ПОСТАНОВКА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ: ЦЕЛЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ЭТАПЫ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПОСТАНОВКА БЮДЖЕТИРОВАНИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ: ЦЕЛЬ, ПРЕИМУЩЕСТВА, ЭТАПЫ

Нешатаева В.А. 1
1ФГБОУ ВО СГАУ им. Н.И. Вавилова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Тема бюджетирования не нова и остается актуальной и в настоящее время. Во многих организациях бюджетирование давно автоматизировано и успешно используется. Однако остается очень много организаций, которые не задумываются о профессиональном бюджетировании, что отрицательно влияет на систему управления.

Благодаря бюджетированию можно создать достаточно эффективную систему управления. Так как, при правильно поставленной системе бюджетирования, решаются не только задачи оперативного управления, но и достигаются стратегические цели, поставленные руководством организации.

Бюджетирование – это производственно-финансовое планирование деятельности организации путем составления общего бюджета организации, а также бюджетов отдельных подразделений с целью определения их финансовых затрат и результатов[1].

Задачи, решаемые при внедрении и использовании системы бюджетирования следующие:

повышение управляемости организации;

увеличение финансового результата;

создание базы данных для принятия управленческих решений;

повышение эффективности расходов и капиталовложений – в разрезе их влияния на производительность труда, снижение себестоимости продукции, увеличение объема продаж и т.д.;

возможность эффективно управлять ресурсами организации[2].

Как видно из задач, выполняемых бюджетированием, при его внедрении организация получает дополнительные инструменты для повышения прибыли и роста.

Внедрение бюджетирования – это серьезный трудоемкий процесс разработки механизмов планирования и прогнозирования работы организации и средств контроля, а также масштабная реализация этих планов. В данном процессе должны участвовать не только топ-менеджеры, которых интересует организация и ее результаты в целом, но и те, кто непосредственно будет строить эти планы в разрезе отдельных статей бюджетов, для конкретных отделов и филиалов или по конкретным проектам.

Для каждой организации построение бизнес-процессов финансового планирования и выполнения планов, а также мер, которые принимаются для обеспечения их выполнения и повышения эффективности работы, являются уникальными. Однако есть общие понятия, рекомендации и инструменты, позволяющие стандартизировать эти процессы и добиться максимальных результатов.

Цели внедрения бюджетирования в различных организациях могут отличаться, однако в общем виде их можно представить как:

  • обеспечение связи системы планирования с системой стратегического управления;

  • повышение финансовой прозрачности бизнеса;

  • повышение ответственности за финансовые результаты деятельности;

  • обеспечение контроля за достижением целевых показателей подразделениями организации;

  • повышение эффективности использования основных фондов, материальных и финансовых ресурсов;

  • обеспечение возможности оперативного получения информации о результатах выполнения планов по уровням управления;

  • обеспечение координации деятельности подразделений в процессе формирования, корректировки и исполнения бюджетов.

Преимущества бюджетирования включают:

  • планирование деятельности организации – то есть, осуществление строгого планирования работ на весь отчетный период;

  • обеспечивает наличие достаточных средств, необходимых для функционирования организации, в течение всего отчетного периода;

  • позволяет осуществлять оценку степени выполнения бюджета организации на конец отчетного периода.

Также бюджетирование способствует инициативе, предоставляет средство контроля и выполняет организующую роль. Все преимущества бюджетирования способствуют выгоде не только организации, но и ее сотрудникам[3].

Нередко при внедрении бюджетирования организация не только получает новые схемы взаимодействия между подразделениями, отделами и филиалами, но и четко распределяет права и обязанности между подразделениями, получив важную и полезную дополнительную информацию на основе проведенного обследования.

В общем виде этапы внедрения бюджетирования можно представить в виде схемы:

Рассмотрим более подробно этапы внедрения бюджетирования.

Этап 1. Формирование финансовой структуры.

На первом этапе формируется финансовая структура организации.

Для планирования и контроля производственной и финансовой деятельности организации ее разделяют на Центры финансовой ответственности (ЦФО). За каждым таким ЦФО закрепляются определенные функции (бюджеты) и возлагаются определенные обязанности. Очень часто ЦФО соответствуют отделам или подразделениям организации, однако в ряде случаев в один ЦФО может входить несколько подразделений или наоборот, одно подразделение может входить в несколько ЦФО. Примерами ЦФО можно назвать:

  • Центр затрат (ЦЗ). В него может входить несколько подразделений, которые не приносят прибыли, а только являются потребителями ресурсов, например, производственные цеха, бухгалтерия, отдел кадров и т.д.

  • Центр доходов (ЦД), непосредственно принимающий участие в получении прибыли. Характерным представителем ЦД являются службы сбыта, отделы продаж и т.п.

При необходимости в один ЦФО может входить несколько подразделений, которые даже территориально располагаются в разных местах, например в разных городах, однако выполняют одинаковые функции.

Этап 2. Формирование структуры бюджетов.

На втором этапе формируется структура бюджетов организации, с учетом всех нюансов и аналитик по которым в дальнейшем будет проводиться планирование, лимитирование и производиться анализ исполнения планов.

Этап 3. Разработка учетно-финансовой политики.

На третьем этапе формируется учетно-финансовая политика организации, т.е. правила ведения и консолидации бухгалтерского, производственного и оперативного учета в соответствии с ограничениями, принятыми при составлении и контроле выполнения бюджетов.

Этап 4. Подготовка регламента планирования.

На четвертом этапе производится разработка регламентов планирования, определяющих процедуры планирования, мониторинга и анализа причин невыполнения бюджетов, а также текущей корректировки бюджетов.

Этап 5. Операционный и финансовый бюджет.

На пятом этапе выполняются работы по составлению операционного и финансового бюджетов на планируемый период, проведению сценарного анализа, корректировке системы бюджетирования по результатам анализа ее соответствия потребностям[2].

При успешном внедрении бюджетирования в организации, прежде всего, значительно сократится длительность бюджетного планирования, повысится прозрачность финансово-экономической деятельности организации, улучшится контроль управления ее ресурсами. Также позволит увидеть, где можно высвободить дополнительные ресурсы и куда их необходимо вложить, что, в свою очередь, приведет к росту капитала организации и т.д. Как итог – значительно сократятся непредвиденные потери средств, начнет расти рентабельность и прибыльность организации.

Список литературы:

1. Бюджетирование: официальный сайт [Электронный ресурс], URL.: http://auditfc.ru

2. Бюджетирование: проблематика, функционал и этапы внедрения: официальный сайт [Электронный ресурс], URL.: http://efsol.ru

3. Иаин Мейтленд, Преимущества и недостатки бюджетирования: официальный сайт [Электронный ресурс], URL.: http://www.bud-tech.ru

Просмотров работы: 1036