной библиотеки забайкальского государственного университета) [Текст] / Маниковский П.М. // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология 2013, г. Чита. № 1 / Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Забайкальский государственный университет, 2013. С. – 104 - 108.

  8. Ларин, С. Н. Экспертная оценка качества разработки электронных образовательных ресурсов при помощи инструментария системного тестирования [Текст]/ С. Н. Ларин. Л.Ю. Лазарева // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки – 2015. С. 1 – 10.

  9. Ларин С.Н. Экспертная оценка качества разработки электронных образовательных ресурсов при помощи инструментария системного тестирования / С.Н. Ларин, Л.Ю. Лазарева [Электронный ресурс] // APRIORI. Серия: Гуманитарные науки – 2015. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/ekspertnaya-otsenka-kachestva-razrabotki-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursov-pri-pomoschi-instrumentariya-sistemnogo-testirovaniya (дата обращения: 17.12.2015).

  10. ГОСТ Р 55751-2013 Информационно-коммуникационные технологии в образовании. Электронные учебно-методические комплексы. Требования и характеристики [Текст]. – Введ. 2015–01–01. – Москва : Стандартинформ, 2014.

  11. ГОСТ Р 53625-2009 (ИСО/МЭК 19796-1:2005) Информационная технология. Обучение, образование и подготовка. Менеджмент качества, обеспечение качества и метрики. Часть 1. Общий подход [Текст]. – Введ. 2011–01–01. – Москва : Стандартинформ, 2011.

  12. ГОСТ Р 1.0-2004 Стандартизация в Российской Федерации. Основные положения [Текст]. – Введ. 2005–07–01. – Москва : ИПК Издательство стандартов, 2005.

  13. Стандарт электронного учебно-методического комплекса термины и определения требования и система оценки качества СМК 4.2.3.10.2007 [Текст]. – Тюмень : Тюменский нефтегазовый университет , 2009.

  14. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 14.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // СПС Консультант Плюс: – режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 17.12.2015)

  15. Маниковский П.М. Формирование представлений об электронных образовательных ресурсах и их текущее состояние(на примере научной библиотеки забайкальского государственного университета) / П.М. Маниковский [Электронный ресурс] // Гуманитарный вектор. Серия: Педагогика, психология – 2013. – Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-predstavleniy-ob-elektronnyh-obrazovatelnyh-resursah-i-ih-tekuschee-sostoyanie-na-primere-nauchnoy-biblioteki (дата обращения: 17.12.2015).

  16. Оценка качества образовательных услуг [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ido.rudn.ru/Open/menegment/t6_3.htm (дата обращения: 17.12.2015).

  17. Емельянова А.В. Многокритериальная оптимизация решений в логистике на основе метода анализа иерархий / А.В. Емельянова, А.И. Закиева [Электронный ресурс] – 2015. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2015/900/11033 (дата обращения: 17.12.2015).

  18. Аналитическая иерархическая процедура Саати [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.gorskiy.ru/Articles/Dmss/AHP.html (дата обращения: 17.12.2015).

  19. Педагогический эксперимент [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.grandars.ru/college/psihologiya/pedagogicheskiy-eksperiment.html (дата обращения: 17.12.2015).

  20. Методы экспертных оценок [Электронный ресурс] – 2013 – Режим доступа: http://habrahabr.ru/post/189626/ (дата обращения: 17.12.2015).

  21. Котляров И.Д. Классификация Интернет-предприятий иерархий / И.Д. Котляров [Электронный ресурс] // Современная наука: Актуальные проблемы теории и практики – 2014. – Режим доступа: http://www.vipstd.ru/nauteh/index.php/---ep14-12/1353-a (дата обращения: 17.12.2015).

  22. Метод комплексной оценки качества продукции [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://studme.org/1382032811642/menedzhment/metod_kompleksnoy_ otsenki_kachestva_produktsii (дата обращения: 17.12.2015).

  23. Методы индивидуальных экспертных оценок [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.uamconsult.com/book_547_chapter_19_3.3.2._Metody_ind ividualnykh_ehkspertnykh_o%D1%81enok.html (дата обращения: 17.12.2015).

  24. Количественные и качественные экспертные оценки [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://bbest.ru/razryprresh/mnogokritmetod/kolika4eksocen/ (дата обращения: 17.12.2015).

36

Просмотров работы: 1215