РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

РАЗВИТИЕ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ И ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ В ДОБУКВАРНЫЙ ПЕРИОД ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ

Шамсутдинова Д.Р. 1, Игошина Н.В. 1
1Магнитогорский государственный технический университет имени Г. И. Носова
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
Все большему числу детей ставится диагноз «умственная отсталость» и это способствует тому, что внимание к проблемам умственной отсталости так же возрастает. Как и всем людям, умственно отсталым также необходимо достижение максимально возможной самостоятельности и социализации в обществе. Однако социализация и достижение самостоятельности детей с умственной отсталостью чрезвычайно затруднена по многим причинам. Одной из них является неуспеваемость таких детей в школе, в том числе и неуспеваемость по русскому языку. Одним из важнейших этапов в изучении русского языка является обучение грамоте. Начинается данный этап с добукварных занятий, в задачи которых входит, в том числе, и развитие у детей слухового восприятия и фонематического слуха [2, c. 3]. Аксенова отмечала, что «четкость фонематических дифференцировок помогает ребенку овладеть правильным произношением звуков» [1, с. 121]. А это в свою очередь необходимо для того, чтобы непосредственно обучение грамоте было наиболее эффективным и качественным. Также необходимо отметить, что среди детей с интеллектуальной недостаточностью нередко встречаются дети с фонетико-фонематическим недоразвитием и первично нарушенным фонематическим слухом. В. В. Воронкова отмечала, что недостаточное восприятие и дифференциация коррелирующих фонем вследствие фонетико-фонематического недоразвития ведет к трудностям в овладении звуковым анализом и синтезом, что, в свою очередь, обусловливает существование затруднения при обучении чтению и письму. Ученики с недостаточно сформировавшимся фонематическим слухом не овладевают навыками фонетически правильного письма или овладевают ими в недостаточной мере [3, c. 85]. Таким образом, работа по развитию фонематического слуха с умственно отсталыми школьниками имеет большое значение на этапе добукварных занятий.

Основой фонематического слуха является слуховое восприятие. Это компонент такого познавательного психического процесса как восприятие в целом. Также фонематический слух обеспечивается такими психическими процессами как внимание, мышление, и в целом способность различения фонем на слух требует определенного уровня зрелости познавательных психических процессов. Однако познавательные процессы умственно отсталых детей характеризуются недоразвитостью, недостаточным объемом, низким уровнем мотивации и слабым контролем. Так как эти особенности значительно затрудняют работу по развитию фонематического слуха, при проведении этой работы с умственно отсталыми школьниками обязательно должны учитываться данные отклонения в познавательной сфере.

Начинать работу по развитию слухового восприятия В. В. Воронкова рекомендует с формирования у детей умения слушать, прислушиваться, различать звуки окружающей действительности. Также она отмечает необходимость в обучении детей слушать и различать голоса некоторых птиц и животных. Это реализуется с помощью стихотворений, загадок, потешек, в которых передаются голоса животных [2, c. 7]. Например:

Игра "Путаница"

Цель: Формирование умения слушать и различать голоса животных.

Ход игры: Детям предлагается послушать фрагмент стихотворения К. Чуковского и повторить все звуки, имитирующие голоса животных.

Свинки замяукали:

Мяу, мяу!

Кошечки захрюкали:

Хрю, хрю, хрю!

Уточки заквакали:

Ква, ква, ква!

Курочки закрякали:

Кря, кря, кря!

Воробушек прискакал

И коровой замычал:

Му-у-у!

Прибежал медведь

И давай реветь:

Ку-ка-ре-ку!

Гуси начали опять

По-гусиному кричать:

Га-га-га!

Кошки замурлыкали:

Мур-мур-мур!

Птицы зачирикали:

Чик-чирик!

Лошади заржали:

И-и-и!

Мухи зажужжали:

Ж-ж-ж!

Лягушата квакают:

Ква-ква-ква!

А утята крякают:

Кря-кря-кря!

Поросята хрюкают:

Хрю-хрю-хрю!

