ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ РОССИИ: СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Мурашкина П.Ю. 1, СЛАТВИЦКАЯ И.И. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Роль России в международном разделении и расширении внешнеэкономических связей (ВЭС) было и остаётся одним их главных факторов ее экономического развития. Современному российскому государству важна и необходима внешнеторговая стратегия, определяющая возможности и перспективы участия страны в международном разделении труда. Становление внешней торговли не обходится без интенсивного участия государства, формирующего подходящие экономически финансовые, организационные условия внешнеэкономической деятельности. Для этого необходимо эффективное налоговое регулирование ВЭД, информационно-консультационная и дипломатическая помощь. Для увеличения производительности внешней торговли, Российский центр информационно-консультационного содействия ВЭД разрабатывает национальную сеть информационно-консультационных служб. Основными целями деятельности РЦИК является улучшение рекламной, выставочно-ярморочной, маркетинговой деятельности по изучению внешних рынков. Определяются более действенные меры стимулирования экспорта. Организуется система сертификации экспортируемой продукции. Улучшается механизм обоюдного согласия интересов и обсуждения возможностей с участием органов власти и экспортеров. Последовательная деятельность государства по укреплению объединений экспортеров позволит в перспективе значительно расширить объемы экспорта. Внешнеэкономический комплекс страны – это совокупность отраслей, подотраслей, объединений, предприятий, фирм, кооперативов, производящих и реализующих экспортную продукцию, а также закупающих и перерабатывающих импортные товары и осуществляющих другие формы внешнеэкономических связей. На данный момент, этап становления комплекса содержится в установлении прямой, стабильной и длительной связи производственного и внешнеэкономического видов деятельности и преобразовании комплекса в динамичную и равновесную производственно-коммерческую систему. В наше время протекция экономических и политических интересов Российской Федерации в общемировом масштабе, а также нужда в обеспечении благоприятной среды для развития отечественной экономики предполагают разделение целей внешнеэкономической стратегической политики страны. Необходимо учитывать послекризисные реалии, перемены в сферах влияния лидирующих игроков на аренах мировой политики и экономики, а также задачи, поставленные Российской Федерацией для улучшения перспектив развития собственной социально-экономической системы. Поэтому целесообразно рассматривать отношения Китая и России как основной источник реорганизации российской экономики. Основным вопросом русско-китайских отношений всегда были торговое, экономическое и энергетическое взаимодействия. Главы Российской Федерации и Китайской Народной Республики условились усилить экономическое партнерство по части информационных и энергетических технологий. Особенно следует отметить соглашение о «валютном свопе», которое заключили две страны 16 октября 2014, что показывает реалии принятия совместных взаимовыгодных экономических решений между Россией и КНР. Данное соглашение было заключено на 3 года, а объем превышает 150 млрд. юаней. Кроме заключения вышеупомянутого соглашения о «валютном свопе», активное расширение происходит и в сферах финансового и технологического сотрудничеств, особенно акцент в данном сотрудничестве ставится на строительство железных дорог, развитию энергетики и внедрению инновационных технологий в производство. Перспективы российско-китайского сотрудничества включают:

1. стимулирование взаимных экономических проектов и торговли в целом, устранение перекосов во взаимной торговле, увеличение в российском экспорте в КНР доли машинно-технической и наукоемкой продукции;

2. сотрудничество в области атомной энергетики, а также энергетики на возобновляемых источниках;

3. координация позиций России и Китая относительно мер по преодолению новой волны мирового кризиса;

4. сотрудничество в области высоких технологий, в том числе разработка военных самолетов, навигационных систем, исследования космоса;

5. совершенствование механизмов сотрудничества в области защиты экологии.

Россия является членом организации стран БРИКС (Бразилия, Россия, Индия, Китай, ЮАР), на долю которого приходится 26% территории земли, 42% населения планеты и 27% мирового ВВП. Стратегическое партнерство БРИКС - это, несомненно, появление новых возможностей, решительный шаг в освоении новых ценностей и огромная ответственность. Россия с самого начала играла весьма активную роль в политическом процессе «бриксизации» мира. Она предлагает партнерам совместно решать масштабные задачи по развитию энергетики, авиастроения, мирного использования космоса, заняться повышением качества систем здравоохранения через взаимодействие в сфере телемедицины и фармацевтики, реализовать целый ряд высокотехнологичных проектов - от производства наноматериалов и биотоплива второго поколения до разработки новых методов ведения сельского хозяйства с учетом глобальных изменений климата. В настоящее время доля России в Мировой торговле снижается, в результате объективных причин, в том числе и санкций со стороны Запада. Общие итоги внешней торговли России представлены в таблице 1, где показана динамика экспорта и импорта за январь-сентябрь 2014-2015 гг. [3] Таблица 1. Показатели внешней торговли России (в млн. долл. США)

 

январь-сентябрь 2014 г.

январь-сентябрь 2015 г.

темп роста, %

оборот

672000,5

443003,0

65,9

экспорт

425287,1

290863,6

68,4

импорт

246713,5

152139,3

61,7

сальдо

178573,6

138724,3

-

По анализу данных сделать вывод, что внешняя торговля России за год по всем показателям снизилась. Объем экспорта по сравнению с 2014 годом уменьшился на 3962007,4 млн. долл. США, объём импорта уменьшился на 94574,2 млн. долл. США. Объём внешней торговли России уменьшился из-за сложного экономического состояния России. Конечно, ситуация изменится, если отменят санкции и цены на нефть вырастут. Но никаких гарантий пока дать нельзя, ведь если не отменят санкции, ситуация будет только хуже.

