РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ГОРОДСКОМ АНСАМБЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ В ГОРОДСКОМ АНСАМБЛЕ

Антонец Ю.Е. 1, Устич Н.А. 1
1Филиал ФГАОУ ВО “ЮФУ” в г. Железноводске
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В нашем мире насчитывается больше 2млн. городов, входящих в состав разных стран и расположенных в самых различных частях мира. Возникновение городов обуславливалось сооружением крепости. Чувствуя свою безопасность, временное поселение постепенно превращалось в постоянное место жительства. Таким образом, пошло представление о городе, как нечто цельном, отделившимся от всей окружающей местности. С течением времени города разрастаются, приобретают свою индивидуальность. Промышленный переворот способствовал быстрой урбанизации, а появление железных дорог, транспорта и различной техники, оказали большое влияние на структуру и планировку городов.

Современный город не отделим от понятия техники.

Техника (oт греч. techne - искусство, мастерство, умение) - совокупность средств человеческой деятельности. Техника облегчает трудовые усилия человека и увеличивает их эффективность, позволяет преобразовывать природу в соответствии с потребностями общества. Средствами техники пользуются для воздействия на предметы труда при создании материальных и культурных благ, исследования законов развития природы и общества, передвижения и связи, обслуживания быта.

Основную часть технических средств составляет производственная техника, к которой относятся машины и механизмы, инструменты, аппаратура управления машинами и технологическими процессами, а также производственные здания и сооружения, коммуникации и т. д. Развитие техники выражается в создании новых и усовершенствовании существующих типов машин, оборудования, повышения технического уровня производств, процессов, их комплексной механизации и автоматизации, в создании новых материалов, и т.п.

Одним из примеров внедрения техники в городскую структуру являются потянувшиеся ввысь многоэтажные жилые дома и здания офисов, увеличивающие свою этажность в зависимости от увеличения навыков строительства. Стоит обратить внимание на тот факт, что появившиеся в 20в. небоскребы Нью-Йорка, Чикаго, Токио и др. не изменяются, остаются в качестве культурного наследия, в то время как в России наблюдается массовый снос и новое строительство зданий и сооружений. Опять же, без помощи появившихся видов машин и оборудования мы просто не смогли бы этого достигнуть.

Развитие техники в значительной степени изменило и творчество архитектора. Особенностью архитектуры стали невиданные ранее принципы формообразования и организации пространства. Появление новых строительных материалов и технологий позволило облегчить вес конструкций, более рационально организовать внутреннее пространство помещений.

Появление оригинальных форм, конструкций и материалов привели к зарождению в архитектуре таких направлений, как конструктивизм, рационализм, функционализм и т. д. Сами названия говорят о том, что архитекторы стремились к созданию целесообразной, комфортной атмосферы с простыми и ясными формами зданий. Для выразительности их художественного образа используются асимметрия, контрастное противопоставление горизонтальных и вертикальных плоскостей, гармоничное сочетание постройки с окружающим пейзажем . «Современный архитектор больше не связан каким-то определенным стилем или эпохой. Технологические ограничения тоже на глазах уходят в прошлое. Будущее архитектуры - это неистовый вихрь экспериментов и переоценка многовековых традиций, а общество из простого потребителя или заказчика превратится в творческого партнера архитектора» (Марк Кушнер).

В процессе модернизации городской среды следует помнить об архитектурных памятниках, которые либо взаимодействуют с окружающими постройками, либо сохраняют изолированность в силу своей ансамблевости.

Ансамбль – элемент системы города. Существует 2 вида ансамблей.

К первому виду относят ансамбли, созданные в течении длительного периода времени ( в течение нескольких десятилетий, а иногда столетий). Зодчие более позднего времени строили новые здания и сооружения в других стилях и включали их в ранее определившуюся общую форму ансамбля, дополняя и развивая его замысел. К этому виду можно отнести Красную площадь в Москве, санаторно-оздоровительные и больничные комплексы, гостиницы. Множество примеров можно найти в городах КМВ.

