МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ: ЗНАЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ. - Студенческий научный форум

VIII Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2016

МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ УСЛУГАМИ: ЗНАЧЕНИЕ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ.

Крутова М.А. 1, СЛАТВИЦКАЯ И.И. 1
1Институт сферы обслуживания и предпринимательства (филиал) ДГТУ
 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
В процессе формирования постиндустриального общества, первостепенную роль стала приобретать международная торговля услугами. С каждым годом удельный вес сектора услуг в ВВП стран увеличивается и, таким образом, его значение становится все более определяющим в развитии экономического роста и материального благосостояния государств. Необходимо отметить, что колебания и темпы изменения объемов международной сферы услуг значительно варьируют, так как на их пропорции оказывает влияние ряд факторов, а именно: степень развитости экономик стран мира, общее геополитическое состояние государств, обеспеченность стран географическими преимуществами и т.д. Практическая значимость сферы услуг многообразна, и состоит главным образом в том, что посредством нее создается и совершенствуется инфраструктура общества; она способствует образованию новых рабочих мест, благоприятствует увеличению качества и уровни жизни населения; ее функционирование и степень развитости способствуют повышению конкурентоспособности отдельных национальных экономик, увеличению производительности и т.д.

Для более детального и углубленного выявления соответствующих тенденции и закономерностей, которые сложились в сфере международной торговли услугами, необходимо обозначить ключевые факторы, обуславливающие динамичный рост сферы услуг и ее широкую диверсификацию в современных условиях. К таковым относятся:

— последствия НТП и сопряженные с ним фундаментальные сдвиги в международном разделении труда. При этом претерпевает изменения сама структура услуг, видоизменяются и возникают совершенно новые виды услуг, увеличиваются их качественные и количественные соотношения, которые ведут к многообразию их форм;

— рост общей открытости национальных экономик, в связи с чем все большая часть услуг становится объектом международной торговли;

— высокая зрелость экономик развитых стран;

— трансформирование структуры потребления населения современного мира, которое все более ориентированно на потребление услуг;

— переход ведущих стран современного мира, а вслед за ними и прочих стран к современному «новому информационному обществу», в основании которого лежит рост потребления услуг [4].

Характерной отличительной особенностью и закономерностью развития мирового хозяйства является то, что значение отраслей материального производства относительно уменьшается при достаточно высоких темпах роста сферы услуг. О чём и свидетельствуют статистические данные. Сравнительно-сопоставительный анализ показывает, что общий объем мировой торговли услугами, за период с 1980-2013 год увеличился почти в тринадцать раз. Так, если в 1980 г. он составлял 367 млрд. долл. США, то, в 2013 году, он приблизился к 4,6 трлн. долл. США[1].

Нынешний этап развития мирового хозяйства свидетельствуют о все возрастающей роли международных услуг, их динамизации. Именно поэтому возникает объективная необходимость проведения исследовательских мероприятий в этой области. Проведем анализ современного положения рынка международной торговли услугами и определим место России в нём.

Общее состояние международной торговли услугами за период 2014 г. и начала 2015 г. характеризуется невысокими темпами ее роста. Основными факторами, обусловившими данную негативную тенденцию стали следующие: сравнительно низкий рост ВВП в странах с развивающимися рынками, неустойчивое восстановление экономики в развитых странах, а также растущие геополитические риски и угрозы. Также значительно усугубило ситуацию колебание валютных курсов и укрепление американского доллара по отношению к другим валютам в период с июля 2014 г. по март 2015 г [2] .

Мировой экспорт коммерческих услуг в анализируемом 2014 г. вырос на 4% и принял стоимостное значение равное 4,9 трлн. долл. В 2014 г. все регионы мира продемонстрировали рост поставок коммерческих услуг от 1% до 6%. Исключение составили лишь страны зоны СНГ, там рассматриваемый показатель уменьшился на 8%.(см. табл. 1)[3].

Таблица 1

Ведущие экспортеры и импортеры в мировой торговле коммерческими услугами в 2014 г.

