РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО "ОМСКИЙ БЕКОН" КАЛАЧИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗРАБОТКА ПРОЕКТА ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИЙ НА ПРИМЕРЕ ОАО "ОМСКИЙ БЕКОН" КАЛАЧИНСКОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Дауберт Е.А. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современном экономическом мире инновации выступают одним из ключевых факторов, определяющих перспективы социального и экономического развития организаций.

Сегодня конкурентоспособность на отечественном и мировом рынках все больше зависит от той продукции, в основе которой лежит новое знание. И если в прошлом успех и развитие организации во многом зависели от доступа к природным ресурсам, то сегодня они нуждаются в науке, нововведениях и образовании работающих.

В настоящее время вся ответственность по осуществлению инноваций легла на плечи руководителей отдельных хозяйствующих субъектов. Однако сегодня не только правильная оценка и выбор, но и успешная реализация инновационных проектов позволяют организациям занимать лидирующие позиции в отрасли и обеспечивают стабильную основу для дальнейшего роста.

Инновационный менеджмент - одно из направлений стратегического управления, осуществляемого на высшем уровне руководства компании. Его целью является определение основных направлений научно-технической и производственной деятельности предприятия в следующих областях: разработка и внедрение новой продукции (инновационная деятельность); модернизация и совершенствование выпускаемой продукции; дальнейшее развитие производства традиционных видов продукции; снятие с производства устаревшей продукции.

В соответствии с международными стандартами инновация определяется как конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Данная работа посвящена инновационной деятельности, которая понимается как процесс комплексный и многоуровневый. В него включаются не только оригинальное изобретение, но и разработка новой технологии, получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых методов и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков.

Актуальность данной статьи объясняется, прежде всего, потребностью российской экономики в повышении интенсивности инновационной деятельности.

Объектом исследования является ОАО «Омский бекон» Калачинского района Омской области.

Предметом исследования служит организация инновационной деятельности на предприятии.

Цель данной работы - исследование инновационной деятельности на предприятии.

Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

  1. провести общую, экономическую характеристику предприятия

  2. проанализировать структуру предприятия

  3. проанализировать состояние инновационной деятельности ОАО «Омский бекон», определить цели, задачи предприятия.

В ходе исследования были использованы следующие методы: логический при постановке цели, задач исследования; системный подход использован в исследовании проблем управления организацией в конкурентной среде; статистические и расчетно-конструктивный методы использованы в исследовании уровня развития сельскохозяйственного производства, факторов инновационного развития и прогнозировании рынков продукции аграрного сектора.

Для написания работы были использованы фактические данные бухгалтерской и экономической отчетности ОАО «Омский бекон», литературные источники, информационные Интернет-сайты, а также законодательные акты Российской Федерации.

В работе дан аналитический обзор литературы и основные теоретические аспекты по проблеме внедрения инноваций на предприятия АПК. Проведен анализ производственного, финансового состояния хозяйства, анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на производственный процесс ОАО «Омский бекон». В качестве основного направления внедрения инновации на предприятие разработан проект производства замороженных блинчиков.

В мировой экономической литературе термин "инновация" определяется как превращение потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Проблематика нововведений в нашей стране на протяжении многих лет разрабатывалась в рамках экономических исследований НТП [5, с.4, 401].

Применительно к АПК (агропромышленному комплексу) инновации представляют собой реализацию в хозяйственную практику результатов исследований и разработок в виде новых сортов растений, пород и видов животных и кроссов птицы, новых или улучшенных продуктов питания, материалов, новых технологий в растениеводстве, животноводстве и перерабатывающей промышленности, новых удобрений и средств защиты растений и животных, новых методов профилактики и лечения животных и птицы, новых форм организации и управления различными сферами экономики, новых подходов к социальным услугам, позволяющих повысить эффективность производства [10, с.64-65, 130].

Инновационный процесс— понятие комплексное и многоуровневое. В него включаются не только оригинальные идеи, разработка новой технологии и получение нового продукта. Чрезвычайно важны также распространение нововведения в другие отрасли, адаптация новых технологий и продуктов для других сфер, формирование новых секторов рынков. Сущность инновационного процесса характеризуется его стадиями. Полномерный инновационный процесс включает в себя: фундаментальные и прикладные исследования, опытно-конструкторские работы, производство, внедрение на рынок и освоение (рис 1)

[9, с.32-36, 343].

