АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ОКОНЕШНИКОВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

АНАЛИЗ ДОХОДОВ БЮДЖЕТА ОКОНЕШНИКОВСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Скоблина К.А. 1
1ФГБОУ ВО «Омский ГАУ им.П.А.Столыпина»
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В соответствии со ст. 6 БК РФ доходы бюджета - поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся в соответствии с настоящим Кодексом источниками финансирования дефицита бюджета.

Оконешниковский муниципальный район образован в 1935 году. Оконешниковский муниципальный район расположен на востоке Омской области. На северо-западе он граничит с Калачинским районом, с южной стороны с Черлакским районом, с восточной стороны – Новосибирская область. Район находится в степной зоне и входит в состав южного экономического района Омской области.

Площадь муниципального района составляет – 3,1 тыс. кв. км, или 2,2 % от территории Омской области. Население района на 2015 г. составляет 13785 тыс. человек. В Оконешниковском районе 33 населённых пункта в составе одного городского и восьми сельских поселений.

Сельское хозяйство основная отрасль в районе. В ней работает три крупных сельскохозяйственных предприятия, более 120 КФХ и мини предприятий. Производством сельскохозяйственной продукции занимаются 3781 ЛПХ или сельских подворий.Животноводством занимаются 3 крупных сельскохозяйственных предприятия и 5 малых с/х предприятий из них 3 КФХ.Деятельность Оконешниковского муниципального района Омской области регламентируется следующими нормативными и законодательными документами:

Бюджетным кодексом Российской Федерации от 31.07.1998 № 145-ФЗ;

Законом Омской области «О границах и статусе муниципальных образований Омской области»;

Федеральным законом от 06.10.2003 N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

Уставом Оконешниковского муниципального района;

Постановлениями Оконешниковского муниципального района.

Структуру органов местного самоуправления Оконешниковского муниципального района образуют:

Совет муниципального района;

Глава муниципального района;

Администрация муниципального района.

Бюджет Оконешниковского муниципального района Омской области за 2014 год по доходам исполнен на 99,7% от годовых плановых назначений. При плане –286209651,98 рублей, фактически поступило в 2014 году – 285207925,29 рублей.

Таблица 1. Основные параметры консолидированного бюджета Оконешниковского муниципального района Омской области за 2012-2013 годы, руб. [5]

Наименование

2012 год

2013 год

Изменение

Консолидированный бюджет

В том числе

Консолидированный бюджет

В том числе

Консолидированный бюджет

В том числе

Бюджет муниципального района

Бюджеты поселений

Бюджет муниципального района

Бюджеты поселений

Бюджет муниципального района

Бюджеты поселений

Доходы, руб.

305 392 636,93

246 640 552,83

67 338 471,08

328701913,56

275903538,59

62383415,07

23309276,6

29262985,8

-4955056

Расходы, руб.

303 372 664,56

245 084 655,41

66 874 396,13

330209853,43

277491419,80

62300473,72

26837188,9

32406764,4

-4573922,4

Дефицит/профицит, руб.

2 019 972,37

1 555 897,42

464 074,95

-1507939,86

-1590881,21

82941,35

-3527912,2

-3146778,6

-381133,6

Исходя из данных таблицы, можно сделать вывод, что дефицит бюджета выявился лишь в 2013 году, а в 2012 году консолидированный бюджет(в том числе, муниципальный и бюджет поселений) является профицитным. Однако, статья доходов консолидированного бюджета к 2014 г. возросла на 23309276,6 руб., но заметно сократились поступления в бюджет сельских поселений.

Таблица 2. Основные параметры консолидированного бюджета Оконешниковского муниципального района Омской области за 2013-2014 годы, руб. [5]

Наименование

2013 год

2014 год

Изменение

Консолидированный бюджет

В том числе

Консолидированный бюджет

В том числе

Консолидированный бюджет

В том числе

Бюджет муниципального района

Бюджеты поселений

Бюджет муниципального района

Бюджеты поселений

Бюджет муниципального района

Бюджеты поселений

Доходы, руб.

