ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ЦЕЛЕПОЛАГАНИЯ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ШКОЛЬНОГО КУРСА ХИМИИ

Щаулова А.П. 1
1ФГБОУ ВПО «Саратовский Государственный Университет имени Н.Г. Чернышевского»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

 «Ничему тому, что важно знать, научить нельзя, — все, что может сделать учитель, это указать дорожки».

Олдингтон Р.

Стандарты современного образования направленны на развитие личности, готовой к жизни в современном мире. Данному запросу отвечает программа развития универсальных учебных действий (УУД), которая представляет собой совокупность учебных действий учащегося, направленных на успешную организацию процесса познания с целью повышения качества своего образования. В связи этим процесс обучения должен быть построен с учетом психологических особенностей обучающихся. Поскольку результативность учебно-воспитательного процесса зависит от осознанности учеником цели своей деятельности, тогда учебный процесс должен быть направлен на формирование активного целеполагания учащихся на уроке. В связи с чем возникла необходимость разработки методических приемов, способствующих формированию навыков целеполагания у обучающихся.

Под целеполаганием понимают процесс формирование цели, то есть описание ожидаемого результата обучения. Поскольку логика развития учебной деятельности является движением от потребности к цели, поставленной самим учеником, то внешне заданная цель, отрицательным образом сказывается на реакции учащихся и является нежелательной в использовании. Соответственно именно поэтому данный вид деятельности учащихся должен стать неотъемлемой частью современного урока.

Адекватный процесс целеполагания учащихся формируется в результате направленной деятельности учителя и представляет собой сложную логико-конструктивную операцию. Форму такого обучения С. Манукян называет целепорождающим. Целеполагание учащихся основано на критическом мышлении и способности аргументировать свою речь. Соответственно учитель в ходе урока должен создать такие условия, при которых ученик добровольно включается в деятельность, а затем в процессе обмена мнениями между учениками у них возникают противоречия, которые поражают к новым речевым поступкам. Проектное обучение также открывает широкие возможности ученического целеполагания, поскольку у обучающихся возникает возможность не только ставить локальные цели, но и выбирать пути и средства их достижения.

Учащиеся в ходе подобного урока самостоятельно добывают новые знания, учатся рассуждать, выдвигают гипотезы, тезисы, аргументы, делая соответствующие выводы, что соответствует педагогической цели урока, которую определил учитель. Обучающие также достигают своей цели: они учатся аргументированно доказывать свою точку зрения, разрабатывать план для достижения поставленной цели, решать конкретные практические задачи.

О.К. Тихомиров (1977) выделил следующие механизмы целеобразования:

  • преобразование побочного результата действия в цель на основе его осознания и связывания с мотивом;

  • превращение неосознанных предвосхищений в цель на стадии подготовки практического действия;

  • смена (переформулирование) целей при недостижении первоначального предвосхищавшегося результата;

  • усвоение заданной цели путём связывания её с мотивом;

  • выбор одной из множества задаваемых целей;

  • превращение мотива в мотив-цель;

  • выделение промежуточных целей как функции препятствия, совместной практической деятельности, соотнесённости предмета с несколькими потребностями, частичного удовлетворения потребности предметом;

  • переход от предварительных к окончательным целям;

образование иерархии и временной последовательности целей.

С учетом рассмотренного нами процесса, его механизма, особенностей, требований, выдвигаемых современными стандартами нами была приведена методика формирования навыков целеобразования обучающихся в ходе изучения химии в 8 классе по теме «Растворы. Массовая доля растворенного вещества». Методическая разработка основана на технологии интерактивного обучения с использованием методического приема «Бортовой журнал».

Для активизации деятельности учащихся в начале урока учитель задает проблемный вопрос: «Имеют ли право «на жизнь» каждый из растворов: жидкий, твердый и газообразный?». В течение 2-3 мин. заслушиваются мнения учеников, записываются на доске как правильные, так и неверные суждения.

Следующим этапом организуется парная работа с раздаточным материалом (см. таблицу №1), в котором имеет место практическое задание, на его выполнение отводится около 15 мин.

Таблица «Растворы» одновременно выводится на интерактивной доске, после чего заполняется обучающимися в ходе активной беседы. Во время ее заполнения ученики задают вопросы, возникшие у них по ходу выполнения задания, которые были записаны в строку «Мои вопросы». Это позволит своевременно скорректировать процесс обучения для достижения целей урока.

Таблица №1 «Растворы»

1. Практическое задание. Часть 1

Готовим растворы:

1. В стакан помещаем 0,5 г хлорида калия, затем приливаем к нему 10 мл воды, размешиваем стеклянной палочкой.

2. Прильём в стакан с водой 1 мл растительного масла. Перемешаем жидкость стеклянной палочкой. Возникает ли граница раздела между веществами?

Наблюдения

В чем принципиальное отличие двух приготовленных растворов?

Однородный (истинный) раствор – это раствор, состоящий из нескольких компонентов, которые нельзя обнаружить визуально, поскольку вещества находятся в раздробленном состоянии на микроуровне.

Какой из приготовленных растворов является истинным(однородным)?

Истинный раствор – это ____________________________________________

Мои вопросы:______________________________________________________________

___________________________________________________________________________

Мне интересно: ____________________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Теоретический вывод:

Раствор – это __________ система, состоящая из ______ и более веществ, между которыми_________________________________________________.

3. Закрепление изученного материала:

1. Выберите истинные растворы из предложенного списка.

Воздух; бульон; смесь речного песка с водой; лимфа; пена; смесь гальки и песка.

2. Приведите 3 примера истинного раствора.

__________________________________________________________________________

4. Практическое задание. Часть 2.

Продолжаем вносить в стакан с приготовленным нами истинным раствором ____________ до тех пор, пока на его дне не появятся несколько кристаллов _____________. Получили насыщенный раствор. Нагреваем его. Что наблюдаем?

Наблюдения: ______________________

__________________________________.

насыщенный раствор – это __________________________________________________

___________________________________________________________________________

________________________________________________________________.

Мои вопросы: _____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Мне интересно:____________________________________________________________

__________________________________________________________________________

Для подведения промежуточной рефлексии учитель задает вопрос, который был поставлен в начале урока. Обучающиеся в ходе активной беседы, на протяжении 2-3 мин. аргументированно раскрывают свою точку зрения, тем самым подводят промежуточный итог полученных знаний.

Применение данной методической разработки делает возможным формирование не только навыков целеполагания, но и смолообразования у обучающихся. На этапах постановки проблемных вопросов, решении практических задач и аргументированном представлении своей точки зрения.

Просмотров работы: 800