Рисунок 1 – Соотношение стадий и результатов инновационного процесса

Развитие представлений об инновационном процессе в науке привело к выделению двух подходов: линейного и нелинейного, которые на протяжении уже нескольких десятилетий существуют параллельно. У каждого подхода автором выделены свои сильные и слабые стороны, что не позволяет говорить о замене одного другим. Сравнительный анализ подходов к инновационному процессу представлен на рисунке 2.

Рисунок 2 – Сравнительный анализ подходов к инновационному процессу

Факторами сдерживающими инновационное развитие являются рискованность, значительные финансовые затраты, разобщенность действий науки и производства, отсутствие государственной инновационной политики и стратегии, а способствуют развитию инновационных процессов отход от административных методов управления, наличие разнообразных форм хозяйствования, емкий продовольственный рынок.

Распространение инноваций является главной целью инновационного процесса, поэтому возникает острая необходимость в получении предприятиями доступа к передовым технологиям. Существует объективная необходимость вовлечения в процесс инновационного развития такого элемента, как трансфер технологий, посредством которого налаживается связь науки и производства. Инфраструктура трансфера технологий становится важным элементом в процессе усиления отдачи науки, интеграции ее основных звеньев с производством. Более того, она создает благоприятные условия для формирования инновационных кластеров, несмотря на объективные общеэкономические трудности [9, с.51-52, 343].

Сегодня инновации становятся одним из основных экономических ресурсов, определяющим конкурентоспособность предприятия. На конкурентоспособность предприятия важнейшее воздействие оказывают научно-технический уровень и степень совершенства технологии производства, использование новейших изобретений и открытий, внедрение современных форм и методов организации производства и труда.

В условиях рыночных отношений конкурентоспособность характеризует степень развития общества. Чем выше конкурентоспособность страны, тем выше жизненный уровень ее жителей. Сегодня более 70% предприятий осуществляют инновации в целях расширения ассортимента продукции, чтобы заполучить свой сегмент рынка. Снижение издержек производства – цель почти половины от общего количества инновационно-активных предприятий [13, с.102, 61].

ОАО «Омский бекон» является крупнейшим специализированным хозяйством страны. Основной вид деятельности (по коду ОКВЭД 2001): Разведение свиней. Предприятие реализует широкий ассортимент продукции: колбасные изделия, паштеты, мясные полуфабрикаты и кулинарные изделия, субпродукты, шкуры, специальное сырье, техническая продукция и.т д.

Производство расположено на двух площадках: Первая площадка расположена в 90 км восточнее г. Омска в г. Калачинск (ОБК). Вторая площадка расположена в 20 км западнее г. Омска в п. Лузино (МПЦ47). Калачинский район расположен на юго-востоке лесостепной природной зоны Омской области. Рядом с хозяйством пролегают железнодорожная линия и автомагистраль.

В состав ОАО «Омский бекон» входят три крупных свиноводческих комплекса, селекционный центр, который занимается разведением новых пород свиней; цех растениеводства; цех по переработке мяса; цех по переработке молока, молочная ферма.

Предприятие постоянно участвует во всероссийских и международных выставках (таких, как «100 Лучших товаров России», «Золотая осень», «Лучшее российское предприятие» и т.д.), по итогам, которых получено множество медалей и дипломов. В планах предприятия в 2015 году инвестировать в модернизацию оборудования по производству колбасных изделий, холодильного оборудования, очистных сооружений около 200 млн. рублей.

Одним из главных показателей эффективности предприятия является прибыль. Сравним финансовые показатели прибыли на предприятии.

Таблица 1 – Финансовые результаты деятельности

ОАО «Омский бекон»

Показатели

2012 г.

2013 г.

2014 г.

Отношение 2014 г. к 2012г., +/-

2014 г. к 2012г., %

Выручка от реализации, тыс. руб.

6037255

6377639

5406521

-630734

89,6

Себестоимость продаж, тыс. руб.

5512145

5755087

4713466

-798679

85,5

Прибыль от продаж, тыс. руб.

239417

220178

301369

61952

125,9

Прибыль до налогообложения, тыс. руб.

3449

32043

161777

158328

4690,6

Чистая прибыль, тыс. руб.

-595

19835

125071

125666

-21020,3

Рентабельность, %

0,06%

0,50%

2,04%

1,98

-

В 2012 году выручка от реализации товаров и услуг составила 6037255 тыс. руб. Себестоимость при этом равна 5512145 тыс. руб. Прибыль от продаж составила 239417 тыс. руб. При этом предприятие оказалось в убытке в размере 595 тыс. руб.