328701913,56

275903538,59

62383415,07

323036641,91

285207925,29

50508695,56

-5665271,6

9304386,7

-11874719,51

Расходы, руб.

330209853,43

277491419,80

62300473,72

323449962,25

287520886,19

48609055,00

-6759891,18

-42688967,24

-13691418,72

Дефицит/профицит

-1507939,86

-1590881,21

82941,35

-413320,34

-2312960,90

1899640,56

1094619,52

-722079,69

1816699,21

Таким образом, к 2014 году объем доходов и расходов бюджета сокращается, лишь доходы бюджета муниципального района увеличились на 9304386,7 руб., однако, расходы также увеличились, что послужило дефициту бюджета муниципального района. Следует отметить, что профицит бюджета существует лишь в бюджете поселений, и к 2014 году сумма профицита увеличилась на 1816699,21 руб.

Таблица 3. Анализ динамики исполнения доходной части бюджета Оконешниковского муниципального района Омской области за 2013-2014 гг., руб. [5]

Наименование показателя

2013

Удельный вес, %

2014

Удельный вес, %

Изменение

Тр,%

Доходы бюджета, руб. – Всего

275 903 538,59

100

285 207 925,29

100

9304386,7

103,4

Налоговые и неналоговые доходы. руб. -всего, из них:

65 248 576,62

23,6

72 463 666,95

25,41

7215090,33

111,1

Налоги на прибыль, доходы, руб.

53 785 733,18

19,5

57 964 084,98

20,3

4178351,8

107,8

Налоги на товары, работы, услуги, руб.

-

-

2 306 544,30

0,81

2306544,30

100

Налоги на совокупный доход, руб.

4 895 592,69

1,8

5 366 850,91

1,9

471258,22

109,6

Налоги на имущество, руб.

-

-

-

-

-

-

Государственная пошлина, руб.

685 546,16

0,25

873 187,16

0,31

187641

127,4

Задолженность и перерасчеты по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам, руб.

1 079,57

0,0004

102 402,24

0,036

101322,67

9485,5

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, руб.

2 897 064,89

1,05

2 381 816,51

0,84

-515248,38

82,2

Платежи при пользовании природными ресурсами, руб.

89 650,42

0,033

74 730,09

0,03

-14920,33

83,4

Доходы от оказания платных услуг, работ и компенсации затрат государства, руб.

1 436 569,50

0,52

496 552,90

0,17

-940016,6

34,6

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов, руб.

324 838,09

0,12

1 542 885,83

0,54

1218047,74

474,97

Штрафы, санкции, возмещение ущерба, руб.

1 132 502,12

0,41

1 354 612,03

0,48

222109,91

119,6

Прочие неналоговые доходы, руб.

-

-

-

-

-

-

Безвозмездные поступления, руб.

210 654 961,97

76,4

212 744 258,34

74,6

2089296,37

101,0

Из таблицы видно, что основная часть дохода муниципального бюджета поступает от безвозмездных поступлений, налога на прибыль, доходы. Стоит отметить, что к 2014 году большая часть статей доходов увеличилась (налоги на прибыль, доходы, налоги на товары, работы, услуги, безвозмездные поступления, штрафы, санкции, возмещение ущерба, доходы от продажи материальных и нематериальных активов, налог на совокупный доход, государственная пошлина, и т.д.) Рассматривая таблицу 3, стоит отметить, что существует отрицательное изменение трех статей доходной части – доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, платежи при пользовании природными ресурсами, доходы от оказания платных услуг, работ и компенсации затрат государства.

Исходя из анализа доходной части бюджета Оконешниковского района Омской области, можно сделать следующие выводы:

  1. В 2012 г. в консолидированном бюджете наблюдался профицит, все статьи поступлений возрастали, однако к 2013 году все изменилось.

  2. как в 2013 г., так и в 2014 г. наблюдается дефицит бюджета муниципального района, т.е. доходы бюджета ниже расходов)

  3. сумма налоговых доходов как в 2013 г., так и в 2014 г. увеличивается, большую часть налоговых доходов составляют налоги на прибыль, доходы.

