СТАНДАРТИЗАЦИЯ УСЛУГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

СТАНДАРТИЗАЦИЯ УСЛУГ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ

Лунченкова Н.В. 1, Правдюк В.Н. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ, г. Шахты
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Теория услуг богата на классификации и помимо всех имеющихся выделим индивидуальные и массовые. Обратимся к дефиниции «услуга».

Услуга – это особый способ удовлетворения возникшей потребности, которые одна из сторон предоставляет другой. В настоящее время услуги можно отнести к товарам, поскольку к ним относятся не только физические объекты. Такжеуслуги способствуют привлечению внимания потребителя и с их помощью удовлетворяютсявозникающие нужды[1].

Индивидуальные услуги – это такие услуги, которые предоставляются отдельным физическим лицам и в личных целях. Они не унифицированы и не стандартизированы в единую систему. Также они не носят обязательный характер и закреплены в каких-либо правовых документах. К ним можно отнести услуги парикмахера, продавца-консультанта, стоматолога, туристические, риэлтора и т.п.

Массовые (или общественные) услуги – это услуги, предоставляемые целой группе лиц или обществу в целом. Наряду с индивидуальными, они объединены и приведены к однообразной форме. [2]

В нашей стране взаимодействие между продавцом и покупателем регулируется Законом о защите прав потребителей, Гражданским кодексом РФ и другими правовыми актами, принимаемыми в соответствии с ним.К сожалению, неправильное понимание этих правовых документов и мнительность большинства граждан даёт шанс производящим фирмам оказывать свои услуги таким образом, что в конечном итоге ограничивает права многих покупателей[3].

Для гарантированного качества массовых услуг необходимо обеспечить их единообразие в исполнении. Это возможно за счёт специальных классификаторов[4].

Классификатор услуг предназначен для группирования всех видов посредством набора кодов, определяющих какие именно услуги населению оказывают юридические лица и др. В них содержится информация о тех видах деятельности, которые оказывают именно физическим лицам.

В 1976 году СССР для точного выделения отраслей непроизводственной сферы в отчётных и других документах был введён общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ), который в 1992 году был перестроен согласно условиям рыночной экономики России. ОКОНХ был создан для управления народным хозяйством и для решения задач в этой сфере[5].

ОКОНХ представляет собой классы типов деятельности по отраслям в соответствии с их функциями в общей системе разделения труда (основное разделение на сферу материального производства и непроизводственную часть)

В августе 1993 года был принят «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг» ОК 004-93 (ОКДП), который входит в состав Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК).[6]

По сравнению с ОКОНХ этот классификатор более широко охватывает работу сферы услуг и основан на Международной стандартной отраслевой классификации (MCOK/ISIC) и Международной классификации основных продуктов (МКОП/СРС).

В общем кодовом пространстве ОКДП объединил три предмета классификации (Рисунок 1).

Рисунок 1 – Классификация общероссийского классификатора экономической деятельности[6]

В России по сравнению с опытом зарубежных стран с 1 января 1994 года утверждён и «Общероссийский классификатор услуг населению» ОК 002-93 (ОКУН).

Таблица 1 – Содержание общего классификатора услуг населению[7]

01

бытовые услуги

02

транспортные услуги

03

услуги связи

04

жилищно-коммунальные услуги

05

услуги учреждений культуры

06

туристские услуги и услуги средств размещения для временного проживания туристов

07

услуги физической культуры и спорта

08

медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги

09

услуги правового характера

10

услуги банков

11

услуги в системе образования

12

услуги торговли и общественного питания, услуги рынков

80

прочие услуги населению

Данный классификатор также входит в единую систему классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации (ЕСКК ТЭИ).

В данной работе автор хотел подчеркнуть, что применение в России общероссийских классификаторов имеет и положительные и отрицательные черты. Во-первых, сложная структура и иерархичность, принципы кодификации многих классификаторов во многом непонятны для населения. И сама система не представляет особой полезности для общества. Но, с другой стороны, приведение всего многообразия услуг в определённый порядок помогает более полно конкретизировать их назначение и сущность[4].

Список использованной литературы:

  1. Свинарева Ю.А., Горностаева Ж.В., Сорокина Ю.В., Лунченкова Н.В. Эффективная работа с рекламациями как инструмент создания потребительской привлекательности предпрития сферы сервисаТеория и практика современной науки. 2015. № 2 (2). С. 205-208.

  2. «Общесоюзный классификатор «Отрасли народного хозяйства» (ОКОНХ) (утв. Госкомстатом СССР, Госпланом СССР, Госстандартом СССР 01.01.1976) (ред. от 15.02.2000)[Электронный ресурс] URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_law_6198/ (дата обращения 20.12.2015 г.)

  3. «Общероссийский классификатор видов экономической деятельности, продукции и услуг (№6 утверждена Приказом Росстандарта от 12.12.2012 №1894-ст, действует с 01.01.2013RussianClassificationofEconomicActivitiesandProducts)URL:http://classifikators.ru/okdp (дата обращения 20.12.2015 г.)

  4. Общероссийский классификатор услуг населению ОК 002-93 (ОКУН) (утв. постановлением Госстандарта РФ от 28 июня 1993 г. N 163) (с изменениями и дополнениями)URL:http://base.garant.ru/179059/(дата обращения 20.12.2015 г.)

  5. Gornostaeva Z.V.the improvement of the technology of the service processes for the development of barrier-free Russian market of services Life Science Journal. 2014. Т. 11. № 11s. С. 412-416.

  6. Zhidkov V.E., Hramtsov A.G., Gornostaeva Z.V., Alekhina E.S., Kushnareva I.V. need for government regulation of organic foods Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 23. С. 135-143.

  7. Zaitseva T.V., Buryakov G.A., Gornostaeva Z.V. banking services improvement through the development of service technologies Asian Social Science. 2014. Т. 10. № 23. С. 151-160.

Просмотров работы: 727