УКРАИНА КАК ЦЕНТР НЕОФАШИЗМА В ЕВРОПЕ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИСТСКОЙ СИМВОЛИКИ СОВРЕМЕННЫМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ УКРАИНЫ) - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

УКРАИНА КАК ЦЕНТР НЕОФАШИЗМА В ЕВРОПЕ (НА ПРИМЕРЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ НАЦИСТСКОЙ СИМВОЛИКИ СОВРЕМЕННЫМИ ПОЛИТИЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ УКРАИНЫ)

Зубехина А.Г. 1, Ткаченко Е.А. 1
1ФГБОУ ВО «Владивостокский государственный университет экономики и сервиса», Филиал в г. Артеме
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Политический кризис на Украине, продолжающийся с ноября 2013 года, приковал внимание политиков ведущих держав и мировых средств массовой информации, а также сталобъектом для научных изысканий. В частности, российских исследователей особенно интересует такой феномен, как украинский национализм. Нами проведен анализ лишь некоторых научных работ по этой проблематике. А.А. Токарев проводит подробный сравнительный анализ наиболее одиозных националистических организаций современной Украины – «Правого сектора» и партии «Свобода» [10]; О.В. Матвеев рассматривает проблему реставрации украинского неонационализма, получившего сильный импульс к развитию после развала СССР, делая вывод, что он стал результатом ошибочной политики нового руководства страны [7]; В.Н. Расторгуев проводит параллели между нынешними событиями на Украине и началом Великой Отечественной войны в 1941 году, когда многонациональному народу СССР пришлось защищать свою родину от фашистских захватчиков [9]. Комплексное исследование, посвященное украинскому кризису, было проведено в рамках круглого стола, организованного Российским обществом политологов. Анализировалисьв том числе идеологические причины конфликта. По мнению А.В. Абрамова, на Украине сейчас преобладает этнонационализм, представленный «западенцами», который и породил актуальные сейчас проблемы. Они заключаются в желании западных украинцев угнетать и ассимилировать другие нации, в том числе и русских [11, c. 54]. Аналогичные процессы, имевшие трагические последствия, имели место и более полувека назад, когда германский фашизм активно вытеснял и подвергал геноциду другие, «низшие» народы, в первую очередь евреев.

Следовательно, проблема украинского национализма, имеющего много общего с фашизмом, действительно актуальна, и вызывает тревогу то, что эта проблема замалчивается на Западе. СМИ Соединенных Штатов и их европейских сателлитов с неизменным упорством стараются во всех бедах Украины обвинить Россию [11, с. 63-66], при этом не уделяя никакого вниманияпроцессам фашизации власти и обществав этой стране, которые несут куда большие беды, чем мнимая «российская угроза». Более того, западные покровители активно поддерживают новый украинский режим, спонсируя его и курируя действия киевского руководства. Уместным будет провести параллели с историей: политика «умиротворения» гитлеровской Германии в 30-е гг. XX в. закончилась весьма плачевно для ее инициаторов.

Мы поставили перед собой задачу проанализировать масштабы использования нацистской символики в политической жизни современной Украины, как одно из доказательств того, что здесь действительно происходит возрождение и реабилитация фашизма. Следует отметить, что символика довольно часто применялась в борьбе за власть и для оказания влияния на людей. Наиболее показателен пример А. Гитлера, который считал, что правильно разработанный символический ряд может повлиять на народные массы более эффективно, нежели речи интеллектуалов [5, с. 56]. Свастика, символика цвета, выраженная в флаге Третьего рейха, нацистский орел – все это имело в 1930-е гг. исключительно большой пропагандистский эффект в Германии. Однако в то же время мы согласны с мнением отечественного исследователя Ю.В. Маковского, который считает, что было бы преувеличением полагать, будто атрибутика нацизма смогла сохранить ему всенародную поддержку до конца войны [6, с. 106]. Что касается Украины, те идеологическиепустоты, которые образовались здесь с распадом СССР и в ходе последующих деструктивных процессов, былидовольно быстро заняты ультранационалистическими организациями вроде Украинской Национальной Ассамблеи - Украинской Народной Самообороны (УНА - УНСО), которые форсировали рост русофобских настроений и украинского шовинизма, доведя его сейчас до исторического максимума. И они стараются привлечь на свою сторону новых последователей, в том числе используя пропагандистские инструменты более чем полувековой давности.

