АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ТАВРИЧЕСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ДОХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА ТАВРИЧЕСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Вяликова М.А. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Анализ доходной части бюджета Таврического муниципального района Омской области

Бюджеты муниципального образования являются составной частью финансовой системы Российской Федерации.

Бюджетные доходы, по своей экономической природе, считаются результатом распределения стоимости ВВП между различными участниками общественного воспроизводства, задающиеся государством на основе проводимой государственной политикой. [3]

К видам доходов бюджета относятся: налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления.

Налоговые доходы бюджетов включают в себя доходы от предусмотренных законодательством РФ о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, а также от налогов, которые предусмотрены специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов и пеней и штрафов по ним.

К неналоговым доходам бюджетов относятся: доходы от платных услуг, которые оказываются казенными учреждениями; средства самообложения граждан; иные неналоговые доходы.

К безвозмездным поступлениям относятся: дотации из других бюджетов бюджетной системы РФ; субсидии из других бюджетов бюджетной системы РФ; субвенции из федерального бюджета или из бюджетов субъектов РФ.[5]

Доходная часть местных бюджетов формируется из собственных доходов и доходов за счет отчислений от федеральных и региональных регулирующих налогов и сборов.

Рассмотрим анализ доходной части бюджета на примере Таврического муниципального района Омской области. Таврический муниципальный район Омской области (далее – Таврический район) образован в 1924 году, расположен на юге Омской области. В состав Таврического района входят 10 сельских поселений и 1 – городское, которые включают 43 населенных пункта.

Доходная база бюджета Таврического муниципального района характеризуется данными, представленными в табл. 2.1.

Таблица 2.1. - Доходы местного бюджета Таврического района в 2012 – 2014 гг., тыс. руб.

Вид дохода

2012 год, тыс. руб.

Уд.

вес

2013 год, тыс. руб.

Уд.

вес

2014 год, тыс. руб.

Уд.

вес

Доходы бюджета

673587,1

100

712089,3

100

707160,8

100

Налоговые и неналоговые доходы

189026,7

28,06

217650,4

30,57

195763,7

27,68

Налоговые доходы

157704,8

23,41

188319,6

26,45

174516,4

24,68

Налог на доходы физических лиц

146026,6

21,68

177529,1

24,93

159608,7

22,57

Акцизы по подакцизным товарам (продукции)

 

0,00

 

0,00

1498,7

0,21

Налог на совокупный налог

10199,7

1,51

9011,4

1,27

10660,1

1,51

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности

9451,9

1,40

8315,2

1,17

9088,7

1,29

Единый сельскохозяйственный налог

747,8

0,11

635,4

0,09

1561,3

0,22

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

 

0,00

60,8

0,01

10,1

0,00

Государственная пошлина

1478,4

0,22

1779,1

0,25

2748,9

0,39

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам

47,1

0,01

 

0,00

 

0,00

Неналоговые доходы

31274,9

4,64

29330,8

4,12

21247,3

3,00

Доходы от использования имущества

19291,5

2,86

16149,5

2,27

16380,5

2,32

Платежи при пользовании природными ресурсами

190,5

0,03

220,3

0,03

286,0

0,04

Доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства

8427,9

1,25

9527,6

1,34

1394,7

0,20

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

1372,1

0,20

892,2

0,13

1394,0

0,20

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

1978,7

0,29

2492,8

0,35

1456,1

0,21

Прочие неналоговые доходы

14,1

0,00

48,4

0,01

336,0

0,05

Безвозмездные поступления

484560,4

71,94

494438,9

69,43

511397,1

72,32

Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

74992,8

11,13

42641,6

5,99

54151,5

7,66

Субсидии бюджетам бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии)

209145,3

31,05

175240,6

24,61

118002,5

16,69

Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

186190,4

27,64

257569

36,17

325580,9

46,04

Иные межбюджетные трансферты

13819,9

2,05

18050,7

2,53

13615,6

1,93

Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

550

0,08

514,3

0,07

290,0

0,04

Прочие безвозмездные поступления

346,7

0,05

858

0,12

107,0

0,02

Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы РФ остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