Источник: WTO and UNCTAD Secretariats, Press release, PRESS/739, Geneva, April 14, 2015, p.16

Сходные тенденции прослеживались в 2014 г. и в импорте услуг: рост на 5% в целом по регионам мира, за исключением зоны СНГ (снижение на 4%). В сфере экспорта коммерческих услуг лидеры не изменились, ими являются в большинстве своем развитые страны, которые удерживают главные позиции уже в течение ряда лет. США занимает первую позицию (686 млрд долл., доля в глобальном экспорте 14,1%), за ней следует Великобритания (329 млрд долл., 6,8%) и Германия (267 млрд долл., 5,5% соответственно). Среди стран - импортёров услуг на 1-м месте вновь обосновались США (454 млрд., долл., с удельным весом в мировом импорте 9,6%), на 2-м – Китай (382 млрд. долл., 8,1%) и замыкает тройку лидеров по этому показателю – Германия (327 млрд. долл., 6,9%). Таким образом, статистические показатели, представленные, в таблице 1 демонстрируют, что ведущими странами экспортерами-импортерами услуг по состоянию на 2014 год являются следующие развитые страны: США, Германия, Великобритания, Франция, Япония и Китай. Доля России в глобальном экспорте и импорте услуг в 2014 году составила 1,3% и 2,5% соответственно, что свидетельствует о сравнительно слабой вовлеченности нашей страны в международный обмен услугами. Россия на международном рынке услуг в 2014 г. занимала 22-е место по экспорту и 11-е место по импорту услуг.

Спад инвестиционной активности, как в России, так и за рубежом, обусловивший значимое сокращение стоимости услуг в сфере строительства и прочих деловых услуг стал одним из главных факторов, определивших снижение темпов прироста экспорта и импорта услуг как в России так и в целом мире.

Проанализируем более детально состояние международной торговли услугами в России на современном этапе и выявим соответствующие тенденции. Внешнеторговый оборот услуг РФ в 2014 году составил 186,8 млрд. долларов США, уменьшившись по сравнению с 2013 годом на 5,9%. Дефицит баланса услуг снизился на 5,1% до 55,3 млрд. долларов США. За весь анализируемый период с 2012-2014 год импортные операции были выше экспортных (отрицательное сальдо баланса). Это говорит о том, что Россия на мировом рынке выступает нетто-импортёром услуг (см. рис.1).

В 2014 г. по сравнению с предыдущим годом Российская Федерация ухудшила позиции как в сфере импорта, так экспорта, о чем явно свидетельствуют данные рис.1. В 2014 году экспорт товаров составил 65,7 млрд. долларов США, что ниже относительно показателя 2013 года (70,1 млрд. долларов США) на 6,2%, или на 4,4 млрд. долларов США, а импорт составил 121 млрд. долларов США, тогда как в 2013 году 128,4 млрд. долларов США.

Рисунок 1. - Соотношение основных параметров внешней торговли Российской Федерации услугами в 2012-2014 годах (млрд. долларов США)[4]

Проанализируем и сопоставим структуру экспорта и импорта России в начале 2015 года. Обратимся к рис.2, который иллюстрирует, что спектр экспортных операций в нашей стране формируется в основном за счет 3 составляющих: услуг транспорта, на который приходилось в I квартале 2015 году порядка 32% всех оказываемых услуг, прочих деловых услуг с удельным весом в 24%, и поездок, составляющих 16% . Таким образом, вместе 3 приведенные статьи предоставляемых услуг занимают в общей структуре экспорта примерно 72%.

Экспорт услуг сократился в начале 2015 до 11,8 млрд. долларов США (15,1 млрд. долларов США в январе - марте 2014 года), сокращение с сопоставимым периодом составило 3,3 млрд. долларов США или в процентном соотношении равнялось 22% . Снижение коснулось всех основных позиций, однако более существенно затронуло сегмент услуг, связанный с реализацией затратных капиталоемких проектов, в первую очередь в сфере строительства и архитектуры.

Снижение торговых потоков привело к сокращению предоставляемых нерезидентам транспортных услуг на 19,5%, до 3,7 млрд. долларов США. Падение объема оказанных услуг по статье "Поездки" на четверть, до 1,9 млрд. долларов США объяснялось большею частью уменьшением удельного веса поездок нерезидентов из стран дальнего зарубежья, в первую очередь за счет их наиболее затратных видов: служебных и частных поездок.

