ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПУТИ И СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ НАГЛЯДНО-ОБРАЗНОГО МЫШЛЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ

Кудашкина А.М. 1
1ФГБОУ ВПО "МордГПИ"
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Наглядно-образное мышление - это совокупность способов и процесс образного решения задач, предполагающих зрительное представление ситуации и оперирование образами составляющих ее предметов без выполнения реальных практических действий с ними.

В. И. Петрушин подразумевает под наглядно-образным мышлением то, что слушатель в процессе своего музыкального восприятия оперирует представлениями о звуках, интонациях и гармониях, игра которых пробуждает в нем различные чувства, воспоминания ().

Наилучшими возможностями для развития наглядно-образного мышления обладают уроки искусства, и особенно уроки музыки, так как сама музыка – это образное искусство, затрагивающее все сферы человеческого мышления.

Развитие наглядно-образного мышления на уроках музыки невозможно без развития музыкального восприятия.

Музыкальное восприятие - сложный процесс, в основе которого лежит способность слышать, переживать музыкальное содержание как художественно-образное отражение действительности. Учащиеся должны как бы «вживаться» в музыкальные образы произведения. Музыкальное восприятие-мышление «направлено на постижение и осмысление тех значений, которыми обладает музыка как искусство, как особая форма отражения действительности, как эстетический художественный феномен» (17, с. 153). Восприятие-мышление определяется системой нескольких составляющих - музыкальным произведением, общим историческим, жизненным, жанрово-коммуникативным контекстом, внешними и внутренними условиями бытия человека - как взрослого, так и ребенка.

Итак, основная функция наглядно-образного мышления - обеспечение процесса познания наиболее существенных сторон и закономерных связей объектов действительности в форме наглядных образов.

Раскрывая специфику музыки, Асафьев подчеркивал, что «музыкальная интонация никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой и пластикой тела человеческого…». «Любой музыкально-пластический знак или интонация - это одновременно и дыхание, и напряжение мышц, и биение сердца» - развивает эту мысль В. Медушевский и подчеркивает, что «интонации, ориентированные на музыкально-речевой опыт, схватываются реальным, или свернутым мысленным…со-интонированием. На пластические знаки, кодирующие жест, слушатель откликается сочувственным пантомимическим движением». «Простым жестом - взмахом руки, - пишет Нейгауз, - можно иногда гораздо больше объяснить и показать, чем словами» (13, с.163).

Органическое единство музыки и движения необходимо и естественно. Движения должны раскрывать содержания музыки, соответствовать ей по композиции, характеру, динамике, темпу, метроритму. В то же время движения побуждают к сознательному восприятию музыкального произведения. Яркие примеры взаимосвязи музыки и движения демонстрируют балетные спектакли и такие виды спорта, как фигурное катание, художественная гимнастика.

Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т.е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение. Он передает эмоциональный характер музыкального произведения со всеми его компонентами (развитием и сменой музыкальных образов, изменением темпа, динамики, регистров и т.д.) (11, с. 132).

Таким образом, музыкально-ритмические движения являются средством развития эмоциональной отзывчивости на музыку и чувства музыкального ритма, а значит и наглядно-образного мышления.

Одним из путей решения проблемы развития наглядно-образного мышления исследователи считают применение специально организуемого игрового тренинга мышления. На уроках музыки с целью развития наглядно-образного мышления могут применяться музыкально-дидактические игры. Известно, что дети младшего школьного возраста отличаются эмоциональным восприятием действительности. В ходе игры дети активнее усваивают новый музыкальный материал. «Такая организация учебно-воспитательного процесса развивает воображение и наглядно-образное мышление и позволяет добиться точности восприятия и адекватности исполнения музыкальных произведений» ().

Как и всякая игра другого типа, так и музыкально-дидактическая по своей структуре должна включать развитие игровых действий, в которых всегда есть элемент соревнования, элемент неожиданности, развлекательности с сенсорными заданиями, отличающимися своим дидактическим характером.

Но дидактический материал этих игр отличается тем, что в основе его лежат задачи развития музыкального восприятия; игровое действие должно помочь ребенку в интересной для него форме услышать, различить, сравнить некоторые свойства музыки, а затем и действовать с ними.

Применение музыкально-дидактических игр, пособий и упражнений на занятии дает возможность провести его наиболее содержательно и интересно. С их помощью дети быстрее усваивают требования программы по развитию певческих навыков, музыкально - ритмических движений, в области слушания музыки и игры на детских музыкальных инструментах.

Музыкально-дидактические игры подразделяются на основании вида музыкальной деятельности, который осваивается с их помощью.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе слушания музыки.