В 2013 году наблюдается увеличение выручки от реализации товаров и услуг на 340384 тыс. руб., и составил 6377639 тыс. руб. Себестоимость при этом равна 5755087 тыс. руб. Прибыль от продаж уменьшилась на 19239 тыс. руб. и в 2013 году составила 220178 тыс. руб. В результате, предприятие получило чистую прибыль в размере 19835 тыс. руб.

В 2014 году выручка от реализации товаров и услуг составила 5406521 тыс. руб., это на 630734 тыс. руб. меньше чем в 2012 году. Себестоимость при этом равна 4713466 тыс. руб., что также меньше 2012 года на 798679 тыс. руб. При этом прибыль от продаж стала выше на 61952 тыс. руб. чем в 2012 году и составляет 301369 тыс. руб. В результате, предприятие получило чистую прибыль в размере 125071 тыс. руб.

Показатели рентабельности являются наиболее обобщенной характеристикой эффективности хозяйственной деятельности компании и позволяют оценить качество управления компанией, соотнося прибыль с величиной активов в целом, оборотных активов, собственного капитала, объемом продаж. Показатели рентабельности свидетельствуют об уровне прибыльности или убыточности деятельности предприятия, т.е. о наличии или отсутствии отдачи на собственный капитал и совокупные активы.

Таблица 2 – Показатели рентабельности ОАО «Омский бекон» Омской

области

Показатели

2013 г.

2014 г.

Изменение

Общая рентабельность, %

0,31

2,31

2,00

Рентабельность производства, %

10,82

14,70

3,89

Рентабельность собственного капитала, %

24,10

78,38

54,28

Рентабельность оборотных активов, %

0,80

5,42

4,62

Рентабельность всех активов, %

0,60

4,01

3,41

Общая рентабельность производственных фондов, %

1,75

10,52

8,77

Анализ показателей рентабельности Общества показал, что Общество в целом эффективно осуществляло хозяйственную деятельность в течение отчетного периода.

В 2014 году в сравнении с 2013 общая рентабельность увеличилась на 2%, рентабельность производства на 3,89%, рентабельность собственного капитала на существенно увеличилась на 54,28%, оборотных активов на 4,62%. Общая рентабельность производственных фондов на 2014 год составила 10,52%, что на 8,77% больше чем в 2013 году.

По результатам 2014 года ОАО "Омский бекон" обеспечило общую рентабельность в размере 2,31%.

Для общего обзора всего предприятия ОАО «Омский бекон» можно рассмотреть таблицу 3.

Таблица 3 – Производственно – финансовые показатели предприятия

ОАО «Омский бекон» Омской области

Показатели

2012г.

2013г.

2014г.

(+,-)

%

Произведено мясной продукции, тыс. т

74,17

63,69

56,87

-17,3

76,7

в том числе:

- колбасных изделий

27,18

26,83

25,93

-1,25

95,4

- мяса и субпродуктов

43,27

31,62

26,64

-16,63

61,6

- копченостей

1,78

2,62

2,72

0,94

152,8

Ассортимент

1 348

1 148

1 261

-87

93,5

Количество наименований

464

301

332

-132

71,6

Выручка от реализации, млн. руб.

6 037

6 378

5 407

-630

89,6

Налоги и отчисления во внебюджетные фонды

117,4

118,8

117,9

0,5

100,4

Прибыль до налогообложения, млн. руб.

3,4

32

110,2

106,8

3241,2

Рентабельность, %

0,06%

0,50%

2,04%

1,98

-

Чистые активы, млн. руб.

67,6

97

223,7

156,1

330,9

Задолженность по кредитам и займам, на конец года, млн. руб.

1 001

2 805

1 978

977

197,6

Кредиторская задолженность, млн. руб.

804,3

561,1

482

-322,3

59,9

Среднегодовая численность работников, чел.

1 646

1 697

1 586

-60

96,4

Фонд заработной платы, млн. руб.

353,6

396,1

423,1

69,5

119,7

Среднемесячная заработная плата, руб.