Рисунок 2. - Структура экспорта и импорта услуг РФ в I квартале 2015 года

(в % к итогу) [5]

Импортная структура доминирующих услуг в России на начало 2015 года представлена аналогичными статьями, что и экспортная. Так, на транспортные услуги приходится 12%, на поездки 37%,на прочие деловые услуги 22%. Таким образом, на 3 основные обозначенные статьи приходится порядка 71% всего совокупного импорта. По итогам I квартала 2015 года импорт составил 20,3 млрд. долларов США, что ниже показателя сравниваемого периода 2014 года на 5,9 млрд. долларов США, в удельном выражении сокращение составило 22,6%. Более кардинальным в абсолютном выражении было уменьшение по статье "Поездки" (на 2,8 млрд. долларов США, до 7,5 млрд. долларов США), обусловленное уменьшением количества выездов резидентов за границу. На фоне общеэкономического кризиса и спада спрос на прочие услуги снизился на 2,0 млрд. долларов США, или на 16,7%, до 10,2 млрд. долларов США. Наиболее динамичное снижение импорта транспортных услуг на 28,9% было обусловлено сокращением грузовых, а также пассажирских перевозок, обслуживаемых зарубежными компаниями.

На общее сокращение экспорта и импорта услуг оказали значительное влияние и экономические санкции, примененные за период 2014 - 2015 г. против России некоторыми из ее важнейших торговых партнеров. Во многом именно они стали катализатором негативных тенденций сформировавшихся в данном секторе.

Однако в целом мировая торговля услугами имеет поступательный характер развития. Тенденцияувеличения доли услуг в общей структуре ВВП характерна и для России, но позиции нашей страны на данном рынке очень слабые, так как российские компании по сравнению с мировыми лидерами неконкурентоспособны. Основными факторами, сдерживающими участие России в международной торговле услугами являются: отставание от развитых экономик в высокотехнологичных отраслях; отсутствие собственных ТНК в сфере услуг; техническое отставание транспортной инфраструктуры; существенный дефицит различных средств транспорта; слабое развитие туристической инфраструктуры, нехватка и неподготовленность специалистов в сфере услуг и т.д.

Таким образом, резюмируя вышеизложенное, можно заключить, что сфера услуг, являющаяся частью всей внешней торговли, выступает ключевой парадигмой современного экономического развития в мире. Следует констатировать, что доля оборота услуг России на сегодняшний день остается невесомой во внешнеэкономических связях и на мировом рынке наша страна по этому показателю занимает отстающие и периферийные позиции. Экономическая политика государства ориентированная на инвестиции в человеческий капитал, модернизацию непроизводственной сферы, способна переориентировать топливно-сырьевую направленность всей российской внешней торговли и создать необходимые предпосылки для построения диверсифицированной структуры российского экспорта с преобладающей долей услуг в перспективе.

Библиографический список

  1. Доклад ВТО о мировой торговле по итогам 2014 г. URL: http://www.wto.ru/2014/11/12/дата обращения: 10.11.2015).

  2. А.Макаров, А. Пахомов. Итоги мировой торговли товарами и услугами в 2014 г. URL: http://www.iep.ru /files/RePEc/gai/ruserr/378Pakhomov.pdf (дата обращения: 10.11.2015).

  3. Статистический сборник. Внешняя торговля Российской Федерации услугами в 2014 году. URL: http://www.cbr.ru/statistics/credit_statistics/External_Trade_in_Services_2014.pdf(дата обращения: 23.11.2015).

  4. Международная торговля услугами в общей системе междунарождных экономических отношений 2015 URL: http://www.center-yf.ru/data/economy/Mezhdunarodnaya-torgovlya-uslugami-v-obshei-sisteme-mezhdunarodnyh-ekonomicheskih-otnoshenii.php дата обращения: 29.11.2015).

  5. Вестник Банка России. Платежный баланс, международная инвестиционная позиция и внешний долг российской федерации I квартал 2015 года http://www.cbr.ru/Publ/Vestnik/ves150901072-73.pdf

Просмотров работы: 7179