0,1

0,00

115,1

0,02

252,6

0,04

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

-484,8

-0,07

-550,4

-0,08

-603,0

-0,09

Анализ представленных данных показал, что в период 2012-2014 гг. в доходах местного бюджета Таврического муниципального района преобладает значительная доля безвозмездной финансовой помощи с вышестоящего бюджета. Однако, доля безвозмездных поступлений за анализируемый период не снижается, а наоборот имеет рост с 484560,4 тыс. руб. до 511397,1 тыс. рублей. Таким образом, собственных доходов Таврическому муниципального району недостаточно для осуществления ряда полномочий на проведение таких расходов, как выплата заработной платы, оплата коммунальных услуг, софинансирования капитальных вложений, так как в течение финансового года возможно повышение тарифов на услуги, осуществление бюджетных инвестиций с привлечением средств федерального и областного бюджетов.

Проанализировав структуру доходов прослеживается тенденция повышения доли налоговых доходов в общем объеме поступлений соответственно с 23,41% до 24,68% и снижения неналоговых доходов от общего поступления с 4,64% до 3,00%. Одновременно растет доля безвозмездной финансовой помощи от общего объема доходов со значения 71,94% до 72,32%. Местный бюджет Таврического муниципального района находится в значительной зависимости от межбюджетных трансфертов.

Анализируя структуру собственных доходов от общего объема поступлений (табл. 2.2.) можно сказать, что налоговые доходы, несмотря на рост в течение трех лет, в общем объеме увеличиваются с 23,41% в 2012 году до 24,68 % в 2014 году, увеличение происходит всего на 1,27%, и считается незначительным.

Причинной данного явления считается то, что основная масса в доходах района является финансовой помощью с вышестоящего бюджета. Удельный вес неналоговых доходов составил в 2012 году – 4,64%, в 2013 году – 4,12%, и в 2014 году – 3%. За рассматриваемый период наблюдается спад неналоговых доходов на 1,64% это свидетельствует о повышении зависимости в 2014 году местного бюджета от вышестоящего бюджета. В динамике за три года прослеживается спад от 31274,9 тыс. руб. до 21247,3 тыс. рублей.

Таблица 2.2. - Структура собственных доходов в общем объеме поступлений

Вид дохода

Период

Удельный вес

2012 год

2013 год

2014 год

2012 г

2013 г

2014 г

Всего доходов в местном бюджете

673587,1

712089,3

707160,8

100

100

100

Налоговые доходы

157704,8

188319,6

174516,4

23,41

26,45

24,68

неналоговые доходы

31274,9

29330,8

21247,3

4,64

4,12

3,00

Для определения изменений в налоговой части за рассматриваемый период, необходимо рассмотреть динамику налоговых, неналоговых доходов и безвозмездных поступлений.

Таблица 2.3. - Динамика налоговых доходов в 2012-2014 гг., тыс. руб.

Вид дохода

изменение за 2012-2014 гг.

Абс. изм

Темп роста, %

Доходы бюджета:

33573,7

104,98

Налоговые доходы

16811,6

110,66

Налог на доходы физических лиц

13582,1

109,30

Акцизы по подакцизным товарам (продукции)

1498,7

-

Единый налог на вменённый доход для отдельных видов деятельности

-363,2

96,16

Единый сельскохозяйственный налог

813,5

208,79

Налог, взимаемый в связи с применением патентной системы налогообложения

10,1

-

Государственная пошлина

1270,5

185,94

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам

-47,1

0,00

Неналоговые доходы

-10027,6

67,94

Доходы от использования имущества

-2911

84,91

Платежи при пользовании природными ресурсами

95,5

150,13

Безвозмездные поступления

26836,7

105,54

Дотации бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

-20841,3

72,21

Субсидии бюджетам бюджетной системы РФ (межбюджетные субсидии)

