Доходы бюджета Усть-Джегутинского муниципального района формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах. Основная часть доходов муниципального района состоят из собственных.
Собственные доходы бюджетов — виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующим бюджетом. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством Российской Федерации, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления (ст. 47 Бюджетного кодекса Российской Федерации). Собственные доходы бюджетов субъектовРФ от региональных налогов и сборов, а также от закрепленных за субъектами РФ федеральных налогов и сборов могут быть переданы местным бюджетам по нормативам, утверждаемым законодательными или представительными органами субъектов РФ.
Кроме отчислений от федеральных и региональных налогов, средств, поступающих из фондов финансовой поддержки для сбалансирования территориальных бюджетов, оказание финансовой помощи местным бюджетам из бюджета субъекта может быть осуществлено в следующих формах: дотации, субвенции и субсидии.
Доходы бюджета муниципального района формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, законодательством Карачаево-Черкесской республики о налогах и сборах, нормативными правовыми актами Собрания депутатов Усть-Джегутинского муниципального района о налогах и сборах.
Таблица 1 - Доходы бюджета Усть-Джегутинского муниципального района за 2012-2014 гг.1 |
||||||||||||||||||||
Наименование показателя |
Исполнено - бюджет муниципального района, тыс. руб. |
Темпы роста доходов по отношению к отчетному 2014 г. |
Удельный вес к всего доходам, % |
|||||||||||||||||
2012 |
2013 |
2014 |
2012 |
2013 |
2012 |
2013 |
2014 |
|||||||||||||
Доходы бюджета – Всего |
703 860 879 |
735 505 004 |
792 985 568 |
112,66 |
107,82 |
100 |
100 |
100 |
||||||||||||
НАЛОГОВЫЕ И НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
94 223 138 |
108 912 770 |
90 562 550 |
96,11 |
83,15 |
13,38 |
14,81 |
11,42 |
||||||||||||
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
52 705 752 |
65 003 143 |
37 800 424 |
71,72 |
58,15 |
7,49 |
8,84 |
4,77 |
||||||||||||
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД |
5 923 524 |
3 846 814 |
3 942 184 |
66,55 |
102,48 |
0,84 |
0,52 |
0,50 |
||||||||||||
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО |
20 141 690 |
21 888 011 |
23 272 990 |
115,55 |
106,33 |
2,86 |
2,98 |
2,93 |
||||||||||||
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА |
1 919 135 |
2 757 336 |
4 218 661 |
219,82 |
153,00 |
0,27 |
0,37 |
0,53 |
||||||||||||
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ |
4 085 025 |
2 621 905 |
2 873 743 |
70,35 |
109,61 |
0,58 |
0,36 |
0,36 |
||||||||||||
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
6 275 034 |
7 324 557 |
11 111 622 |
177,08 |
151,70 |
0,89 |
1,00 |
1,40 |
||||||||||||
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ (РАБОТ) И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА |
870 385 |
3 581 398 |
6 066 503 |
696,99 |
169,39 |
0,12 |
0,49 |
0,77 |
||||||||||||
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |
633 687 |
225 943 |
137 860 |
21,76 |
61,02 |
0,09 |
0,03 |
0,02 |
||||||||||||
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА |
1 668 900 |
1 663 659 |
1 138 559 |
68,22 |
68,44 |
0,24 |
0,23 |
0,14 |
||||||||||||
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
609 637 741 |
626 592 233 |
702 423 017 |
115,22 |
112,10 |
86,62 |
85,19 |
88,58 |
||||||||||||
ПРОЧИЕ БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
500 174 |
1 044 118 |
1 533 950 |
306,68 |
146,91 |
0,07 |
0,14 |
0,19 |
По данным таблицы 1 видно, что за период с 2012 по 2014 годы в доходах местного бюджета Усть-Джегутинского муниципального района преобладают средства в виде финансовых безвозмездных поступлений из вышестоящего бюджета. Доля безвозмездных поступлений за анализируемый период не снижается, а наоборот, имеет рост с 609637741тыс.руб. до 702423017 тыс.руб. По фактическим данным их удельный вес колеблется от 86,62% в 2012 г. и до 88,58% в 2014 г.