В процессе слушания музыки навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Например, когда дети маршируют, прохлопывают ритм танцевальной музыки или используют музыкально-дидактическое пособие для определения характера, жанра музыки, музыкального образа, средств выразительности, приобщаются к умению узнавать и различать музыкальные инструменты.

Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры, задание которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Их положительное действие в том, что от качества детского исполнения зависит успех игры. Действия направлены на то, чтобы дети самостоятельно осваивали характерные выразительные средства, в частности звуковысотные, ритмические отношения, динамические оттенки, тембровую окраску. Каждая игра имеет свою доминирующую задачу.

Использование музыкально-дидактических игр в процессе пения.

В процессе обучения пению особенно активно развиваются основные музыкальные способности ребенка: эмоциональная отзывчивость, музыкальный слух, чувство ритма. Этот процесс требует от дошкольника большой активности и умственного напряжения. С помощью музыкально-дидактических пособий и игр дошкольники определяют движение мелодии вверх-вниз, сравнивают звуки различной высоты, длительности. Задания в форме игры заинтересовывают и легче осознаются детьми. Дидактические игры и упражнения, используемые в пении, способствуют также развитию навыка чистого интонирования, закреплению знакомых песен, развитию творческой импровизации Немаловажную роль в развитии у детей слуха, ритма играют распевки и попевки. Их также можно проводить в качестве музыкально-дидактических игр. Они представляют собой несложные музыкальные фразы из знакомых детям песен.

Использование музыкально-дидактических игр при обучении игре на детских музыкальных инструментах.

Игра на детских музыкальных инструментах вызывает у ребенка большой интерес. Кроме того, некоторые игрушки - инструменты используются как наглядные - дидактические пособия. Они помогают развитию музыкально-сенсорных способностей дошкольников, знакомя их с отдельными элементами музыкальной грамоты.

С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь уметь четко воспроизводить ритм. Благодаря играм у детей развивается чувство ритма, закрепляются знания о длительностях нот. С их помощью дети обучаются игре на различных музыкальных инструментах, развивается интерес к познанию.

Другой путь развития наглядно-образного мышления на уроках музыки – это рациональная организация всего учебного процесса, заключающаяся в применении принципа интегративности. Д. Б. Кабалевский, считал, что с самых первых шагов маленького человека музыка должна войти в его мир как часть духовной культуры человечества, соединенная тысячами нитей с литературой, изобразительным искусством, театром, пластикой, где понятие художественного образа целостно. Интегративный принцип взаимодействия искусств в учебно-воспитательном процессе, позволяет объединить знания и навыки художественной деятельности через художественную культуру посредством музыки. Принцип взаимодействия искусств, предложенный в интегративном курсе Д. Б. Кабалевского для младших школьников, позволяет по-новому подойти к проблеме синтеза искусств на уроке музыки. Именно такой подход к проведению слушания музыки, позволяет решать проблему развития творческих способностей и образного мышления.

Г. С. Ригина, в своей книге для учителей музыки, предлагает некоторые методические приемы и рекомендации для проведения слушания с элементами интеграции:

1. Привлечение текстов и стихотворений. Так, если речь идет о крупном музыкальном произведении, например музыке из балетов, опер, кантат, - учитель беседует с детьми об их содержании, времени и истории создания; или дает пояснения к названию пьесы (например, «Рондо в турецком стиле» В.А. Моцарта);

2. Привлечение репродукций картин и рисование на тему прослушанной музыки. Например, к слушанию темы из «Богатырской симфонии» А.П. Бородина предлагается картина В. Васнецова «Три богатыря» и т.д.;

3. Дети рисуют на темы прослушанной музыки. Например: «Зима» М. Крутицкого, «Болезнь куклы» П.И. Чайковского (23, с. 24).

Проблема развития наглядно-образного мышления школьников будет оставаться актуальной всегда. Содержание музыкального искусства проявляет себя в музыкальных образах, в их возникновении, развитии и взаимодействии. Развитое наглядно-образное мышление в значительной степени активизирует адекватное понимание музыкального образа, восприятие и воспроизведение, способствует возникновению абстрактно-логического способа мышления в духовном освоении человеком мира. Таким образом, сама картина мира для младшего школьника все время обогащается новыми оттенками, новыми связями в сфере предметно-чувственных представлений.

Литература:

Петрушин, В. И. Музыкальная психология : учеб. пособие для вузов. – 2-е изд. – М. Академический проект: Трикста, 2008. – 400 с.

Буянова, Н. Б. Особенности психофизического развития детей в процессе вокально-хоровой деятельности / Н. Б. Буянова // Искусство и образование. – 2010. – № 3. – С. 98-104.

Ригина, Г. С. Музыка. Обучение; творческое развитие; воспитание : методические рекомендации по обучению музыке / Г. С. Ригина. – Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература». 2009. – 84 с.

Просмотров работы: 1468