17 906

19 448

22 237

4331

124,2

Создано новых рабочих мест, мест

25

3

7

-18

28

За анализируемый период идет сокращение ассортимента на 6,5% или 87 тыс. т., также стало меньше произведено мясной продукции на 23,3%. Прибыль до налогообложения в 2014 году возросла до 110,2 млн. руб., это в 106,8 млн. руб. больше чем в 2012 году. При этом рентабельность увеличилась на 1,98%, что свидетельствует об эффективном осуществлении хозяйственной деятельности на предприятии. Фонд заработной платы составляет 423,1 млн. руб., что на 69,5 млн. руб. больше чем в 2012 году, при этом среднемесячная заработная плата возросла на 24,2 % или на 4331 руб. На 2014 год предприятием было создано 7 новых рабочих мест для жителей Омской области.

Для того чтобы сформулировать действенную стратегию, направленную на развитие инновационной деятельности, руководство предприятия должно четко представлять динамику внешней среды (изменение потребностей клиентов, поведение конкурентов и поставщиков, позиция государства) и состояние внутренних ресурсов самой организации (динамика рабочей силы, состояние производственных мощностей, финансовое положение), поскольку из взаимодействия этих факторов складывается реальная динамика организационного развития. Одним из наиболее распространенных способов анализа внешней среды и внутреннего состояния является SWOT-анализ предприятия. Метод SWOT-анализа предприятия состоит в последовательном изучении внутреннего состояния организации и определении ее сильных сторон и недостатков, а также возможностей и угроз, которые представляет развитие внешней среды. SWOT – это акроним слов Strengts (силы), Weaknesses (слабости), Opportunities (благоприятные возможности) и Тhreats (угрозы). Внутренняя обстановка фирмы отражается в основном в S и W, а внешняя – в О и Т.

Таблица 4 - Матрица анализа внутренней и внешней среды в

ОАО «Омский бекон» Омской области

Сильные стороны

Возможности

1.Гибкость производственной технологии

2.Наличие высококвалифицированного производсвтенного персонала

3.Ассортимент продукции. Возможность удовлетворения индивидуальных запросов.

4.Налаженная система поставок сырья

5.Высокая степень готовности промышленной площадки

6.Расположение в перспективном регионе

7.Известность бренда

1.Рост спроса в других регионах РФ

2.Рост платежеспособности покупателей на российском рынке

3.Ненасыщенность рынка представляет большие возможности для увеличения товарооборота, уменьшает необходимость острой конкурентной борьбы на ближайшее время

Слабые стороны

Угрозы

1.Оборудование в колбасной промышленности является быстроизнашеваемым.

2.Отсутствие заинтересованности сотрудников в увеличении продаж, расширении клиентской базы.

1.Усиление конкуренции в сегменте; Рост производства аналогичной продукции у других участников рынка

2.Увеличение рекламных расходов у основных конкурентов

3.Появление на рынке новых инновационных продуктов конкурентов

4.Угроза со стороны товаров-заменителей

5.Ухудшение внутреполитической ситуации

Из таблицы 4 видно, что основными преимуществами предприятия являются - гибкость производственной технологии, широкий ассортимент продукции, налаженная система поставок сырья, высокая степень готовности промышленной площадки, известность бренда.

Недостатками являются – быстроизнашеваемое оборудование, отсутствие заинтересованности сотрудников в увеличении продаж, расширении клиентской базы.

Основные угрозы исходят от конкурентов. Исправить данное положение можно путем привлечения новых клиентов и укреплением сложившихся связей с крупными потребителями продукции ОАО «Омский бекон».

На процесс развития инновационной деятельности предприятия влияет уровень его инновационного потенциала, т. е. его возможности в достижении поставленных целей. Оценка инновационной активности ОАО «Омский бекон» приведена в таблице 5.

Таблица 5 - Оценка инновационной активности ОАО «Омский бекон»

Омской области

Показатели

Значение показателя

по годам

Нормативные значения

1) базисные

2) улучшающие

3) модифицирующие

2012

2013

2014

Коэффициент обеспеченности персоналом, занятым в НИР и ОКР

0,01

0,01

0,01

1) 0,1 – 0,25

2) 0,15 – 0,20

3) 0,05 – 0,15

Коэффициент обеспеченности имуществом, предназначенным для НИР и ОКР

0,09

0,1

0,1

1) 0,25 – 0,3

2) 0,2 – 0,40

3) 0,1 – 0,3

Коэффициент обеспеченности освоения новой техники

0,35

0,4

0,35

1) 0,35 – 0,40

2) 0,3 – 0,35

3) 0,25 – 0,4

Коэффициент освоения новой продукции

0,06

0,06

0,05

1) 0,45 – 0,5

2) 0,4 – 0,45

3) 0,25 – 0,4

В своем развитии предприятие опирается на стратегии, планы и программы, основой составления которых являются прогнозируемые и имеющиеся значения показателей, отражающих состояние компании. Необходимость оценки и диагностики деятельности с последующей разработкой комплекса решений определяется требованиями, выдвигаемыми рынком.