Лидером по заимствованию символики нацистской Германии является добровольческий батальон «Азов», который впервые попал в сводки новостей в ходе боев за Мариуполь в мае 2014 года. На официальной эмблеме батальона, а ныне полка «Азов» (рис. 1) используется два символа, имеющих отношение к нацизму. На переднем фоне изображен рунический знак «Вольфсангель» (в переводе с немецкого - «волчий крюк»), который являлся исторически первой эмблемой Национал-социалистической немецкой рабочей партии, в годы Второй Мировой войны использовалсянекоторыми дивизиями охранных отрядов (далее - СС), в частности, 2-й дивизией «Рейх», а также членами организаций СС на территории Голландии [12, с. 65-66]. Командир «Азова» А. Билецкий, отвергающий какую-либо связь эмблемы с нацизмом, настаивает на исключительно украинском происхождении символа, который, с его слов, является монограммой, состоящей из двух букв, наложенных друг на друга: I и N, что означает «Идея Нации» - центральный лозунг «Азова» [13]. Пытаясь оправдать «Азов» в глазах мировой общественности, глава Министерства внутренних дел Украины Арсен Аваков дает гораздо более странное объяснение этому символу, ассоциируя его с эмблемой А. Нобеля [2]. Однако украинские трактовки «Вольфсангеля» представляются нам малоубедительными, особенно в контексте того, что многие бойцы батальона «Азов» не явно симпатизируют германскому нацизму [3].

 

Рис. 1. Сравнение эмблем батальона «Азов» (Украина) и дивизии СС «Рейх»

 

Еще один элемент эмблемы «Азова» - символ «Черное солнце» (рис. 2), который широко использовался в оккультной практике Третьего рейха, в частности, он нанесен на пол одного из залов немецкого замка Вевельсбург, в 1930 – 1940-е гг. являвшегося главным церемониальным центром Черного ордена – крупнейшей оккультной организации Германии, возглавляемой Генрихом Гиммлером [5, c. 258].

 

Рис. 2. Символ «Черное солнце»

 

Помимо эмблемы на нацистскую ориентациюбатальона «Азов» указывает и нарукавная нашивка на униформе его бойцов, которая включает надпись «Черный корпус». Анализ исторической литературы показывает, что такое же название имел официальныйпечатный орган СС – «Дас шварце корп» (в переводе с немецкого – «черный корпус»), издававшийся в 1930-е гг. [4, с. 176-177].

Одной из самых известных националистических организаций современной Украины является «Правый сектор», ныне запрещенный на территории России. Его руководитель Дмитрий Ярош не скрывает своегоположительного отношения к самому известному украинскому националисту – Степану Бандере [8]. Главный символ «Правого сектора» - флаг с горизонтальными полосами красного и черного цвета (рис. 3) – является откровенным и неприкрытым заимствованием флага Организации Украинских Националистов – Украинской повстанческой армии (ОУН-УПА), которая сотрудничала с немецкими фашистами в годы Великой Отечественной войны и несет ответственность за гибель многих поляков, украинцев и русских, не желавших мириться с оккупацией своей страны.