К этому виду ансамблей можно отнести лечебно-оздоровительный комплекс «Велинград» в городе Кисловодске, состоящий из трех корпусов, каждый из которых выполняет свою функцию (фото 1). Благодаря вмешательству современных технологий он преобразился наилучшим образом. Значительно расширилось пространство, появилась возможность перехода между корпусами по коридорам, и конечно, улучшился внешний вид зданий.

Фото 1. «Велинград», г. Кисловодск

Ко второму виду относятся ансамбли, созданные единовременно, по единому замыслу, в едином архитектурном стиле. Примерами могут служить ансамбли курортных парков КМВ, ансамбль грязелечебницы им. Семашко в г. Ессентуки, Главные нарзанные ванны(фото 2), Нарзанная галерея, Филармония имени Сафонова в г. Кисловодске.

Фото 2. Главные нарзанные ванны, г. Кисловодск

И тот и другой вид городского ансамбля обычно входит в состав современного города, приспосабливаясь к его практическим потребностям. Исключение составляют ансамбли, превращаемые в историко-архитектурные музеи, которые образуют островки заповедники в современном городе, нередко окружаемые и отделяемые от современного города парком: дом-музей имени Ярошенко, дом-дача Шаляпина, ресторанно-гостинечный комплекс Замок «Коварства и любви» в г. Кисловодске( фото 3).

Фото 3. Ресторанно-гостинечный комплекс Замок «Коварства и любви», г. Кисловодск

Архитектурный памятник редко существует и воздействует изолированно. Он находится в определенном окружении. Это окружение, если оно не подчинено идее ансамбля, будет походить на плохо организованную выставку картин, где разнородные картины, повешенные рама к раме, мешают друг другу одним своим соседством и не дают возможности сосредоточиться на какой-либо из них. Здания же всегда находятся в соседстве с другими. Поэтому, если мы будем рассматривать ансамбли в общей системе города, то они все должны будут удовлетворять двум моментам: находиться в связи между собой и рассматриваться в общей своей совокупности.

Жизнь в современном мегаполисе все время усложняется. Человеку для эффективной работы и полноценного отдыха требуются адекватные условия, которые все больше зависят от технологических решений. Технологии современного города создают новую среду обитания. Если раньше в городе возвышались шпили соборов и колоколен, то сейчас в целях экономии площади вверх потянулись жилые и офисные здания (фото 4).

Фото 4. Армянская церковь, г. Владивосток.

Хочется обратить внимание на различное отношение общественности к сочетанию двух архитектурных стилей (старого и современного). Если одному это покажется гармоничным и привлекательным, то у другого может вызвать недоумение. «Люди живут в архитектурной среде, а она, в свою очередь, формирует их взгляды и определяет поведение» (Том Уилкинсон).

Благодаря церковной архитектуре и большому числу церквей в облике каждого европейского города визуально ярко представлено и соответственно тем или иным образом может восприниматься людьми религиозное измерение жизни и религиозные цели существования человечества. «Один собор стоит сотни теологических доказательств существования Бога» (Джулиан Барнс). Церкви – это не просто здания куда люди ходят молиться, это здания, облик которых ярко и определенно символизируют и наглядно, недвусмысленно сообщает о таком высоком предназначении и такой духовной цели, которую люди с религиозным чувством и религиозным сознанием реально ощущают и принимают, а все остальные просто знают о ее существовании, поскольку видят церковные здания своими глазами.

Поскольку современные люди ощущают и реализуют духовные стремления и цели в занятиях политикой, наукой, музыкой, искусством, поэзией, мы в какой-то мере начинаем выходить за «рамки и ограничения» отодвигая соборы на задний план и застраивать их (фото 5). Если они перестают существовать для нас как эталоны чистоты и веры, то просто обязаны сохранить за собой исторический ансамбль города и органично вписываться в городскую застройку.

Фото 5. Богоявленский Кафедральный собор, г. Москва

Язык архитектуры обязан учитывать физиологию и психологию человека. Необходимо избегать наглядного доминирования одного архитектурного объекта над другим. А для этого следует сохранять гуманный человеческий масштаб пространств и целостность городского восприятия, принципами ансамблевости.