-91142,8

56,42

Субвенции бюджетам субъектов РФ и муниципальных образований

139390,5

174,86

Иные межбюджетные трансферты

-204,3

98,52

Прочие безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы РФ

-260

52,73

Прочие безвозмездные поступления

-239,7

30,86

Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы РФ остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

252,5

252600,00

Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет

-118,2

124,38

За три года наблюдается рост налоговых поступлений на 10,66% или в стоимостном выражении на 16811,6 тыс. рублей. Это происходит под влиянием роста поступлений по налогу на доходы физических лиц (9,3 %), значительного роста единого сельскохозяйственного налога на 108,79 % и за счет государственной пошлины, ее рост составил 85,94% за период. наблюдается спад неналоговых поступлений на 22,06% или в стоимостном выражении на 10027,6 тыс. рублей. Данная ситуация происходит в результате значительного уменьшения поступлений по налогу на доходы от оказания платных услуг (работ) и компенсации затрат государства (83,45 %), уменьшения доходов от использования имущества на 15,09 % или на 2911 тыс. рублей. За последние три года прослеживается рост безвозмездных поступлений на 5,54% или на 26836,7 тыс. руб., в том числе субвенций на 74,86 % или в стоимостном выражении на 139390,5 тыс. рублей. Это происходит за счет значительного увеличения перечисляемых из вышестоящих бюджетов субвенций на выполнение государственных полномочий.

Значительное повышение доли собственных доходов местных бюджетов и формирование доходов местных бюджетов в основном за счет собственных доходов позволяет решать социальные и экономические задачи муниципалитетов.

Для решения задач, необходимо:

  1. Осуществлять координацию действий главных администраторов, администраторов доходов бюджета Таврического муниципального района в рамках бюджетного процесса на основе действующего законодательства для совершенствования порядка зачисления доходов в бюджет муниципального района, повышения уровня собираемости доходов и улучшения информационного обмена

  2. Проводить заседания Межведомственной комиссии по ликвидации задолженности по выплате заработной платы и уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и контролю за исполнением трудового и налогового законодательства на территории Таврического муниципального района

  3. Проводить работу с плательщиками и администраторами доходов бюджета Таврического муниципального района по уточнению платежей, отнесенных Управлением Федерального казначейства по Омской области на невыясненные поступления, и зачислению их в доход бюджета района

  4. Проводить постоянный мониторинг по налоговым и неналоговым доходам в бюджет района, их структуры и динамики с целью снижения задолженности и ее ликвидации.

В целях увеличения доходной части бюджета Таврического муниципального района предлагаются следующие мероприятия в области экономики:

- рост инвестиционной привлекательности территории района путем формирования и продвижения инвестиционных площадок, расширение производства и новые проекты;

- создание новых производств в сельском хозяйстве, промышленности и рост объемов выпуска в функционирующих промышленных организациях Таврического района;

-развитие малого и среднего предпринимательства, в том числе с использованием государственной поддержки.

Библиографический список

  1. Александров И. М.Бюджетная система Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие / И. М. Александров, О. В. Субботина. - М.: Дашков и К, 2012. - 448 с.

  2. Баранова. Л.Г. Бюджетный процесс в Российской Федерации [Текст]: учеб. пособие /Л.Г. Баранова, О.В.Врублевская. - М.: «Перспектива»: ИНФРА, 2011.-362 с.

  3. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Текст]. Ч. 1,2. – М.: Эксмо, 2015. – 656 с.

  4. Гладышев, Л. Г. Основы современного муниципального управления [Текст]: учеб. пособие / Л. Г. Гладышев, С. Б. Мельников. - М.: «Кнорус», 2011. - 410 с.

  5. Запольский, С. В. Финансовое право [Текст]: учеб. пособие / С. В. Запольский. – М.: Контракт, 2011. – 792 с.

Просмотров работы: 1660