Благодаря бюджетированию можно создать достаточно эффективную систему управления. Так как, при правильно поставленной системе бюджетирования, решаются не только задачи оперативного управления, но и достигаются стратегические цели, поставленные руководством организации.
Бюджетирование – это производственно-финансовое планирование деятельности организации путем составления общего бюджета организации, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов[1].
Задачи, решаемые при внедрении и использовании системы бюджетирования следующие:
повышение управляемости организации;
увеличение финансового результата;
создание базы данных для принятия управленческих решений;
повышение эффективности расходов и капиталовложений – в разрезе их влияния на производительность труда, снижение себестоимости продукции, увеличение объема продаж и т.д.;
возможность эффективно управлять ресурсами организации[2].
Как видно из задач, выполняемых бюджетированием, при его внедрении организация получает дополнительные инструменты для повышения прибыли и роста.
Внедрение бюджетирования – это серьезный трудоемкий процесс разработки механизмов планирования и прогнозирования работы организации и средств контроля, а также масштабная реализация этих планов. В данном процессе должны участвовать не только топ-менеджеры, которых интересует организация и ее результаты в целом, но и те, кто непосредственно будет строить эти планы в разрезе отдельных статей бюджетов, для конкретных отделов и филиалов или по конкретным проектам.
Для каждой организации построение бизнес-процессов финансового планирования и выполнения планов, а также мер, которые принимаются для обеспечения их выполнения и повышения эффективности работы, являются уникальными. Однако есть общие понятия, рекомендации и инструменты, позволяющие стандартизировать эти процессы и добиться максимальных результатов.
Цели внедрения бюджетирования в различных организациях могут отличаться, однако в общем виде их можно представить как:
обеспечение связи системы планирования с системой стратегического управления;
повышение финансовой прозрачности бизнеса;
повышение ответственности за финансовые результаты деятельности;
обеспечение контроля за достижением целевых показателей подразделениями организации;
повышение эффективности использования основных фондов, материальных и финансовых ресурсов;
обеспечение возможности оперативного получения информации о результатах выполнения планов по уровням управления;
обеспечение координации деятельности подразделений в процессе формирования, корректировки и исполнения бюджетов.
Преимущества бюджетирования включают:
планирование деятельности организации – то есть, осуществление строгого планирования работ на весь отчетный период;
обеспечивает наличие достаточных средств, необходимых для функционирования организации, в течение всего отчетного периода;
позволяет осуществлять оценку степени выполнения бюджета организации на конец отчетного периода.
Также бюджетирование способствует инициативе, предоставляет средство контроля и выполняет организующую роль. Все преимущества бюджетирования способствуют выгоде не только организации, но и ее сотрудникам[3].
Нередко при внедрении бюджетирования организация не только получает новые схемы взаимодействия между подразделениями, отделами и филиалами, но и четко распределяет права и обязанности между подразделениями, получив важную и полезную дополнительную информацию на основе проведенного обследования.
В общем виде этапы внедрения бюджетирования можно представить в виде схемы:
Рассмотрим более подробно этапы внедрения бюджетирования.
Этап 1. Формирование финансовой структуры.
На первом этапе формируется финансовая структура организации.
Для планирования и контроля производственной и финансовой деятельности организации ее разделяют на Центры финансовой ответственности (ЦФО). За каждым таким ЦФО закрепляются определенные функции (бюджеты) и возлагаются определенные обязанности. Очень часто ЦФО соответствуют отделам или подразделениям организации, однако в ряде случаев в один ЦФО может входить несколько подразделений или наоборот, одно подразделение может входить в несколько ЦФО. Примерами ЦФО можно назвать:
Центр затрат (ЦЗ). В него может входить несколько подразделений, которые не приносят прибыли, а только являются потребителями ресурсов, например, производственные цеха, бухгалтерия, отдел кадров и т.д.
Центр доходов (ЦД), непосредственно принимающий участие в получении прибыли. Характерным представителем ЦД являются службы сбыта, отделы продаж и т.п.
При необходимости в один ЦФО может входить несколько подразделений, которые даже территориально располагаются в разных местах, например в разных городах, однако выполняют одинаковые функции.
Этап 2. Формирование структуры бюджетов.
На втором этапе формируется структура бюджетов организации, с учетом всех нюансов и аналитик по которым в дальнейшем будет проводиться планирование, лимитирование и производиться анализ исполнения планов.
Этап 3. Разработка учетно-финансовой политики.
На третьем этапе формируется учетно-финансовая политика организации, т.е. правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле выполнения бюджетов.
Этап 4. Подготовка регламента планирования.
На четвертом этапе производится разработка регламентов планирования, определяющих процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.
Этап 5. Операционный и финансовый бюджет.
На пятом этапе выполняются работы по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям[2].
При успешном внедрении бюджетирования в организации, прежде всего, значительно сократится длительность бюджетного планирования, повысится прозрачность финансово-экономической деятельности организации, улучшится контроль управления ее ресурсами. Также позволит увидеть, где можно высвободить дополнительные ресурсы и куда их необходимо вложить, что, в свою очередь, приведет к росту капитала организации и т.д. Как итог – значительно сократятся непредвиденные потери средств, начнет расти рентабельность и прибыльность организации.
Список литературы:
1. Бюджетирование: официальный сайт [Электронный ресурс], URL.: http://auditfc.ru
2. Бюджетирование: проблематика, функционал и этапы внедрения: официальный сайт [Электронный ресурс], URL.: http://efsol.ru
3. Иаин Мейтленд, Преимущества и недостатки бюджетирования: официальный сайт [Электронный ресурс], URL.: http://www.bud-tech.ru