ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДОМРЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ИСПОЛНИТЕЛЬСКИЕ НАВЫКИ КАК СРЕДСТВО РЕШЕНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ ЗАДАЧ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ДОМРЕ

Филонова Т.С. 1
1ФГБОУ ВПО "МордГПИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Навыки – это автоматизированные действия, сформированные в результате многократного повторения одних и тех же действий или решения типичных задач. Доведение до автоматизма привычных действий приводит к большой экономии сил и разгрузке сознания, которое переключается на активное достижение поставленной цели.

Это положение приобретает особую актуальность в музыкальной педагогике, а именно в обучении исполнительскому искусству. Главной целью здесь выступает формирование музыкально-образного мышления учащихся в процессе исполнительской деятельности. Однако невозможно создать музыкальный образ, если сознание целиком подчинено постижению технических трудностей. Поэтому при обучении исполнительскому искусству уделяется большое внимание формированию исполнительских умений и навыков, вы­ступающих средством достижения мастерства владения инструментом, точного решения конкретной художественной и пианистической задачи и в целом рас­крытия художественного содержания исполняемого репертуара.

В отечественной музыкально-педагогической литературе вопросами исполнительских умений и навыков занимались такие исследователи как А. Л. Готсдинер, Г. П. Прокофьев, О.Ф. Шульпяков, А. П. Щапов, а также многие выдающиеся представители исполнительских школ, например, фортепианной – А. Д. Алексеев, Л. А. Баренбойм, Г. Г. Нейгауз, Е. Я.Либерман, В. И. Савшинский, скрипичной – Л. Ауэр, М. Берлянчик, Л. Коган.

Анализ работ этих и других авторов позволил сделать вывод о неоднозначном толковании понятий «исполнительские умения» и «исполнительские навыки»,

Ряд ученых считает, что по своей психолого-педагогической природе умения и навыки очень близки и практически не разделяют их. Это связано с терминологической размытостью этих понятий и частой подменой одного понятия другим в психофизиологической литературе 60-х годов ХХ века. Например, М. Груздев считает, что указывает, что умение – результат выработанной системы навыков, П. Шимбирев и Р. Лемберг, напротив, склонны считать навыки системой умений, И. Каюров рассматривает навыки, как усовершенствованные в результате многих упражнений и доведенные до автоматизма умения.

По причине отсутствия принципиального разграничения понятий навыка и умения в этих работах соответственно не раскрыты специфические особенности их формирования.

Другая группа авторов разводит понятия исполнительских умений и навыков. Так, например Д. Г. Гулуа, хотя и подразумевает под умениями освоенный субъектом способ действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и на­выков, но считает, что умения, в отличие от навыков, не утрачиваются и к основным признакам умений относит: способность функционировать в различных условиях; сохранение точности и темпа их воспроизведения;прочность усвоения. Навыки исследователь называет средствами достижения мастерства владения инструментом и рас­крытия художественного содержания исполняемого репертуара[2].

Известный психолог А. Л. Готсдинер указывает, что умения – это обобщения множества действий, их осознание и освоение, которые образуют мыслительные способы осуществления деятельности Это сложившийся алгоритм действий, с помощью которого музыкальные знания применяются на практике.

Музыкально-исполнительскими навыками А. Л. Готсдинер называет систему сознательно выработанных движений, которые частично автоматизируются, позволяя этим реализовать музыкальные знания и умения в целенаправленной музыкальной деятельности [1, с. 112].

В диссертационном исследовании М. А. Самохиной систематизируются исполнительские умения и навыки путем объединения их в компоненты исполнительского комплекса. Исполнительский комплекс, по мнению автора, представляет единство и взаимозависимость составляющих его компонентов:

– звукодвигательный;

– нотно-ориентированный;

– инструментально-ориентированный;

– метро-ритмический;

– художественно-выразительный;

– эмоционально-волевой.

По мнению М. А. Самохиной, такая систематизация исполнительских навыков позволит успешно решать задачи подготовки инструменталистов [3, с. 56].