Следующий этап, который выделяет В. В. Воронкова - членение высказывания на слова. Работа на данном этапе начинается с усвоения термина «слово». Вначале учитель предлагает рассмотреть предметы, которые выставлены на столе (игрушки, учебные вещи), назвать, подсчитать, сколько их. Далее уточняется, сколько предметов назвали и сколько сказали слов. Повторяется первое, второе, третье слово, как правило, не более трех, т. е. столько, сколько дети могут сосчитать.

С этого момента вводится условно-графическая запись слов. На доске учитель (у себя на парте - каждый ученик) выкладывает столько полосок, сколько названо слов.

Затем вместо натуральных предметов используют их изображения: называют нарисованные предметы, слова условно-графически записывают. Только после такой предварительной работы можно предлагать любые слова (пока только названия предметов) без наглядного подкрепления [2, c. 8]. Здесь можно использовать игру:

Игра "Сколько слов - столько полосок"

Цель: Отработка навыка выделения слова на слух.

Ход игры:

Учитель: Ребята, послушайте внимательно слова и сосчитайте их. Сколько слов услышите, столько полосок и выложите на парте.

Используем несколько рядов слов: 1. Лошадка

2. Цветок, поляна

3. Книга, тетрадь

4. Ромашка, Василек, Тюльпан

5. Брюки, юбка, платье, рубашка.

Далее учим детей определять количество слов в предложении. Сначала дети учатся строить предложения на основе непосредственно производимого ими действия, или действия, изображенного на рисунке («ситуативные» картинки), или на тему, данную учителем.

- Скажите, что делает Саша? Что делает Миша?

- Саша рисует. Миша пишет.

Учитель объясняет, что сейчас сказали предложение. Предложение записывают одной длинной чертой, указывая его начало и конец. Предложение состоит из слов. Уточнив, сколько слов в составленном предложении, называют их и делают соответствующую запись.

Таким образом, продолжая формировать представление учащихся о слове, необходимо учить их относить к словам названия не только предметов, но и действий. Предложения сначала составляются из двух, затем из трех и более слов.

Только после этого можно приступить к членению предложения, данного учителем, без предварительного его составления. Произносить его следует с паузами между словами. Условно-графическая запись помогает учащимся более наглядно осознать состав предложения, сделать его анализ [2, c. 8].

Для закрепления навыка членения предложения на слова можно использовать игру:

Игра "Шифровщики"

Цель: Отработка навыка выделения слова из предложения.

Ход игры:

Учитель: Вы еще не умеете писать, но вы умеете шифровать предложения. Давайте поиграем в шифровщиков. Послушайте предложение и выложите его у себя на парте из полосок.

Пример условно-графической записи предложения: Собака ест корм.

 

.

         
         

 

Миша пошел гулять.

Мама испекла пирог.

Оля нарисовала красивый цветок.

Следующий этап работы - деление слов на слоги. На первых порах термин «слог» не дается, о нем говорится как о «части слова». Учитель может прочитать рассказ или передать содержание сюжетной картинки, так чтобы некоторые слова, в данном случае имена детей, звучали в послоговой разбивке. «Девочки пошли в лес за грибами. Разбрелись по лесу и стали перекликаться: Ка-тя! Та-ня! Маша!»

- Как девочки зовут друг друга?

- Ка-тя! Та-ня! Ма-ша!

Внимание учеников акцентируется на том, что слова произносятся по частям, каждое слово состоит из нескольких частей. После этого уточняется, какая часть первая, какая вторая. Условно-графической записью моделируется слоговая структура слова.

Затем для анализа можно взять и другие слова, состоящие из двух-трех слогов (ру-ка, кош-ка, ма-ши-на). В дальнейшем вводится понятие «слог», становясь единственным термином в речи учителя и учащихся. Для закрепления значения слова можно использовать такие игры, как угадывание слова по первому или второму слогу.

- Я задумала слово, первый слог его ма. Кто угадает, какое это слово? Учащиеся сами могут называть один из слогов задуманного ими слова, а остальные будут отгадывать его [2, c. 9].

Для закрепления навыка выделения слога и слова можно использовать игры:

Игра "Животные едут в зоопарк"

Цель: Отработка навыка выделения слога из слова.

Оборудование: картинка поезда из трех вагонов, картинки животных.