Рассматриваемый нами рынок услуг не новый, следовательно, резко растущий масштаб данной отрасли скорее всего наблюдать не придется. Конкуренции в рассматриваемой нами отрасли высокая, но можно предположить появление еще потенциально новых конкурентов. На настоящее время основными конкурентами Омского бекона является такие производители как «Сибколбасы» и «Компур».

Исходя из избранной стратегии формируются и планы развития производства. «Омский бекон» имеет самое большое — 285 тысяч — поголовье свиней даже не в России — в мире. Перерабатывающие предприятия «Омского бекона» загружены сегодня полностью и ежедневно выпускают 140-150 тонн готовой мясной продукции и 20 тонн молока, но с растущими запросами рынка уже не справляются. Поэтому в планах компании — строительство нового комплекса, в который войдут цеха по убою скота, переработке мяса и производству полуфабрикатов. В предприятие будет инвестировано $70 млн, его проектная документация уже в стадии разработки.

На «Омском беконе» принято решение следовать мировому опыту. Уже пошли в продажу полуфабрикаты для изготовления шашлыков, поджарки, гуляша; с пуском нового мясоперерабатывающего комплекса выпуск полуфабрикатов значительно возрастет. В следующем десятилетии все изделия «Омского бекона» будут поступать в торговую сеть в упакованном виде, а их доля на российском рынке достигнет 6% по полуфабрикатам и 7% — по колбасным изделиям.

Немало предстоит сделать и в сфере маркетинга и продаж. Сегодня примерно половина продукции «Омского бекона» реализуется в Омской области, и хотя потребление мяса омичами возросло в прошлом году на 25%, экспансию в соседние регионы планируется усилить.

«Омский бекон» намерен также усилить рекламную поддержку своих изделий, разработать и внедрить на рынок новые брэнды, в том числе национального масштаба.

Предлагается внедрить производство замороженных блинчиков для продажи оптом в г. Омск. План производства и реализации блинов в месяц, приведенный в таблице 6, составлен с учетом средних возможностей блинного аппарата ЖВЭ-720 и возможностей потенциальных покупателей.

Таблица 6- План производства и реализации блинов оптом в месяц

Вид реализации

Плановый объем, кг

Оптом

4200

Итого

4200

Плановый годовой объем производства и реализации блинов составит 4200*12= 50400 кг = 50,4 тонн в год.

Рецептура и калькуляция затрат на производство 100 кг блинов приведены в таблице 7.

Таблица 7– Расход сырья для производства 100 кг блинов

Продукт

Цена, руб/кг

Масса БРУТТО, кг

Стоимость, руб./ 100 кг готовой продукции

Стоимость основного сырья на весь объем

Мука пшеничная, кг

42

10

420

17640

Говядина(фарш), кг

290

20

5800

243600

Сахар-песок, кг

51

4

204

8568

Соль, кг

15

4

60

2520

Вода (1 : 20 ), литр

0

200

0

0

Желтый яичный порошок ,кг

10

6

60

2520

Молочный порошок, кг

20

6

120

5040

Всего

-

250

6664

279888

Таблица 8 - Оборудование необходимое для производственного процесса

Оборудование

Цена, руб/шт

Мукопросеиватель

45000

Фаршемешалка

65000

Промышленная мясорубка

30000

Холодильная камера (для хранения сырья и готовой продукции)

150000

После принятия решения о производстве блинов перед предприятием встает выбор: оставить наполнение начинки вручную или установить отдельное оборудование для приготовления начинки.

Рассмотрим оба эти варианта.

1) Установка автоматического оборудования для приготовления блинов начинки. Для автоматического приготовления блинов и начинки необходимо специальное оборудование МБН-800.

Рассчитаем затраты на производство блинов:

Сырье и материалы: при плановом производстве 4200 кг блинов в месяц затраты на сырье составят 279888 тысячи рублей.

Вспомогательные материалы:

К вспомогательным материалам относят материалы, которые вещественно не входят в готовую продукцию, но участвуют в ее образовании, содействуют технологическому процессу.

