РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В СЕЛАХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЗНИЧНАЯ ТОРГОВЛЯ В СЕЛАХ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ

Олейник О.В. 1
1ФГБОУ ВО Омский ГАУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В настоящее время в России розничная торговля считается основным видом коммерческой деятельности.

Розничная торговля определяется, как торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью.[2,c.189]

Целью розничной торговли является удовлетворение различных потребностей покупателей.

Оборот розничной торговли – это один из показателей, по которому происходит оценка экономической и другой деятельности предприятия, региона или всей страны в целом.

Продовольственные товары являются составным элементом розничной торговли. Продовольственные товары – продукты в натуральном или переработанном виде, находящиеся в обороте и употребляемые человеком в пищу. [1]

Продовольственные товары делятся на следующие виды: зерномучные, плодоовощные и грибы, крахмалопродукты, сахар, мед, кондитерские изделия, вкусовые, пищевые жиры, молочные товары, яичные, мясные, рыбные товары, пищевые концентраты.[3,c.115]

В данной работе мы рассмотрим такие продовольственные товары как, мясо скота и птицы, колбасные изделия, рыбная продукция, масло животное, масло растительное, сахар, цельномолочная продукция, яйца, кондитерские изделия, мука, хлеб и хлебобулочные изделия, картофель, овощи, плоды, алкогольная продукция (таблица 1).

Таблица1 - Структура оборота розничной торговли продовольственными товарами по РФ, 2002-2014 г., в %

Вид товаров

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

2013

2014

Мясо скота и птицы

4,9

4,6

4,9

5,3

4,6

4,2

4

4

3,7

3,6

3,5

3,4

3,3

Колбасные изделия

4,9

4,6

4,5

4,6

4,3

4,1

3,8

3,9

3,9

4

4

3,9

3,9

Рыбная продукция

2,4

2,3

2,2

2,1

2,1

2

1,8

1,9

1,9

2

1,9

1,9

1,9

Масло животное

1

1

0,9

0,8

0,8

0,7

0,7

0,7

0,7

0,8

0,7

0,7

0,7

Масло растительное

0,8

0,9

0,8

0,7

0,6

0,7

0,9

0,8

0,6

0,7

0,6

0,6

0,6

Сахар

1,4

1,4

1,2

1

1,3

1

0,9

0,9

0,9

0,9

0,8

0,8

0,8

Цельномолочная продукция

2,2

2,1

2

1,9

2

2

2,1

1,9

2,1

2,1

2

2,1

2,1

Яйца

1

0,9

0,9

0,9

0,8

0,8

0,7

0,7

0,6

0,6

0,6

0,6

0,6

Кондитерские изделия

2,9

2,9

2,9

2,7

2,8

2,8

2,8

3

3

3,1

3

3

3,1

Мука

0,6

0,5

0,6

0,5

0,5

0,5

0,5

0,5

0,4

0,4

0,4

0,4

0,4

Хлеб и хлебобулочные изделия

3

2,8

2,8

2,6

2,4

2,3

2,3

2,4

2,3

2,3

2,2

2,2

2,2

Картофель

0,6

0,6

0,5

0,6

0,6

0,5

0,6

0,5

0,5

0,5

0,4

0,5

0,4

Овощи

1,5

1,6

1,2

1,3

1,3

1,4

1,4

1,3

1,6

1,6

1,4

1,4

1,3

Плоды

1,5

1,5

1,4

1,3

1,3

1,4

1,4

1,6

1,6

1,7

1,6

1,6

1,6

Алкогольная продукция

10,4

10,4

10,2

9,6

8,9

8,4

7,6

7,9

7,6

7,4

7,4

7,4

7,3

Анализ таблицы показал, что оборот розничной торговли продовольственными товарами из года в год изменяется. Рассмотрим изменение каждого товара индивидуально.

При анализе оборота розничной торговли продовольственными товарами установлено, что самый значительный прирост продаж за 2002-2014 гг. происходил по следующим группам:

  • кондитерские изделия( на 0,2%);

  • плоды ( на 0,1 %).