Ход игры:

Детям говорится о том, что есть животные, которым нужно помочь уехать в зоопарк на поезде. Поезд из трех вагонов. Чтобы помочь животным, детям будет необходимо посчитать, сколько слогов в названии каждого из животных. А затем, в первый вагончик посадить тех, в названии которых один слог, во второй - в названии которых два слога, в третий - в названии которых три слога. Названия животных:

Волк

Лиса

Заяц

Жираф

Слон

Попугай

Игра "Холодильник"

Цель: Отработка навыка выделения слога из слова.

Оборудование: изображение холодильника с тремя полками, картинки продуктов.

Ход игры:

Детям говорится о том, что бабушка сходила в магазин и принесла много продуктов домой. Продукты хранят в холодильнике. В холодильнике три полки. Детям нужно помочь бабушке разложить все продукты на нужные полки. Для этого детям будет необходимо посчитать, сколько слогов в названии каждого продукта, а затем, на первую полку положить те продукты, в названии которых один слог, на второй - в названии которых два слога, на третий - в названии которых три слога. Названия продуктов:

Масло

Колбаса

Сыр

Молоко

Хлеб

Сок

Последним этапом является выделение звуков речи [А], [У], [М], с которых начинается овладение грамотой. Знакомство детей со звуком начинается с выделения слога, состоящего из одного звука, гласного а, который находится в начале слова под ударением, так как в этой позиции гласный легче выделить. Можно предложить детям игровую ситуацию: «К нам в гости пришла кукла. Как звать ее, знаю только я. Давайте называть имена. Может быть, кто-нибудь угадает, как зовут куклу?» Если в классе есть девочка Аня или мальчик Алик, то проще будет соотнести имена детей и куклы. Дальше работа идет уже по знакомому пути: слово делится на слоги, выделяется первый слог. Учитель объясняет, что этот слог состоит из одного звука. Интонационным подчеркиванием он помогает учащимся услышать нужный звук в слове, а затем произнести его изолированно. Условно-графическая запись звука оформляется в виде кружка или квадрата. Для умственно отсталых детей умение различать звуки по звуковой характеристике являются весьма сложной задачей, поэтому на данном этапе рекомендуется не акцентировать внимание детей на различении гласных и согласных звуков [2, c. 9].

Игры для закрепления навыка выделения звуков из слов:

Игра "Хлопни"

Цель:Отработка навыка выделения звука из слова.

Ход игры:

Учитель: Ребята, сейчас я буду говорить слова. Хлопните, когда услышите слово со звуком [А] / [У] / [М].

Игра "Магазин"

Цель: Отработка навыка выделения звука из слова.

Оборудование: изображение корзины, предметные картинки товаров.

Ход игры:

Говорим детям о том, что мама попросила нас сходить в магазин и купить все продукты, в названии которых есть звук [А]. Предлагаем предметные картинки: арбуз, лук, малина, хлеб, молоко, машинка, юла, мишка и т.д.

Далее все то же самое проводится для звуков [У] и [М].

Игра "Кто больше слов придумает"

Цель: Отработка навыка выделения звука из слова.

Ход игры:

Учитель: Ребята, придумайте как можно больше слов со звуком [А] / [У] / [М].

Ребенок, придумавший наибольшее количество слов на заданный звук получает фишку.

Таким образом, развитие у умственно отсталых учащихся умения слышать и выделять слова, слоги, звуки подготавливает детей к более эффективному обучению грамоте, способствует развитию правильного звукопроизношения и способствует предупреждению грубых нарушений чтения и письма.

Список литературы:

  1. Аксенова А. К. Методика обучения русскому языку в специальной (коррекционной) школе: учеб. для студ. дефектол. фак. педвузов / А. К. Аксенова - М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. - 316 с.

  2. Воронкова В. В. Обучение грамоте и правописанию в 1-4 классах вспомогательной школы. / В. В. Воронкова - М.: Школа-Пресс, 1995. - 128 с.

  3. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе: Пособие для учителей и студентов дефектолог. ф-тов пед. ин-тов / Под ред. В. В. Воронковой - М.: Школа-Пресс, 1994. - 416 с.

Просмотров работы: 1733