Таблица 9 - Расчет стоимости вспомогательных материалов на 4200 кг

готовой продукции

Наименование вида продукции, видов сырья и основных материалов

Потребность на весь объем 4200 кг, шт

Цена за ед. вспомогательных материалов, тыс. руб.

Стоимость вспомогательных материалов, тыс. руб.

Скалка, шт.

42

15

630

Лопатка, шт.

42

15

630

Пластиковый пищевой контейнер, шт.

4200

3

12600

Пленка целлофановая, м

1400

5

7000

Моющие средства, л

4,2

15

63

Итого

-

-

20923

Заработная плата: Для обслуживания оборудования необходимо 2 работника, которые будут работать в 1 смену. Установим заработную плату

Оклад: 7500 рублей.

Районный коэффициент (15 %): 1125 рублей.

Итого заработная плата: 8625 рублей.

Страховые взносы (34%): 2932,5рублей.

- ПФР-26% (20% страховые взносы, 6 % накопительные)

- ФССР- 2,9%

- ФФОМС – 3,1%

- ТФОМС- 2,0%

Предприятие работает по общей системе налогообложения.

Итого затраты на зарплату составят: 11557,5*2 = 23115 рублей.

Амортизация оборудования: Нормативный срок службы оборудования составляет 15 лет. Амортизация рассчитывается линейным методом по формуле:

А=ОФ/Т,

где А – годовая сумма амортизационных отчислений;

ОФ – первоначальная стоимость объекта основных средств;

Т – срок полезного использования объекта основных средств.

Таким образом, годовые амортизационные отчисления составят: 290000/15=19333 тысяч. В месяц амортизация составит (1/12*А): 1611,1 тысячи рублей.

Затраты на электричество: Для того, что бы рассчитать, сколько электроэнергии мы расходуем за сутки нужно: 13,2 кВт/час*8 (часы работы в день)*2,9=306,2 рублей

За месяц: 13,2 кВт/час*8*2,9*22(среднее количество рабочих дней в месяц)=6737,2 рублей

Транспортные расходы. Блины предполагается доставлять оптовым покупателям совместно с колбасными изделиями, исходя из этого, затраты на ГСМ в месяц составят 203416 рублей.

Тара и упаковочные материалы: Предполагается фасовать блины по 1 килограмм в пластиковый пищевой контейнер и использовать коробки по 10 кг. Стоимость одного пластикового пищевого контейнера 3 рубля, стоимость одной коробки 3 рубля. При объеме производства 4200 кг в месяц, потребуется 4200 контейнеров и 422 коробки. Таким образом, затраты составят: 4200*3+422*3=13866 рублей.

Сведем все статьи затрат в таблицу 10.

Таблица 10– Калькуляция себестоимости производства блинов и

начинки в месяц

Статья затрат

Значение, тыс. руб.

1

2

Сырье

279888

Вспомогательные материалы

20923

Заработная плата

23115

Амортизация оборудования

1611,1

Электроэнергия

6737,2

Транспортные расходы

203416

Тара и упаковочные материалы

13866

Итого

549556,3

Тогда, годовые затраты составят 549556,3*12 = 6594675,6 тысяч рублей.

Таким образом, ежемесячные затраты на производство 4200 кг блинов составят 549556,3 тыс. рублей. Себестоимость 1 кг блинов составят – 130,8 рубля.

При оптовой цене 160 руб/кг плановая выручка составит 4200*160=672000 тыс. рублей. Годовая выручка составит 672000*12=8064000 тысяч рублей.

Таблица 11 – Годовой экономический эффект от производства блинов

автоматической машиной

Показатель

Значение

Выручка от реализации, тыс. руб.

8064000

Себестоимость, тыс. руб.

6594675,6

Прибыль, тыс. руб.

1469324,4

Рентабельность затрат, %

22,3

Срок окупаемости капитальных вложений определяется как отношение средней стоимости основных фондов к величине прибыли, полученной от реализации продукции.

Т окупаемости = ОФ /ПР ,

где Т окупаемости – срок окупаемости;

ОФ – первоначальная стоимость объекта основных средств;

ПР – величина прибыли, полученной от реализации продукции.

Токуп=319000/1469324,4= 0,2 года

Оборудование цеха для автоматического приготовления начинки окупится менее чем за год (6месяцев).

2) Приготовление блинов и начинки вручную.

