РОЛЬ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОВД - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ИНОЯЗЫЧНОЙ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ СОТРУДНИКОВ ОВД

Иванова В.О. 1, Проценко Е.А. 1
1ВИ МВД России
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
К сожалению, до сих пор мы сталкиваемся с недооценкой роли иноязычной коммуникативной компетенции сотрудников ОВД, хотя на сегодняшний день знание английского языка является необходимым компонентом подготовки специалиста любого профиля. Английский язык – это не только родной язык жителей нескольких стран, это один из официальных языков Ирландии (наряду с кельтским, ирландским, гэльским), Канады (наряду с французским) и Мальты (вместе с мальтийским), официальный язык Австралии, Новой Зеландии; он используется в качестве официального в ряде стран Азии и Африки (бывшие колонии Британской империи, входящие в британское Содружество наций); он является средством делового и профессионального общения на международном уровне.

Английский язык является самым популярным и одним из наиболее употребительных языков в современном мире, чему во многом способствовала колониальная политика Великобритании, особенно колонизация Северной Америки и Австралии. Информационное пространство на английском языке, включающее периодические и непериодические издания, телевидение, кино, радио, библиотечные фонды, Интернет ресурсы и другие источники, является в настоящее время беспрецедентным по объёму и содержанию. Значительный объем научно-технической литературы, технологической и патентной документации, научные публикации зачастую существуют только на английском языке или переведены на весьма ограниченное число языков. Все эти факторы объясняют господство английского языка и его роль важнейшего средства межкультурной коммуникации в современном мире.

В своей профессиональной деятельности сотрудники ОВД часто обращаются к речи как источнику информации, поэтому вполне правомерно рассматривать язык и речь как главные инструменты профессиональной деятельности сотрудников полиции, на которых основывается система сложных взаимоотношений и взаимодействия с людьми. Необходимость быть правильно понятым требует от сотрудника ОВД говорить на том языке, который понятен собеседнику. И хотя закон не содержит требований того, чтобы сотрудники ОВД владели иностранным языком, полиция должна оказывать помощь все жителям. Поскольку российское законодательство, как и законодательство любой другой страны, не делает различия между туристом и местным жителем, сотрудники полиции должны знать английский язык. В связи со становлением правового общества и увеличением числа обращений в полицию граждан других стран, повышаются требования не только к правовым знаниям, но и к коммуникативным умениям сотрудников полиции.

Таким образом, важным компонентом в профессиональной деятельности сотрудника ОВД становится межкультурная коммуникативная компетентность, под которой понимается способность личности устанавливать взаимоотношения и достигать взаимопонимания с представителями других культур на основе признания из культурных, духовных и материальных ценностей и толерантного отношения к их отличиям в общении, поведении, образе жизни.

Сотруднику ОВД необходимо учитывать, что, находясь в нашей стране, иностранные граждане:

  • обращаются к сотрудникам полиции как к представителям органов государственной власти,

  • не владеют или слабо владеют русским языком, что может затруднять правильное понимание с их стороны,

  • могут нарушать общественный порядок в силу недостаточной информированности о правилах поведения в общественных местах,

  • представляют другую культуру и могут недостаточно ясно понимать местные обычаи и традиции.

Формирование толерантного и уважительного отношения к культуре и представителям других стран и народов, а так же развитие навыков и умений, необходимых для того, чтобы осуществлять социальное взаимодействие с носителями иной культуры и есть профессионализм в деятельности сотрудника ОВД, который не может быть без владения английским языком. Грамотное поведение сотрудника и знание английского языка при общении с иностранными гражданами способствует укреплению международного авторитета ОВД РФ.

Кроме того, на сегодняшний день английский язык все чаще требуется сотрудникам ОВД в связи с организацией и проведением различных мероприятий международного уровня. Так, на время Олимпийских игр полицейские составляли девятую часть от населения Сочи. Как заявил министр внутренних дел России Владимир Колокольцев, в обеспечении безопасности Олимпийских и Параолимпийских игр в Сочи были заняты 37 тысяч сотрудников УВД, в том числе и курсанты Воронежского института МВД России. На протяжении четырех лет министерство внутренних дел РФ разрабатывало программу обеспечения безопасности Олимпийских игр в Сочи, которая предполагала присутствие большого правоохранительного контингента. В условиях привлечения к организации и проведению массовых мероприятий международного уровня не только постоянного, но и переменного состава сотрудников полиции, способность к осуществлению межкультурной коммуникации приобретает особую актуальность и значимость.

И, наконец, владение английским языком можно рассматривать не только с точки зрения международного общения, но и как средство профессионально-личностного развития. Знание иностранного языка влияет на широту мышления, тренирует памяти, развивает умственные способности и т.д. [2]. Первые признаки умственного старения, по данным медицинских исследований, появляются у монолингвов как минимум на 5 лет раньше, чем у билингвов. И это не удивительно, ведь изучение иностранного языка предполагает запоминание огромного количества информации, а значит, наша «умственная мышца» получает необходимое упражнение. Люди со знанием двух и более иностранных языков, как правило, отличаются лучшей памятью. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о том, что билингвы лучше запоминают список и последовательность действий, например, имена, фамилии, маршруты и т.п.

Исследование университета Northwestern в США показало, что билингвы могут легче улавливать голос человека среди посторонних звуков. Эта повышенная внимательность, по словам ученых, помогает лучше сконцентрироваться на том, что говорит ваш собеседник [2]. А ведь умение слушать и слышать – это очень ценный навык, который имеет реальную практическую значимость для сотрудников ОВД.

Кроме того, считается, что знание иностранного языка может помочь принятию правильного и обоснованного решения. Согласно исследованиям, люди, которые думают на иностранном языке, например, на английском, имеют больше шансов взвесить все «за» и «против» до принятия окончательного решения: «Оказывается, что «думание» на родном языке ассоциируется с быстрым и эмоциональным принятием решений. Когда человек обдумывает ту же проблему на иностранном языке, решение больше основывается на логике, нежели эмоциях» [2].

Поскольку все вышеперечисленные качества важны и необходимы в профессиональной подготовке сотрудника ОВД, есть основания говорить о том, что знание иностранных языков не только является объективной необходимостью, но и способствует интеллектуальному развитию и совершенствованию индивидуально-личностных и профессионально значимых качеств сотрудников полиции. И, наоборот, «Отказ от языков вернет Россию в состояние дикости».

ЛИТЕРАТУРА

1. Английский язык [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ru.science.wikia.com/wiki

2. Польза от изучения иностранных языков [Электронный ресурс] Режим доступа: http://blog.str.by/sovety/polza-ot-izuchenija-inostrannyh-jazykov.html

Просмотров работы: 972