В процессе формирования навык проходит сложный путь развития: от осознания каждого элемента движения до автоматизированности всей системы движений.

Формирование исполнительских навыков подчиняется общим закономерностям развития навыков. При этом исследователи (А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, А. В. Петровский) выделяют три основных этапа формирования навыков: овладение элементами действия, образование целостной структуры действия, закрепление и совершенствование целостной структуры.

А. Л Готсдинер предлагает четыре фазы формирования исполнительских навыков: установочная, аналитическая, синтезирующая, завершающая.

Установочная фаза, ее психологическое содержание состоит в том, что у обучающегося складывается определенное эмоциональное впечатление о пьесе: создается слуховой образ и тем самым намечается примерный план работы над необходимыми для его исполнения навыками.

Аналитическая фаза – стремление выяснить и разобраться в основных элементах текста и игрового процесса: в аппликатуре, штрихах, голосоведении, ритме движений и их распределении. Погружение в детали, а в дальнейшем преимущественное внимание к технической стороне часто приводят к тому, что ученик не слышит ни мелодии, ни фазы. Для того чтобы соединить отдельные движения со звуками и связать их вместе в мелодию, приходится вызывать образ заново.

Постепенно, в результате упражнений, нотный текст и отдельные звуки и мотивы складываются в мелодию, движения все больше соединяются в последовательную систему и срабатываются. Благодаря значительному усилию волевой импульс на каждое движение заменяется одним волеизъявлением на группу движений или сложную, объединенную их систему. Это становится возможным благодаря тому, что отдельные звуки и осуществляющее их движение объединяются сознанием в единый комплекс, то есть синтезируются. Эта особенность – возникновение и формирование целостного действия – и определила название фазы как синтезирующей.

Характерной особенностью этой фазы является выпадение лишних движений, уменьшение напряженности и все большая ловкость движений. Но, как и в предыдущей, аналитической фазе, музыкальный образ и исполнительские движения еще лишены прочности, недостаточно отдифференцированы по качеству звучания, выразительности.

Наиболее полное слияние слухового образа с его двигательным оформлением в звучании происходит в последней, завершающей фазе. Здесь происходит последняя, качественная перестройка управление исполнением: начинает функционировать хорошо налаженная система художественный образ – исполнительские движения – звучание. В этой, завершающей фазе в сознании главенствует музыкальный образ [1, с.117-119].

Таким образом, на основе изучения вышеизложенных работ мы сформулировали следующее определение исполнительских навыковэто средства достижения мастерства владения инструментом, которые развиваются с помощью музыкальных знаний и умений и через многократные повторения вырабатываются до автоматизма.

На основании работы М. А. Самохиной мы выделили компоненты исполнительских навыков, которые осваивают учащиеся в процессе начального обучения игре на домре:

Звукодвигательный компонент:

а) способ держания инструмента и постановка рук играющего;

б) основные навыки звукоизвлечения (свободное, непринуждённое исполнение не связных звуков, легато, арпеджио и т. д);

Нотно-ориентированный компонент:

а) умение точно читать нотный текст;

б) умение сопоставлять своё слуховое представление с тем, что написано в музыкальном тексте.

Метро-ритмический компонент составили:

а) умение распознавать сильные и слабые доли;

б) умение чётко воспроизводить ритмический рисунок произведения;

Художественно-выразительный компонент:

а) умение следовать музыкально-слуховому образу;

б) умение строить музыкальные фразы.

Литература:

1. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер. – М. : МИП «Магистр», 1993. – 190 с.

2. Гулуа, Д. Г. Содержание и особенности развития исполнительских умений и навыков музыканта-гитариста на начальном этапе обучения [Электронный ресурс]. – Режим доступа –http://vtk64.ru.

3. Самохина, М. А. Формирование исполнительских умений и навыков учащихся детской музыкальной школы в классе гитары гитары : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / Самохина Марина Анатольевна. - Москва, 2005. – 165 с.

Просмотров работы: 3959