Для организации работы по приготовления начинки вручную необходимо организовать небольшое производственное помещение, соответствующее всем необходимым санитарным нормам. Необходимо взять на работу 18 человек (2 человек следят за линией, 4 человека подготавливают сырье,8 заворачивают начинку в блины, 4 занимаются загрузкой-выгрузкой готовых полуфабрикатов в морозильные камеры и их фасовкой. Особых требований к квалификации работников не выдвигается, но потенциальному работнику необходимо иметь санитарную книжку и обладать такими личностными качествами как аккуратность, усидчивость, дисциплинированность.

График работы определим для работников посменный (4 дня рабочих по 10 часов, 2 дня выходных). В месяц получается 30 смен по 10 часов. В день будет работать 9 человек, плановая производительность труда на одного работника – 20 кг блинов в день.

Произведем калькуляцию себестоимости блинов, производимых вручную:

1) Затраты на сырье такие же, как при автоматической работе – на 4200 кг готовой продукции приходится 279888 тыс. рублей

2) Вспомогательные материалы (спецодежда, моющие средства, тряпки и пр.) Затраты на вспомогательные материалы должны быть больше, чем при автоматической работе.

Таблица 12 -Расчет стоимости вспомогательных материалов на 4200 кг

готовой продукции

Наименование вида продукции и видов сырья и основных материалов

Потребность на весь объем 4200 кг, шт

Цена за ед. вспомогательных материалов, тыс. руб.

Потребность на весьвыпуск

Скалка, шт.

42

15

630

Лопатка, шт.

42

15

630

Пластиковый пищевой контейнер, шт.

4200

3

12600

Продолжение таблицы 12

1

2

3

4

Пленка целлофановая, м

1400

5

7000

Моющие средства, л

4,2

15

63

Тряпки, шт.

14

10

140

Спец. одежда, шт.

9

20

180

Ведра, шт.

8

50

400

Итого

-

-

21643

3) Заработную плату лепщика оставим такую же, как у работников при автоматической работе, т.е. 11557,5 рублей. Итого получается 11557,5*18= 208035 тысяч рублей.

4) Электричество. Цех должен быть интенсивно освещен. Он будет освещаться 8 лампами по 60 Ватт. Также лепщицы при работе будут использовать промышленную мясорубку 2 часа в смену мощностью 1,6 Кватт/Час. Итого затраты на электричество составят 60*2,9*22+1,6*2*22=4032 рубля.

6) Транспортные расходы. Блины предполагается доставлять оптовым покупателям совместно с колбасными изделиями, исходя из этого, затраты на ГСМ составят 203416 рубля.

7) Тара и упаковочные материалы: Затраты составят: 13866 рублей.

Сведем все статьи затрат в таблицу 13.

Таблица 13 – Калькуляция себестоимости приготовления блинов

вручную

Статья затрат

Значение, тыс. руб.

Сырье

279888

Вспомогательные материалы

21643

Заработная плата

208035

Электроэнергия

4032

Транспортные расходы

203416

Тара и упаковочные материалы

13866

Итого

730880

Итого затраты на приготовление блинов вручную составят: 730880 тысяч рублей. Себестоимость 1 кг блинов составит: 174 рубля. Тогда годовые затраты будут равны: 730880*12= 8770560 тыс. рублей.

Таблица 14 – Годовой экономический эффект от приготовления блинов

вручную

Показатель

Значение

Выручка от реализации, тыс. руб.

8064000

Себестоимость, тыс. руб.

8770560

Прибыль, тыс. руб.

-706560

Рентабельность, %

-

Очевидно, что из двух вариантов более экономичным и прибыльным является первый: автоматическое приготовление блинов и начинки.

Конкуренция на рынке блинов огромна. Это связано с низкими барьерами входа на рынок, несложной технологией производства, высоким спросом на продукцию со стороны потребителей.

Технология приготовления блинов на оборудовании, выбранного для цеха приближена к домашней. Планируется поддерживать качество блинов на высоком уровне, при этом цена на продукцию ниже, чем на блины аналогичного качества.

Таким образом, написав работу, можно сделать выводы, что инновация означает изменения в экономике, промышленности, обществе, в поведении покупателей, производителей, работников. Инновация - это разработка и освоение производства новых или усовершенствованных продуктов, технологий и процессов, повышающих развитие и производство предприятия. Поэтому она всегда должна ориентироваться на рынок, руководствоваться его потребностями.

Для осуществления предприятием инновационной деятельности оно должно иметь такую структуру и такой настрой, которые способствовали бы созданию атмосферы предпринимательства, атмосферы восприятия новых благоприятных возможностей.