  4. стоит заметить, что безвозмездные поступления возрастают, а также данная статья составляет к 2013 г. 76,4% всех доходов муниципального бюджета, а к 2014г. 74,6% всех доходов.

В таблице 5 представлен прогноз поступлений в консолидированный бюджет Оконешниковского района

Таблица 4. Прогноз поступлений в консолидированный бюджет Оконешниковского района Омской области

Наименование показателя

2014 год

2015 год

2016 год

Налоговые и неналоговые доходы всего, руб., в том числе:

72 463 666,95

145380

146405

Безвозмездные поступления из других бюджетов всех уровней всего, руб., в том числе:

212 744 258,34

232564254,54

268745631,2

Всего доходов консолидированного бюджета, руб.

323036641,91

356456314,56

375456314,58

Таким образом, одной из основных проблем доходов бюджета Оконешниковского муниципального района является то, что он формируется в большей степени за счет безвозмездных поступлений, субвенций, субсидий, дотаций из областного и федерального бюджетов. Возможным путем увеличения налоговых поступлений в местный бюджет может стать, создание благоприятных условий для развития и поддержки малого предпринимательства в районе. Для осуществления этой цели, необходимо выделить следующие задачи:

- Реализация подпрограммы «Развитие малого и среднего предприни-мательства в Оконешниковском муниципальном районе Омской области» муни-ципальной программы «Развитие экономического потенциала Оконешниковского муниципального района Омской области (2014 - 2020 годы)»;

- Оказание содействия развитию системы кредитования малого бизнеса;

- Развитие системы социального партнерства между субъектами малого предпринимательства и администрацией Оконешниковского района;

Так же, стоит отметить что, рост доходной части бюджета в разрезе налоговых доходов имеет проблемный характер. Это связано, в основном, с сильной правовой ограниченностью местных бюджетов в налоговой сфере. В связи с этим, в современных условиях, реальное решение данной проблемы осуществимо через увеличение поступлений по статьям неналоговых доходов, главным отличием которых от налоговых доходов является отсутствие законодательной базы администрирования. Одним из возможных путей увеличения от неналоговых источников может стать предоставление муниципального имущества и земель в аренду на льготных условиях, передача в долгосрочную аренду земельных участков или объектов нежилого фонда, с правом дальнейшего выкупа. Еще одна из возможностей решения проблемы поступлений в местный бюджет, которая часто слабо используется, как способ роста доходов муниципальных бюджетов,- стимулирование инвестиционной активности. Для повышения уровня инвестиционного климата Оконешниковского муниципального образования, необходимо использовать следующие методы:

- Внедрение механизмов наилучшего благоприятствования в инвестиционной среде, достигаемое за счет большей доступности в получении бюджетных кредитов, муниципальных гарантий и налоговых льгот;

- Привлечение органов местного самоуправления к реализации востребованных инвестиционных проектов за счет использования бюджетных источников финансирования инвестиций и размещения муниципальных займов;

- Участие в инвестиционных программах субъектов предпринимательства путем использования муниципально-частного партнерства и элементов самообложения юридических и физических лиц.

список ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 31.07.1998 № 145-ФЗ. Доступ из Правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс»: Версия Проф.

  2. О бюджетной классификации Российской Федерации [Электронный ресурс]: федеральный закон от 15.08.1996 № 115-ФЗ. Доступ из Правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс»: Версия Проф.

  3. О бюджете Омского муниципального района Омской области на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов [Электронный ресурс]: решение от 19.12.2013 № 45. Доступ из Правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс»: Версия Проф.

  4. Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 01.07.2013 № 65н. Доступ из Правовой справочно-информационной системы «Консультант Плюс»: Версия Проф.

  5. Афанасьев, Мст. Бюджетные реформы в России: первые итоги и возможные перспективы [Текст]: / Мст. Афанасьев, И. Кривогов // Вопросы экономики. – 2011. – № 11.

  6. Бабич, А.М. Государственные и муниципальные финансы [Текст]: учебник для вузов / А.М. Бабич. – М.: 2012. – 687с.

 

9

 

Просмотров работы: 944