Нарушение этих принципов вызывает дисгармонию архитектурной среды при строительстве новых зданий в существующей застройке.

«…если писатель пишет плохие книги, люди их просто не читают. Но если архитектор делает свою работу плохо, он обрекает какое-нибудь место на уродство на сотню лет» (Ренцо Пиано).

Говоря о внедрении современных технологий в городскую среду, можно рассуждать о двойственном ее характере. Существует ряд примеров, подтверждающий гармоничное сочетание старого и нового (фото 6). Обычно это проявляется в схожести архитектурных форм, использовании тех же материалов, соразмеренный масштаб. Мнение по поводу каждого архитектурного решения может быть абсолютно различным в силу различного отношения человека к современному подходу творца, собственному видению, настроению: порой вызывают недоумение, а иногда радуют глаз гармоничными сочетаниями.

Фото 6. Общественный центр, г. Казань

Одним из примеров гармоничного сочетания многие люди считают Стеклянную пирамиду, расположившуюся в самом центре ансамбля музея в Лувре в Париже. Отличающаяся своей формой и техникой выполнения, она являясь абсолютно прозрачной, не отвлекает внимание от главного здания.

Сначала проект стеклянной пирамиды подвергся резкой критике, но выяснилось, что она, как ни парадоксально, ничуть не испортила роскошный королевский дворец (https://ru.wikipedia.org/wiki/Пирамида_Лувра)

Еще одним примером, разделившим социальное мнение является модернизированная надстройка над уже давно сформировавшимся зданием, что в совокупности тоже образует некий ансамбль (фото 9). Как заявлял Анатоль Франс: «Если бы архитекторы ограничивались тем, что укрепляли старинные памятники, а не переделывали бы их, они заслужили бы благодарность всех, кому дорого наше прошлое…».

Фото 7. Ресторан Корона, г. Кисловодск

Акцентируя внимание именно на городе Кисловодске, можно сказать, что модернизация городской среды поднимает его на современный уровень. Город развивается, совершенствуется, большое влияние на застройку оказывает транспорт. Неизменными сейчас сохраняются лишь самые старые части города и курортный парк. Иногда проглядывается некий контраст старой и новой застройки.

Городам необходимо развиваться, и эту возможность предоставляет им технический прогресс, а именно: появление новых видов машин и оборудования, строительных материалов и конструкций. Тяга к разнообразию зрительных впечатлений, склонность к личностному самоутверждению и преклонение перед общественной пользой все чаще заставляют архитектора отказаться блюсти чистоту ансамблей, созданных предками. Нельзя говорить, что облик застройки городов ухудшается, утрачивая художественную гармонию. Важно подходить к застройке с точки зрения ансамблевости, что бы все архитектурные части города смотрелись единым целым, не нарушая зрительного восприятия.

Список используемой литературы

1. Гельфонд А.Л. Архитектурное проектирование общественных зданий и сооружений. - М.: Архитектура – С, 2006 г. 280С.

2. Соколов Л., Щербина Е., Малоян Г., Смолиц Т. Урбанистика и архитектура городской среды.- М.: Дрофа, 2014г. ISBN: 978-5-4468-0318-7, 272С.

3. Русанов Г.Е. Структура города и архитектурный ансамбль. // Архитектура на пороге 2000 года. Межвузовский тематический сборник трудов. - Л.: ЛИСИ, 1991. 495С.

4. Кавтарадзе С. Анатомия архитектуры. Семь книг о логике, форме и смысле.- М.: Высшая школа экономики, 2015г. ISBN: 978-5-7598-1205-0, 810С.

5. Уилкинсон Т. Люди и кирпичи.- М.: Альпина нон-фикшн, 2015г. ISBN: 978-5-91671-437-1, 978-1-4088-4366-6, 328С.

6. Кушнер М. Будущее архитектуры. 100 самых необычных зданий.- М.: Corpus, 2015г. ISBN: 978-5-17-091313-8, 100С.

Просмотров работы: 869