Экспорт России за январь-сентябрь 2015 года представлен в таблице 2. [5]

Таблица 2. Экспорт России важнейших товаров январь-сентябрь 2015 года.

наименование товаров

всего

дальнее зарубежье

страны СНГ

тыс.

тонн

млн.дол.

США

тыс.

тонн

млн.дол.

США

тыс.

тонн

млн.дол.

США

всего

-

195936

-

178335

-

17601

Пшеница

16133

3063

14915

2817

1218

239

водка

142269

95

1109651

80

313043

18

уголь каменный

122797

7860

114647

7251

8150

615

нефть сырая

201240

76740

182292

71850

18948

4893

нефтепродукты

143801

58355

137089

55040

6712

3313

бензин

3910

2090

1986

1113

1923

979

дизельное топливо

42832

22420

40166

20925

2665

1491

газ природный

17

4030

18

4030

-

-

удобрение минеральное азотное

9178

2157

8256

1943

921

215

машины и оборудование

1651

19126

684

13286

967

5838

Анализ данных показывает, что объём нефти составляет 39% от всего экспорта России. На втором месте нефтепродукты, которые занимают 30% от всего экспорта России. На третьем месте дизельное топливо, которое составляет 11% от всего экспорта Росси. Также можно сделать вывод по дальнему зарубежью, что объём нефти также занимает первое место и составляет 40% от экспорта России, на втором и третьем месте - нефтепродукты и дизельное топливо, которые составляю 31% и 12% соответственно. В странах СНГ по экспорту России первое место занимают машины и оборудование, они составляют 33%. На втором месте объём нефти, которая составляет 28% от экспорта России, на третье месте нефтепродукты, которые составляют 19% соответственно. Таблица 3. Объем экспорта-импорта России со странами СНГ на январь-февраль 2015 г. [4]

страна

Экспорт млн. долл. США

Импорт млн. долл. США

январь-февраль 2015

январь-февраль 2014

январь-февраль 2015

январь-февраль 2014

Азейбарджан

498,7

+49,3%

57,5

-22%

Армения

186,8

-7%

10,7

-70%

Белорусия

2090,7

-35%

1049,1

-41%

Казахстан

1469,2

-25%

739,8

-34%

Киргизия

258,8

-12%

7,6

-41%

Таджикистан

107,5

-6%

9,9

+280%

Туркмения

116,4

-19%

2,5

-89%

Узбекистан

302,4

-27%

78,1

-44%

В торговле России со странами СНГ в январе-феврале выделяется резкий рост экспорта в Азербайджан, благодаря поставке углеводов. Также положительная тенденция прослеживается и в импорте с Таджикистаном, благодаря продовольственным продуктам и услугами по электроэнергии. Очень сильно сократился импорт из Туркмении на 89%. Из Армении импорт сократился на 70% из-за девальвации рубля. Торговля с Беларусью также снизилась, экспорт сократился на 35%, а импорт на 41%. Всё это повлекло за собой снижение покупательской способности в России. Также тёплая зима в Беларуси привела к снижению потребности в российских энергоносителях. Это тоже сказалось на снижении товарооборота двух стран. Ориентация на мировой рынок была и остается для РФ прибыльным экономическим направлением, что соответственно требует экспортной структуризации национальной экономики наиболее быстрыми темпами. Для осуществления в реальность этого процесса Правительством России определены стратегические цели и приоритетные направления развития внешнеэкономической деятельностиРоссии: 1. совершенствование экспортного потенциала России, включая улучшения его структуры, повышение степени конкурентоспособности и увеличение доли наукоемкой продукции; 2.создание нового механизма государственного стимулирования экспорта и импортозамещения как на микроуровне, благодаря налоговым льготам экспортерам и долгосрочным льготным кредитам на развитие экспорта, так и на макроуровне – путем использования части доходов от экспортных пошлин и соответствующего механизма распределения иностранных кредитов и государственных инвестиций; 3. устранение сохраняющейся дискриминации зарубежных инвесторов и формирование институтов страхования от политического и экономического риска. Достижение этих целей предполагает стабильность внешнеэкономической деятельности Российской Федерации и влечёт за собой изменение действующих и обработку новых частей механизма государственного регулирования в соответствии с изменением в конъюктуре внутреннего и мирового рынка. Благодаря достижениям поставленных целей и неуклонности от них, внешнеэкономическая деятельность РФ поднимется на новый, более высокий уровень и найдёт новые пути для решения экономических задач внутри государства и за его пределами.

Библиографический список.

  1. Авдокушкин Е.Ф. Международные экономические отношения. - М.: БЕК, 2011.

  2. Антонова Е.А. Развитие российско-китайских торгово-экономических отношений в нефтегазовой сфере. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. СПб.: Санкт-Петербургский университет экономики и финансов, 2012.

  3. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ресурс]. – Электр.дан. – М., сор. 2014-2015. – Режим доступа: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/ftrade/

  4. Информационно-аналитическое сетевое издание «ПРОВЭД» [Электронный ресурс]- Электр.дан.-М.,сор.2015.-Режим доступа: http://xn--b1ae2adf4f.xn--p1ai/analytics/research/25235-statistika-vneshney-topgovli-v-yanvape-fevpale-2015-goda-obzop-osnovnyh-tendentsiy.html

  5. Федеральная таможенная служба [Электронный ресурс]-Электр.дан.-М.,сор2015.Режимдоступа:http://www.customs.ru/index.php?id=13858&Itemid=2095&option=com_content&view=article

  6. Рогачевский А.М. «Основы внешнеэкономической деятельности», Новосибирск:НГАВТ,2014.-307с.

Просмотров работы: 5953