 

Рис. 3. Сравнение флага «Правого сектора» и ОУН-УПА

 

Эмблема батальона «Донбасс» (рис. 4), наряду с «Азовом» принимающего участие в боевых действиях на Юго-Востоке Украины, при внимательном изучении также может быть интерпретирована как пронацистская. Главный элемент эмблемы напоминает перевернутого нацистского орла со сложенными крыльями. Этот символ наряду со свастикой являлся одним из самых распространенных в гитлеровской Германии: его можно найти на головных уборах и мундирах немецких солдат и офицеров [1, с. 7, 30], наградных кинжалах, документах [1, с. 49], боевых и партийных наградах [1, c. 44-45].

 

Рис. 4. Сравнение эмблемы батальона «Донбасс» (Украина) и государственного герба Третьего рейха

 

Таким образом, мы можем сделать вывод, что Украина действительно является в настоящее время одним из главных очагов неофашизма в Европе, одним из доказательств этому является открытое использование символикиТретьего рейха. Параллели наблюдаются и вдругом: массовые убийства своего населения, призывы пропускать его через фильтрационные лагеря, факельные шествия на улицах городов, применение запрещенного оружия, - все это уже было. Как известно, история повторяется, и задача всего мирового сообщества заключается в том, чтобы не допустить «украинской реинкарнации» одного из главных пороков человечества XX века – фашизма и нацизма.

Список литературы

1. Бишоп К. Награды, эмблемы и знаки различия Третьего рейха / Бишоп К.; перевод с английского Башкирцева В.М. – М.: АСТ, Астрель, 2005. – 137 с.

2. Голубов А. Арсен Аваков: мир нужен, но не любой ценой [Электронный ресурс] // Фокус: сетевой журнал. 30 сентября 2014. Режим доступа: http://focus.ua/country/316552/ (дата обращения: 03.03.2015).

3. Горелова М. Бойцы батальона «Азов» сделали групповое фото с портретом Адольфа Гитлера [Электронный ресурс] // Комсомольская правда: сайт. 1 февраля 2015. Режим доступа: http://www.kp.ru/online/news/1962671/ (дата обращения: 04.03.2015).

4. Залесский К.А. СС. Охранные отряды НСДАП / К.А. Залесский. – М.: Эксмо, 2005. – 672 с.

5. Зубков С.В. Третий рейх под знаменем оккультизма / С.В. Зубков. – М.: Вече, 2007. – 304 с.

6. Маковский Ю.В. Символика нацистского движения в Германии в 1920 – 1940-е гг. // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. – 2013. – № 1. – С. 104-106.

7. Матвеев О.В. Трагедия украинского кризиса: история и политика // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2014. – № 3. – С. 17-29.

8. Правый сектор: мы не русофобы и отстаиваем права всех нацменьшинств [Электронный ресурс] // Интерфакс – Украина: сайт. 23 февраля 2014. Режим доступа: http://interfax.com.ua/news/political/192192.html (дата обращения: 10.03.2015).

9. Расторгуев В.Н. Лето сорок первого: история возвращается? // Пространство и время. – 2014. – № 2. – С. 16-24.

10. Токарев А.А. Институционализация украинского национализма: идеологические различия между партиями «Свобода» и «Правый сектор» // Вестник МГИМО Университета. – 2014. – № 6. – С. 144-152.

11. Украинский кризис 2013 - 2014: причины и последствия (круглый стол) / В.Г. Егоров, Н.А. Комлева, К.А. Феофанов и др. // Вестник МГОУ. – 2014. – № 1. – С. 19-86.

12. Уорвол Н. Войска СС. Кровавый след / Н. Уорвол; перевод с немецкого и составление Н. Лаврова. – Ростов н/Д: издательство «Феникс», 2000. – 352 с.

13. Швец Е. Андрей Билецкий: «Половина «Азова» говорит на русском языке. Но они умирают и убивают за Украину» [Электронный ресурс] // LB.ua: интернет-портал. 10 декабря 2014. Режим доступа: http://lb.ua/news/2014/12/10/288683_andrey_biletskiy_polovina azova.html (дата обращения: 5.03.2015).

Просмотров работы: 707