Суммы налоговых и неналоговых доходов незначительны по сравнению с безвозмездными поступлениями, и составляли в 2012 году 94223138 тыс.руб., в 2013 году увеличились на 14689632 тыс.руб., составив 108912770 тыс.руб., а в 2014 году снизились до 90562550 тыс. руб. Анализ показывает, что удельный вес налоговых и неналоговых доходов в доходах бюджета составил в 2012 году – 13,38%; в 2013 году – 14,81%; в 2014 году -11,42%. Это говорит о том, что собственных доходов бюджета муниципального района недостаточно для осуществления ряда полномочий на проведение необходимых расходов.
Если смотреть на доходы бюджета всего, то нужно отметить, что бюджет Усть-Джегутинского муниципального района с 2012 по 2014 годы в целом увеличился с 703860879 тыс.руб. до 792985568 тыс. руб. Темпы роста доходов по отношению к 2012 году в 2014 году составили - 112,66%, в 2013 году - 107,82.
В настоящее время в России одной из острых проблем, стоящих на пути экономического развития страны и отдельных ее территорий, является дефицит доходов муниципальных образований и, следовательно, проблема сбалансированности местных бюджетов. Доказательством тому являются статистические данные: в 2012 году 55% муниципальных образований имели дефицит бюджета, в 2013 году их количество увеличилось и составило 64%. На 2014 год уже 77% муниципальных образований утвердили свои бюджеты с дефицитом, причем некоторые из них имеют дефицит, превышающий предельно допустимый уровень. В Бюджетном кодексе Российской Федерации прописано: «размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 % объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта РФ». 2
Причем в доходах, поступающих в бюджет муниципального образования, более 50% составляют межбюджетные трансферты. Следовательно, уровень дефицита, который относится к малозначимым налоговым и неналоговым доходам, выше предельно допустимого, поэтому законность и обоснованность утвержденного размера дефицита местных бюджетом можно поставить под сомнение.
По мнению специалистов, изучающих вопросы формирования местных бюджетов, местные налоги не являются основополагающими и изначально недостаточны для покрытия всех затрат муниципального образования.
Для того чтобы муниципальные образования стали более самостоятельными и независимыми, необходимо совершенствовать и расширять систему внутренних ресурсов формирования доходной части местных бюджетов. Такие ресурсы составляют налоговые и неналоговые доходы.
Препятствия для эффективного поступления неналоговых доходов в бюджет заключаются в проблеме сбора этих доходов, в связи с неравномерностью их распределения и трудностями при прогнозах, так как многие источники являются разовыми (доходы от пользования имуществом муниципальных образований, продажа материальных и нематериальных активов, административные платежи и сборы, штрафные взыскания, плата за нанесенный ущерб и т. д.).
Поступления в бюджет неналоговых доходов являются лишь частью доходной базы муниципальных образований, но служат дополнительным источником ее формирования и усиления экономической независимости. Одной из мер по увеличению доходов от реализации муниципального имущества выступает поиск неиспользуемых бесхозных объектов недвижимости и земель, с дальнейшим присвоением их муниципалитету и передачей в пользование или владение физическим или юридическим лица на праве договора аренды или купли-продажи. Исходя из этого, немаловажным действием будет являться переоценка существующих ставок платы за аренду в соответствии с рыночной ситуацией.
В заключение можно отметить, что проблемы бюджетов муниципальных образований связаны и с доходами, и с расходами. Расходная часть значительно превышает доходную. Вопрос экономической самостоятельности муниципальных образований стоит на первом месте, поэтому, прежде всего, необходимо обеспечить экономический рост, усилить независимость и сбалансированность местных бюджетов, которые в совокупности образуют основу бюджетной системы нашей страны.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Бюджетный Кодекс РФ от 31.07.1998 № 145-ФЗ (в действующей редакции)
Бюджетная система Российской Федерации: Учебное пособие / И.Г. Изабакаров, Ф.И. Ниналалова. М.: Вузовский учебник: НИЦ Инфра-М, 2013
Пояснительная записка об итогах исполнения бюджета Усть-Джегутинского муниципального района за 2012-2014 год.
1 Составлено и рассчитано автором. Источник данных: материалы Администрации Усть-Джегутинского муниципального района о бюджетах за 2012-2014 гг.
2 ст. Бюджетного кодекса Российской Федерации
3