ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗОВ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

ПРОБЛЕМЫ ТРУДОУСТРОЙСТВА МОЛОДЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ ПОСЛЕ ОКОНЧАНИЯ ВУЗОВ

Спасенникова Е.А. 1, Беспалова С.С. 1, Александрова И.В. 1
1Нижнекамский химико - технологический институт
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В современных условиях все более актуальными становятся проблемы трудоустройства выпускников вузов. Молодые специалисты, выходящие на рынок труда после окончания учебных заведений, неизбежно сталкиваются с различными сложностями. Объект - молодые специалисты после окончания вузов (23-30 лет). Предметом является рассмотрение проблем трудоустройства молодых специалистов и их пути решения.

С целью определить проблемы трудоустройства выпускников вуза было проведено разведываетльное исследование, методом анкетирования. В качестве основной гипотезы было выдвинуто предположение, что основными проблемами трудоустройства выпускников вузов являются неправильность профессионального самоопределения, так как часто при выборе вуза молодые люди не совсем четко представляют себе, где их дальнейшие знания могут быть применены, а также проблема занятости на старших курсах.

Задачи исследования:

1. Определить факторы правильности профессионального самоопределения.

2. Выявить сложности, с которыми сталкиваются выпускники вузов при трудоустройстве.

3. Выявить успешность молодых специалистов, окончивших вуз, в профессиональной деятельности.

В анкетировании приняли участие 20 человек, среди которых выпускники следующих вузов: ТюмГНГУ (экономист), АГУ (экономист; учитель начальных классов; учитель физической культуры), ТобГПИ имени Менделеева (учитель физической культуры, специализация волейбол, футбол; учитель начальных классов; учитель физической культуры, специализация баскетбол; преподаватель информатики), СибГУФК (учитель физической культуры), КГУ (технолог), МГПУ(педагог), СГТУ имени Ю.А. Гагарина (менеджмент организации), ОГУ имени Ф.М. Достоевского (актер), ТюмГУ (технолог), МГТУ (таможенное дело), ГАУСЗ (экономист), НХТИ (экономист), УдГУ (менеджмент организации), МГЭИ (психолог), МГУ (программист).

Опираясь на вопрос о выборе учебного заведения, лидируют такие факторы, как престиж учебного заведения (18 чел.) и наличие средств на получение платного образования (18 чел.). Отстающими факторами являются наличие друзей, которые учатся в данном учебном заведении (9 чел.) и территориальное расположение относительно места жительства (5 чел.).

Исходя из вопроса о влиянии на выбор специальности большинство опрашиваемых ответили, что поступили именно по своей инициативе т.е. их решение зависело от личного интереса в специальности (16 чел.). Несущественное влияние оказывают родители (2 чел.) и выбор того учебного заведения, которое выбрали друзья (2 чел.). Как правило, такие люди менее эффективны в своей работе.

Проведённый опрос показал, что в целом выпускники вузов трудоустроены по специальности. Остальные работают, где и кем придется. Одной из причин такого положения дел является отсутствие у молодых людей профориентации и достоверной информации о спросе и предложениях на рынке труда.

У молодых специалистов при устройстве на работу возникли следующие сложности: стаж работы (9 чел.), личные качества (5 чел.), уровень образования (2 чел.). И только 4 человека не столкнулись с проблемами трудоустройства. По полученным данным, мы видим, что основным барьером является стаж работы.

Что касается справедливости требований работодателя при приёме на работу (образование, стаж), мнение опрашиваемых разделилось на за (10 чел.) и против (10 чел.). Это объясняется тем, что одни считают требования работодателя справедливы т.к. они играют значительную роль в эффективности работы, а другие с этим не согласны, потому что опыт работы осуществляется в трудовом процессе. Отсюда возникает вопрос «Где получить стаж работы, если работодатели не хотят брать на работу не опытных молодых специалистов?». Таким образом, выпускники вузов, не соответствующие требованиям руководителя, вынуждены работать не по специальности.

Опрос показал, что при трудоустройстве «помощниками» выступают личные качества (15 чел.) и умение преподнести себя (15 чел.)

Опрашиваемые считают, что первостепенным при устройстве на работу являются личные качества и навыки (14 чел.) и престиж вуза (6 чел.)

Все те, кого мы опросили (20 чел.) утверждают, что навыки, полученные во время обучения в вузе важны в дальнейшем в процессе профессиональной деятельности.

Подводя итоги можно сделать следующие выводы: престиж учебного заведения, наличие средств на получение платного образования, а также интерес в специальности являются основными факторами правильности профессионального самоопределения. Таким образом, можно сделать вывод о том, что молодые люди чётко представляют себе, где их дальнейшие знания могут быть применены. Как правило, такие люди являются успешными и стабильными в своей деятельности.

Основной проблемой, с которой сталкиваются выпускники вузов при устройстве на работу, является опыт работы. Эта проблема является актуальной и на сегодняшний день, т.к. работодателю легче принять на работу опытного специалиста, нежели выделять время для обучения специалиста, который не имеет определённого опыта в данной сфере деятельности.

Успешность молодых специалистов, окончивших вуз, в профессиональной деятельности заключается в умении преподнести себя и в личных качествах. На основе этого можно сделать вывод, что молодым специалистам нужно развивать в себе такие качества, как умение вести диалог, противостоять скованности, а также имидж должен соответствовать данной работе.

Неправильность профессионального самоопределения не является основной проблемой трудоустройства выпускников вузов, так как часто при выборе вуза молодые люди четко представляют себе, где их дальнейшие знания могут быть применены, следовательно, гипотеза опровергается. Что касается проблемы занятости на старших курсах, то она существует, следовательно, гипотеза подтверждается.

Просмотров работы: 1868