Инновационная деятельность очень важна на предприятии, так как в современных условиях успешная деятельность предприятий невозможна без инноваций.

Это подтверждается развитием предприятия ОАО «Омский бекон», где повышению эффективности производства способствуют нововведения.

Набольший удельный вес на протяжении трех лет занимает продукция разведение свиней. Выручка от реализации товаров и услуг составила 5406521 тыс. руб., Прибыль до налогообложения в 2014 году возросла до 110,2 млн. руб., это в 106,8 млн. руб. больше чем в 2012 году. При этом рентабельность увеличилась на 1,98%, что свидетельствует об эффективном осуществлении хозяйственной деятельности на предприятии. ОАО «Омский бекон» является предприятием с хорошим уровнем устойчивости, которому в ближайшее время не грозит наступление банкротства.

В своем развитии предприятие опирается на стратегии, планы и программы, основой составления которых являются прогнозируемые и имеющиеся значения показателей, отражающих состояние компании.

Недостатками предприятия являются – быстроизнашеваемое оборудование, отсутствие заинтересованности сотрудников в увеличении продаж, расширении клиентской базы.

Основные угрозы исходят от конкурентов. Исправить данное положение можно путем привлечения новых клиентов и укреплением сложившихся связей с крупными потребителями продукции ОАО «Омский бекон».

Подробный анализ позиций компании, приведенный выше, позволяет сделать вывод о необходимости в разработке стратегии дальнейшего развития компании.

Альтернативной стратегией предприятия ОАО «Омский бекон» является вход на новый рынок услуг с новыми проектами и реализация этих проектов. Предприятию предлагается внедрить производство замороженных блинчиков для продажи оптом в г. Омск. После принятия решения о производстве блинов перед предприятием встает выбор: оставить наполнение начинки вручную или установить отдельное оборудование для приготовления начинки. Сравнивая предложенные варианты, можно сделать вывод об эффективности второго варианта предложенной стратегии.

Срок окупаемости данного проекта менее года, такой проект выгоден.

Конкуренция на рынке блинов огромна. Это связано с низкими барьерами входа на рынок, несложной технологией производства, высоким спросом на продукцию со стороны потребителей.

Технология приготовления блинов на оборудовании, выбранного для цеха приближена к домашней. Планируется поддерживать качество блинов на высоком уровне, при этом цена на продукцию ниже, чем на блины аналогичного качества.

Библиографический список

  1. http://www.aris.ru – сайт Аграрной российской информационной системы.

  2. http://www.cri.mcx.ru – сайт Центра рыночной информации АПК Министерства сельского хозяйства РФ.

  3. http://www.mcx.ru – сайт Министерства сельского хозяйства РФ.

  4. Беляев С.Г., Кошкина В. И. Теория и практика антикризисного управления. М., 2012. – 356 с.

  5. Бланк И.А. Инвестиционный менеджмент. - СПб: МП "Итем" ЛТД, 2011. – 401 с.

  6. Бланк И.А. Стратегия и тактика управления финансами. СПб: МП Итем ЛТД, 2013. – 298 с. – 391 с.

  7. Богачев В.Ф., Стратегия малого предпринимательства – СПб, 2010. – 321с.

  8. Боумен К. Основы стратегического менеджмента. М: Юнити, 2011. -209с.

  9. Инновационный менеджмент: Учебник для вузов // Под ред. С.Д Ильенкова, Л.М Гохберг, С.Ю. Ягудин и. др. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 343 с.

  10. Минниханов Р.Н. Инновационный менеджмент в АПК // Р.Н. Минниханов, В.В. Алексеев, Д.И. Файзрахманов, М.А. Сагдиев. – М.: Изд-во МСХА, 2013. – 130с.

  11. Плахин Е. С. Основные направления формирования инновационной структуры сельскохозяйственного процесса производства // Молодой ученый. 2013. — №8. — С. 232-234 с.

  12. Родионова И. А. Инновационный путь развития аграрной экономики // Инновации, 2010. № 9(143). С. 70–73 с.

  13. Стрижкова Л. Инновационная составляющая промышленной политики // Экономист. 2011. – №11.- 61с.

  14. Фасхиев Х.А. Как измерить конкурентоспособность предприятия // Маркетинг в России и за рубежом. – 2014. - №4.– с.6 – 9 с.

  15. Фатхутдинов Р. А. Стратегический менеджмент. М., 2010. – 289 с.

Просмотров работы: 1216