В 2005 году был произведен самый, высокий оборот розничной торговли мяса скота и птицы, что составляет 5,3%, а в 2014 самый низкий (3,3%). Оборот колбасными изделиями практически на всем промежутке времени, 2002-2014 гг., оставался стабильным. Оборот рыбной продукции наиболее высоким оказался в 2002 году и составил 2,4 % . Масло животное и масло растительное незначительно изменялось на данном промежутке времени. Оборот сахара с каждым годом уменьшается, только лишь в 2006 году по сравнению с 2005 годом оборот увеличился и составил 1,3 %. Оборот цельномолочной продукции оставался практически неизменным. Оборот яиц склонен к тенденции уменьшения с каждым годом, а кондитерские изделия, наоборот, к увеличению, так в 2006 году оборот составил 2,8%, а в 2014 3,1 %. Оборот муки уменьшается с 2010 по 2014 и составляет 0,4%. В 2002 году оборот хлеба и хлебобулочных изделий равен 3%,что является самым высоким показателем за период с 2002 по 2014 год. Оборот картофеля и овощей остается практически неизменным. Самое максимальное значение оборота плодов составляет 1,7% и приходится на 2011 год. Оборот алкогольной продукции с каждым годом уменьшается, так в 2002 году он составляет 10,4%,а в 2014 7,3 %.

Рассмотрим динамику оборота розничной торговли продовольственными товарами на графике.

Рис.1 Динамика оборота розничной торговли продовольственными товарами

На графике видна общая тенденция снижения оборота розничной торговли представленных видов товаров. Этот факт несомненно оказывает отрицательный эффект на рыночную экономику страны.

Проведя анализ оборота розничной торговли продовольственными товарами с 2002 по 2014 года, можно заметить резкое падение оборота ритейла в эти годы.

Каковы же причины падения? В-первую очередь необходимо вспомнить самые «яркие» изменения оборота розничной торговли. Резкое сокращение товарооборота можно было наблюдать в 90-е гг. прошлого столетия, тогда сегмент просел на 6,2 %. Невозможно оставить без внимания кризисный 2009 год. Оборот, тогда упал на 5,1 %. Но несмотря на колебания экономики страны, оборот удалось повысить в 2014 году на 2,5%.

Основной причиной сокращения оборота ритейла является падение потребительского спроса. Причинами падения такого спроса могут быть: сокращения реального уровня расходов граждан, естественное снижение экономической активности, сокращение государственных расходов. Влияющим фактором падения спроса является инфляция, в реальности она не оказывает положительного воздействия. Потребительский спрос будет понижаться из-за сокращения реальных доходов населения и роста инфляции.

Таким образом, сложившаяся ситуация несомненно отрицательно влияет на экономическое состояние страны. По прогнозам Минэкономразвития тенденция сокращения переходит к самому масштабному падению розничных продаж в России. В 2015 году ожидается снижение на 8,2 %.[5] Такого сокращения в этом сегменте экономики не было ни разу.

Библиографический список

1.Об основах государственногорегулирования торговой деятельности

в Российской Федерации[Текст]:Федеральный закон от 28.12.2009 N 381 (ред. от 23.12.2010) -ФЗ // Собрание законодательства. – 2010. - № 31. – Ст. 2.

2. Финансовый словарь [Текст] – Москва: Наука, 2012. – с. 315.

3. Баженов Ю.К. Розничная торговля в России [Текст] / Ю.К. Баженов – Москва: ИНФРА, 2011. - 239с.

4. Товарная структура оборота розничной торговли по Российской Федерации: Росстат [Электронный ресурс]. -http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/ rosstat_main/rosstat/ru/statistics /enterprise/retail/ (Дата обращения 14.06.2015)

5. Прогнозы социально-экономического развития Российской Федерации и отдельных секторов экономики : Министерство экономического развития Российской Федерации [Электронный ресурс]. http://economy.gov.ru/minec /activity/sections/macro/prognoz (Дата обращения 06.12.2015)

© Олейник О.В., 2015

 

6

 

Просмотров работы: 601